Консультация для педагогов: «Волшебный мир конструирования»
консультация

Курмахина Надежда Александровна
Консультация для педагогов: «Волшебный мир конструирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_konstruirovanie.docx96.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Волшебный мир конструирования»741DA5B0-3EE5-438D-AFCB-F772C0328B0F.JPG

Материал подготовила: Курмахина Н.А.

      В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию. Этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. 

    В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего - конструирование.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»);

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

     Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

    В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.

    В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивно-техническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

     Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором

  1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
  2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
  3. Сборка частей модели.
  4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
  5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

   Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Одной из основных линий, в рамках решения годовой задачи, в организации конструктивной деятельности с детьми, является: развитие мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса дошкольника.

    В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.

    Для решения этой задачи организуется разнообразная деятельность педагога с детьми в режимных моментах и образовательная деятельность, в свободной самостоятельной деятельности, дети применяют навыки, полученные из рассказа педагога и из своих наблюдений, составляя разные виды рассказов.

    Поэтому в процессе конструирования с детьми тематических построек, необходимо использовать  разные виды рассказывания: повествовательные, описательные, которые помогают рассказать или презентовать свой продукт деятельности. А так же речь - рассуждение, в которой каждый ребенок рассказывает всю последовательность в своей работе: почему он построил именно эту композицию, для чего она нужна и т.д., то есть выдвигает свои предполагаемые гипотезы, и их анализирует. Это в полной мере позволяет сделать вывод для чего он делал свою постройку.

     В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

Ребенок начинает учиться сроить свой повествовательный рассказ о постройке по образцу взрослого, пересказывая, ребенок передает свои действия при сборке, что он делал в самом начале, и что потом, и какие использовал детали для этого.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжает развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к «конструированию по образцу и замыслу» прибавляется « конструирование по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

В этом возрасте еще преобладает использование повествовательного рассказа, но постепенно педагог начинает вводить и описательный рассказ, где ребенок начинает описывать определённые признаки постройки, какой внешний вид у постройки, чем она отличается от других построек, т.е ребенок называет признаки, характерные именно для его постройки.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В этом возрасте ребенок уже хорошо применяет свои навыки в описательном рассказе. Так как старшие дошкольники уже имеют определенные знания об окружающем мире, педагог начинает знакомить их с еще одним видом речи: рассказ - рассуждение. Этот вид речи является самым сложным для воспроизведения его детьми. Он требует постоянных тренировок в рассказывании. Поэтому педагог создает такие проблемные условия для создания постройки, чтобы ребенок после ее построения хотел поделиться своей радостью о своей проделанной работе и рассказать о ней другим детям, почему он её построил и для чего она нужна.

Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее.

К школе у детей подготовительной группы формируются все виды речи. Ребенок, умея анализировать и обобщать, свободно может рассказать о предисловии своей созданной постройки. Не применяя в своей деятельности схем (при условии, что ребенок уже знает конкретный алгоритм постройки и его описания) он опирается на полученные ранее знания, и воспроизводит строение по воображению и на определенную тематику.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Реализация работы по техническому моделированию в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики МБУ;

- обеспечению работы в рамках ФГОС, а именно реализация принципа интеграции ОО;

- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

Источник: интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Конструирование - что это?"

В данном материале раскрывается понятие конструктивной деятельности дошкольников, даны направления развития конструктивной деятельности по возрастам....

Консультация для педагогов «Волшебный мир конструирования»

 В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать ...

Консультация для педагогов Тема: «ЛЕГО - конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»

        Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит – играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуально...

Консультация для педагогов Тема: «ЛЕГО - конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»

Консультация для педагогов Тема: «ЛЕГО - конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»...

Консультация для родителей: «Волшебный мир конструирования»

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития реб...

Консультация для педагогов "АКТУАЛЬНОСТЬ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ"

В статье показаны возможности лего-технологий для  развития детей  старшего дошкольного  возраста. Автор делится опытом использования лего-конструирования в коррекционно - логопедическо...

Консультация для родителей "ВОЛШЕБНЫЙ МИР КОНСТРУИРОВАНИЯ"

Консультация для родителей "ВОЛШЕБНЫЙ МИР КОНСТРУИРОВАНИЯ"...