Главные вкладки

    Консультация по конструированию, ручному труду на тему:
    «Волшебный мир конструирования»

    Кононенко Ирина Леонидовна

    Консультация для педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов: «Волшебный мир конструирования»

     

    В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

    Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, деревянных деталей, природного материала.

    По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность.

    Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр. Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре; в нем находит отражение стремление ребенка действовать как взрослый, быть на него похожим.

    В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

    Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

    - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»);

    - дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

    - формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

    Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

    В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.

    В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивно-техническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

    Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

    1. Конструирование (от латинского construсtio - построение)
      -это означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
    2. Моделирование то процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета.

    Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

    Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

    Алгоритм работы с конструктором

    1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
    2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
    3. Сборка частей модели.
    4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
    5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

    Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Одной из основных линий, в рамках решения годовой задачи, в организации конструктивной деятельности с детьми, является: развитие мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса дошкольника.

    В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

    «Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

    Ребенок начинает учиться сроить свой повествовательный рассказ о постройке по образцу взрослого, пересказывая, ребенок передает свои действия при сборке, что он делал в самом начале, и что потом, и какие использовал детали для этого.

    В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжает развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к «конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «как конструирование по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

    В этом возрасте еще преобладает использование повествовательного рассказа, но постепенно педагог начинает вводить и описательный рассказ, где ребенок начинает описывать определённые признаки постройки, какой внешний вид у постройки, чем она отличается от других построек, т.е ребенок называет признаки, характерные именно для его постройки.

    В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

    В этом возрасте ребенок уже хорошо применяет свои навыки в описательном рассказе. Так как старшие дошкольники уже имеют определенные знания об окружающем мире, педагог начинает знакомить их с еще одним видом речи: рассказ - рассуждение. Этот вид речи является самым сложным для воспроизведения его детьми. Он требует постоянных тренировок в рассказывании. Поэтому педагог создает такие проблемные условия для создания постройки, чтобы ребенок после ее построения хотел поделиться своей радостью о своей проделанной работе и рассказать о ней другим детям, почему он её построил и для чего она нужна.

    Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее.

    К школе у детей подготовительной группы формируются все виды речи. Ребенок, умея анализировать и обобщать, свободно может рассказать о предисловии своей созданной постройки. Не применяя в своей деятельности схем (при условии, что ребенок уже знает конкретный алгоритм постройки и его описания) он опирается на полученные ранее знания, и воспроизводит строение по воображению и на определенную тематику.

            Проследим, что должны уметь наши дети к концу учебного года:

                 3-4 года - вторая младшая группа:

    Дети могут:

    1. Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала: кубик, кирпич, пластина, цилиндр, трехгранная призма.
    2. Располагать кирпичи, пластины вертикально
    3. Строить: дорожки, мебель для кукол; изменять постройки, анализировать их.
    4. Придумать сюжет для обыгрывания
    5. Самостоятельно убирать детали в коробку

    4-5 лет – средняя группа:

    Дети могут:

    1. Безошибочно называть детали: кубик, кирпич, пластина, цилиндр, трехгранная призма, брусок
    2. Соблюдать пропорции постройки, ассоциировать с натуральным предметом
    3. Преобразовывать постройки
    4. Выполнять игрушку из бумаги  (сгибать прямоугольник пополам, приклеивать детали) и природного материала(шишки, скорлупа орехов, ракушки), соединять ее детали клеем, пластилином.

    5 – 6 лет – старшая группа:

    Дети могут:

    1. Строить предметы по представлению: дома, транспорт
    2. Самостоятельно анализировать постройку и преобразовывать ее
    3. Планировать этапы создания постройки, игрушки
    4. Создавать постройку, игрушку из природного материала по рисунку
    5. Выполнять игрушки из бумаги по образцу взрослого
    6. Самостоятельно отбирать нужный для работы материал

    6-7 лет – подготовительная к школе группа:

    Дети могут:

    1. Строить различные конструкции одного и того же объекта (пешеходный, автодорожный мост)
    2. Выстраивать комплексные постройки: улица, мост, транспорт по рисунку, схеме, словесной инструкции
    3. Создавать модели из пластмассового конструктора
    4. Самостоятельно изготовлять простые игрушки: самолет, коробочка, лодка, корзинка
    5. Выполнять игрушки из природного и бросового материала самостоятельно  - по картинке, словесной инструкции. показа, прочно соединяя части.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие:Окружающий мир- конструирование Волшебные деревья"

    В этом конспекте занятия систематизируются знания детей о растениях, активизируется словарь, развивается мелкая моторика, творческое мышление, воспитывается любовь к окружающему миру природы....

    «Волшебный мир» конструирования

    Данная консультация адресована родителям, в которой раскрывается значение конструирования в развитие дошкольника....

    Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

    Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

    Конспект занятия по конструированию по теме: «Волшебный мир строительных игр» для 1 младшей группы

    Цель: развивать мелкую моторику, внимание, память и мышление малышей, внимательность и способность сосредотачиваться, развивать навыки фразовой речи, учить детей внимательно слушать воспитателя и след...

    Консультация для педагогов «Волшебный мир конструирования»

     В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать ...

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «Волшебный цветок» (конструирование из бумаги)

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «Волшебный цветок»(конструирование из бумаги)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14675817","attributes":{"alt":"","class":"medi...