Консультация для воспитателей ясельной группы «Адаптация к д/саду проблемных детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Консультация для воспитателей по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adapt.k_ds_probl.detey_ran.vozr_.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ясельной группы

«Адаптация к д/саду проблемных детей

раннего возраста»

Учитель-логопед:

                                                                                                              Зырянова И.А.

 

                       Что испытывает малыш, впервые пришедший в ясли?

Педагогам необходимо иметь представление об адаптационных проблемах детей раннего возраста, о тех трудностях, с которыми сталкивается ребёнок при смене жизненного стереотипа. Прежде всего, изменение привычной обстановки, приход в новое помещение, присутствие сверстников может вызвать у малыша стрессовое состояние: страх, крик, плач, выраженное психомоторное возбуждение или заторможенность, пассивность. Маленькие дети, особенно с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с незнакомыми взрослыми. Поэтому педагогу желательно овладеть специальными приемами установления контакта с проблемным ребенком, находящимся в стрессовом состоянии.

        Основной задачей первого адаптационного периода должно стать не  обучение малыша, а снятие стресса и обеспечение ребенку комфортного эмоционального состояния. Для этого он должен чувствовать себя вне опасности и максимально защищенным. Такую защиту может обеспечить мама или родной, близкий человек, ее заменяющий.

        Поэтому в период адаптации ребенка (он может продолжаться у некоторых детей больше месяца)целесообразно присутствие иногда мамы. В первые дни посещения группы ребенку можно предложить приходить со своей мягкой игрушкой или другим любимым предметом – это позволит в какой-то мере сохранить привычность окружающей его обстановки и почувствовать себя более защищено.

        Педагогический подход к детям должен быть разным. Активные, любознательные малыши могут самостоятельно преодолеть свои негативные эмоциональные состояния. Так, в определенный момент, когда ребенок начинает чувствовать себя в безопасности и проникается доверием к педагогу, он может самостоятельно успокоиться. С робким, тихим, застенчивыми детьми знакомство должно быть постепенным. Педагогу следует запастись терпением и быть готовым затратить много времени на привыкание малыша, пока у него не исчезнет страх и он не расположиться к взрослому.

        Дружелюбное соседство педагога, интересные, но не шумные и не резкие игровые действия, отсутствие требования ответных реакций от ребенка, предоставление ему свободного нерегламентированного поведения, помогают постепенно создать у малыша чувство безопасности и доверия, и только затем у него может возникнуть заинтересованность игрой. Завоевать доверие педагогу помогает так же ласка, хотя малыш не всегда сразу допускает тактильный контакт. Однако доброжелательность и внимание, проявление к таким детям своевременного и чуткого реагирования на изменения эмоционального состояния и потребностей малышей способствует установлению эмоционально-тактильного контакта со взрослыми. Установление эмоционального контакта осложняется переживанием малыша стрессового состояния. Так, например, детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны отсутствие интереса к окружающему ( в частности, к людям).

                   Как лучше прожить адаптационный момент

                   и научиться видеть и понимать друг друга

Особого внимания заслуживает организация первого адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным как для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка, которому, может быть, впервые в жизни нужно освоиться в новых условиях, привыкнуть к незнакомому взрослому и научиться взаимодействовать с ним.

        Основной и первостепенной задачей в адаптационный период является снятие стрессового состояния у ребенка, а затем установление эмоционального контакта с ним.

        В период адаптации воспитатель-педагог не должен бояться избаловать малыша, выполняя его «капризы». Наоборот, следует во всем стараться ориентироваться на потребности и эмоциональное состояние ребенка. Воспитатель может носить ребенка на руках, петь ласковые песенки, сопровождать свои действия улыбкой. Своим поведением и отношением к малышу педагог снимает эмоциональное напряжение. Педагогу важно помнить о значимости тактильного контакта и не пренебрегать им, а использовать во время выполнения совместных действий (можно ласково прикоснуться, погладить по головке, обнять ребенка, взять за ручки или плечики или поднять к себе на руки).

                    Во что лучше поиграть с малышом,

                      чтобы он перестал бояться.

        Можно предложить следующие игры: - «Ладушки», «Беги ко мне», «Хоровод с игрушкой», «Догонялки» и др. В этих играх дети действуют по подражанию. Они выполняют простые действия: то убегая от взрослого, то бегут к нему, показывают, где у них ручки или ножки, играют в «ладушки», «козу»…

Взрослый ловит малыша, прижимает его к себе, качает на коленях.

        Желательно использовать естественные жесты, живую мимику, улыбку, голосовые реакции. Взрослым надо играть до тех пор, пока ребенок сам не проявит желание принять участие в совместных действиях. Можно предложить игру «Иди ко мне»; педагог естественными жестами и словами подзывает малыша к себе и, когда он подходит, обнимает, прижимает к себе, улыбается и радуется общению с ребенком.

        Другая игра – педагог спрашивает – «А где наши речки?» - «Вот они», педагог показывает их, похлопывает по ручкам вместе с ребенком. По этой же модели предлагаются другие варианты игр. Затем в игру «принимаются» и игрушки: кукла, мишка, зайка. Главным действующим лицом становится игрушка, которая «играет» вместе с ребенком – догоняет его, показывает ручки.

        Подобные игры могут помочь в установлении эмоционально-тактичного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними.

Пробуждая эмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку у детей в предметном мире близком их потребностям и жизненному опыту.

                 Родителям тоже трудно,

                 а как им можно помочь?

        Педагогу следует рассказать родителям, как им следует общаться со своим ребенком дома в адаптационный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние  развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...

консультация для воспитателей ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...

Консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»

laquo;Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек ...

Консультация для родителей ясельной группы "Адаптация ребенка к детскому саду."

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...