Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Головко Лариса Вячеславовна

В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Составитель

                                                                    Воспитатель ГБОУ школы-интерната № 68

                                                                                     Пушкинского района СПб

                                                                         (отделение дошкольного образования)    

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста

Актуальность данной темы подтверждена Федеральным государственным образовательным стандартом, который вступил в силу 1 января 2014 года. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. ФГОС рекомендует осуществлять образовательную деятельность с детьми в игровой форме, так как игровая деятельность является ведущим видом деятельности, в процессе которой решаются задачи практически всех образовательных областей. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, в том числе и пальчиковые игры.

Я уверена, что практически у каждого из нас есть воспоминания из детства, в которых наши мамы, бабушки играли с нами в известные всем простые игры,  такие,  как «Ладушки», «Сорока-ворона».

Пальчиковые игры известны с давних времен, они появились задолго до научного подтверждения того, что речь ребенка зависит от развития мелкой моторики. Я думаю, что придуманы они были еще в те времена, когда не было игрушек. Руки-то и служили самым доступным обьектом для игр. Играя с пальчиками, люди в те времена не догадывались, какую пользу они приносят их ребенку. Игры служили веселым, увлекательным развлечением. Хотя уже Аристотель заключил: «Рука-это инструмент всех инструментов», а В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори.

На современном этапе можно с уверенностью заявить, что пальчиковые игры приносят не только радость ребенку, но и огромную пользу. Простые, на первый взгляд,  движения помогают убрать напряжение, способны улучшить произношение многих звуков. Развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. То есть, стимулируя тонкую моторику, мы этим самым активизируем зоны, отвечающие за речь. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, с самого раннего возраста начинайте развивать его руки - пальчики и кисти.

Зачастую о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой многие родители узнают только перед самой школой. Чтобы не столкнуться с этой проблемой, рекомендую уделять внимание развитию мелкой моторики, пока ребенок еще мал.

Пальчиковая гимнастика является одним из способов развития мелкой моторики. К плюсам пальчиковых игр можно отнести:

  1. Эмоциональность. Пальчиковая гимнастика вызывает у детей положительные эмоции и желание повторять понравившиеся движения снова и снова;
  2. Общедоступность. Заниматься пальчиковой гимнастикой можно в любое время и в любом месте;
  3. Насыщенность. Во время одной игры решается сразу несколько развивающих задач – речевое, физическое, интеллектуальное развитие.

Вашему внимании предлагаю подборку  пальчиковых игр, наиболее полюбившихся детьми средней группы.

(Одна из ручек- веточка, её вытягиваем вперед. Вторая ручка - паучок, который гуляет по веточке)

«Паучок»

Паучок ползет по ветке,                              (паучок бегает по предплечью)

А за ним ползут и детки.                             (паучок бегает по другой руке)

Дождик с неба вдруг полил,                     (выполняем стряхивающие движения

                                        кистями  обеих рук)  

Паучков на землю смыл.                            (Хлопок ладонями по коленям)

Солнце стало припекать,                            (Ладони прижаты боковыми

                                                                           сторонами друг к другу.

                                                                           Пальцы разведены, качаем руками)

Паучок ползет опять,                                    (пальцы рук снова бегают по  

                                                                             предплечью)

А за ним ползут и детки,

Чтобы посидеть на ветке.

«Два медведя»

Сидели два медведя                                          (руки сомкнуть в замок и   

На тоненьком суку,                                            поворачиваем ими из

                                                                                стороны в сторону)                                                                                                                              

Один читал газету,                                             (разводим руки в стороны,

                                                                                 как при чтении газеты)

Второй молол муку.                                          (стучим одним кулаком по  

                                                                                  другому)  

Раз: ку-ку,                                                             (кулаки падают на колени)

Два: ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке,                                                           (показываем пальцем на нос) 

Хвост в муке,                                                       (показываем рукой за спину)

Уши в кисло молоке.                                         беремся пальцами за ухо)

У детей особый интерес вызывают пальчиковые игры с использованием нестандартных предметов: зубные щетки, резиночки для волос, шестигранные карандаши, шишки.

Подводя итог, хочется отметить, что Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования от 18 октября 2013 года детализирует конкретные умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику. Согласно документу воспитатель должен владеть умением проводить занятия с дошкольной образовательной группой, игры; осуществлять организацию художественной, творческой, продуктивной деятельности детей в форме занятий с дошкольной образовательной группой, развивающих игр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль пальчиковых игр в развитии речидетей дошкольного возраста»...

Роль пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей •Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста...

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала...

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».

В данной констультации для родителей представлен материал то теме «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста», описаны: понятие пальчиковой гимнастики, це...

Презентация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"...