«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2020_doklad.docx600.96 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

2019-2020 г.г.  

 Во второй  группе раннего возраста

Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

    Воспитатель: Фанаскова Нина Давыдовна

                                2020г.

Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

C:\Documents and Settings\user\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200109_163244.jpgC:\Documents and Settings\user\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200109_163127.jpg

Цель: научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1. Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать желание заниматься; воспитывать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом.

2. Научить выражать свои чувства и эмоции, говорить четко, внятно. укреплять мышцы артикуляционного аппарата; формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции; развивать у детей артикуляционный аппарат, интонационную выразительность голоса, речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

Предполагаемый результат: Выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения у детей. Поддержание интереса ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребности в логопедических занятиях. Побуждать активность, самостоятельность, инициативность.

C:\Documents and Settings\user\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200109_163343.jpgC:\Documents and Settings\user\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200109_163046.jpg

«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям 2, 3, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить»правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка

 Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например «часики», «качели», «окошко», «улыбка».                                                                                                                                                  В начале  учат детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы.                                                                                                                                                                                    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд                           (удержание артикуляционной позы в одном положении) .                                              

Статические упражнения для языка

 1. Птенчики.                                                                                                                                               Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка.                                                                                                                                         Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.                                                                                                                                               Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка (Стрелочка. Жало).                                                                                                                       Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится).                                                                                                                                       Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.                                                                                                                                                     Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 7. Грибок.                                                                                                                                                                            Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы…                                          Затем  знакомят детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье».      

             Динамические упражнения для языка.

 1. Часики (Маятник).                                                                                                                                  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.                                                                                                                                                 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.                                                                                                                                                        Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку).                                                                                                           Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.                                                                                                                                         Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 6. Катушка.                                                                                                                                          Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.                                                                                                                                    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 8. Гармошка.                                                                                                                                         Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 9. Маляр.                                                                                                                                                Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 10. Вкусное варенье.                                                                                                                                Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 11. Оближем губки.                                                                                                                                        Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом.                  Необходимо обращать внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно, на положение органов артикуляции.                         В старшем дошкольном возрасте  знакомят детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер»….

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

- улучшить координацию движений пальцев рук;                                                                    - выработать правильное речевое дыхание;                                                                                                  - развить интонационную выразительность голоса;                                                             -  научить выражать свои чувства и эмоции;                                                                                       -  совершенствовать пластику движений.

В детском саду артикуляционную гимнастику необходимо  проводить ежедневно, на НОД, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Продолжительность видов деятельности в режимные моменты или так называемые «пятиминутки»:

1 минута – развитие мелкой моторики;                                                                                     1 минута – развитие дыхания и голоса;                                                                                                                                                                                                   1 минута – развитие мимики;                                                                                                                    2 минуты – развитие артикуляции;

Артикуляционная гимнастика должна проводиться в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

- Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.

-  При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.

- Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать  работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

Сказка о Весёлом Язычке                                                                                                             или                                                                                                                                                                                            Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих - не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: поэтому детские книжки необходимо читать вслух, детям необходимо давать слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов... Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком  избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной  проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

Сказка о (Веселом язычке.)

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза.) В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул... (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз , почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

 «Репка»

Оборудование: игрушечные репка, лопатка, лейка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лошадка.

Воспитатель. Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки.)                     Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя-пя-пя.)                                           Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком.)                                                               Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот, высунуть язык, подышать, как собачка.)                                                                                                               Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает. (Показать язычок, спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут.                                                                                                 Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же ее разбудил. (Открыть рот, язычок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку!                                                    Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)

«Теремок»

Оборудование: игрушечные домик, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу.)                           Вокруг теремка был забор, вот такой. (Упражнение «Заборчик».)                                        В домике окошки - вот такие. (Открыть рот.)                                                                          Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются.) Увидела мышка теремок, постучала: т-т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя-пя.) Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу.)                               Скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок, стучится: т-т-т. Спрашивает: «Кто в теремочке живет?»                                                                                                           - «Я, мышка-норушка, заходи в теремок». Зашла лягушка в теремок, и стали они с мышкой печку разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами.) Мимо скачет зайка, прыг-скок. (Поднять язычок вверх, опустить вниз.) Пустили и зайчика в теремок.                                                                                 Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает. (Облизать нижнюю губу влево-вправо.) Стала и лиса жить в теремке.                                                                       Идет по лесу волк, воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперед.) Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок «смотрит» влево-вправо.) Пустили и волка в теремок.                                                                                                            Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает. (Облизать верхнюю вниз.) Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу. Теремок заскрипел — х-х-х — и развалился. Все звери разбежались

  Артикуляционные сказки

(Т.В. Мецлер)

Жил веселый Язычок                                                                                                                                                       В маленьком домишке,                                                                                                                                Превращался во что мог                                                                                                                                                              На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился                                                                                                                                               И на губке развалился.                                                                                                                               Распластался, растянулся                                                                                                                                                  И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,                                                                                                                                   Язычок поднялся вверх,                                                                                                                                 Потянулся, изогнулся                                                                                                                                                    И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,                                                                                                                                     Стал он тонкий, как иголка.                                                                                                                               Язычок свой потяни                                                                                                                                                      И иголкой уколи.

На тонкой ножке                                                                                                                                                     Стоит грибок у дорожки.                                                                                                                                                 Язык свой к нёбу прилепляй                                                                                                                                    И грибочек ты срывай

Ходят часики тик-так,                                                                                                                                                       Не остановишь их никак.                                                                                                                                  Влево - тик, вправо - так,                                                                                                                                             Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, -                                                                                                                                                           Это скачут лошади.                                                                                                                                                       Языком пощелкай ты,                                                                                                                                             Как копытами они.

Язычок наш захотел:                                                                                                                                                                                                                           На качелях полетел!                                                                                                                                             Летят они то вверх, то вниз.                                                                                                                                   Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычок                                                                                                                                         вкусное варенье,                                                                                                                                        Приготовил он друзьям                                                                                                                                                это угощенье.                                                                                                                                                        Варенье приятное,                                                                                                                                                    вкусное, ароматное.                                                                                                                                             Язычок подними, варенье                                                                                                                                                            с губки оближи.

Плюс развитие речевого и неречевого дыхания

Методическая литература:                                                                                Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.                                                                                                     Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н  ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.                               Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.                                Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.               Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.                        Косинова Е. Гимнастика для развития речи.                                                                 Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.                                              Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"

План по самообразованию. Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей  дошкольного возраста". Работа с детьми раннего и младшего возраста....

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».

В данной констультации для родителей представлен материал то теме «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста», описаны: понятие пальчиковой гимнастики, це...

Презентация. Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей дошкольного возраста....

Презентация на тему "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста".

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста....

Презентация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"...