Проект по трудовому воспитанию
проект (младшая группа)

Проект адресован воспитателям ДОУ, работающим с детьми младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_trudovomu_vospitaniyu.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

По трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Выполнили: Журавлева И.П.

Дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Современное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Актуальность

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский сад призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приобретение предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай», - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», - Л. Толстой).

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»,

Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П.Р.Атутова, А.А.Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова и других.

Немаловажное значение имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А.Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду

А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

Цель: формировать положительное отношение к труду у детей 2 – 4 лет.

Задачи:

  1. Развитие трудовой деятельности.
  2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, желания трудиться.
  3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Гипотеза: оптимальные психолого-педагогические условия, системное использование комплексных мероприятий по трудовому воспитанию и эмоционально-познавательное общение взрослых с детьми будут способствовать развитию социально-нравственных, интеллектуальных, общекультурных, коммуникативных качеств ребенка.

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труда:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).


 Формы работы с детьми:

Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемый результат:

Дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение своего труда, заботятся о своевременном завершении совместного задания. Соблюдают порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Знают профессии близких людей, положительно относятся к труду взрослых.

Повышение родительской культуры в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнение  оборудования и инвентаря по трудовому воспитанию.

Срок реализации проекта

Ноябрь – март 2019 – 20 г.

Проект реализуется во вторник во второй половине дня, а также в течение всего дня.

Вид проекта долгосрочный:  на 2019- 2020 учебный год.

Тип проекта познавательно-практический


Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Подготовительный этап:

Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление перспективного планирования основного этапа проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий


Заключительный этап

Проведение НОД «Посадка лука»

Показ презентации «Маленькое дело лучше большого безделья»

Управление проектом

Для реализации проекта «Маленькое дело лучше большого безделья»

Создана творческая группа, в состав которой входят:

  1. Воспитатели
  2. Музыкальный руководитель
  3. Медицинская сестра
  4. Родители

Перспективное планирование работы с детьми 2-4 лет

Срок

Работа с детьми

Цель

Работа с родителями

Ноябрь

1 неделя

Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы.

Поддерживать желание детей принимать участие в труде с взрослыми.

Консультация

«Приобщение ребенка к труду»

2 неделя

«Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Чтение художественной литературы.

К.Чуковский «Федорино  горе»;

Закреплять навыки умывания, пользования личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду), воспитывать культуру общения.

Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.

3 неделя

Совместный с дворником труд по уборке участка

Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.

4 неделя

1.Беседа «Всему свое место»

2.Сюжетно-ролевая  игра

«Мы пришли в гости»

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Декабрь

1 неделя

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра  «Как мы маме помогаем»

Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.

Оформление Стенгазеты

«Наши родители на работе» 

(рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

2 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.

Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.

3 неделя

«Что мы знаем о профессиях».

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий

4 неделя

Мытье игрушек.

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.

Январь

1 неделя

Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»

Довести до сознания детей важность  работы прачки; воспитывать уважение к труду других людей.

благоустройство территории «Марафон добра»

-сооружение зимних построек

на участке

2 неделя

Игры со строительным материалом «Мы строители»

Развивать конструктивные навыки, используя в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.

3 неделя

«Стирка»

Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно, оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.

4 неделя

«Дежурство»

Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.

Февраль

1 неделя

Знакомство с трудом медицинской сестры

Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.

Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

2 неделя

Беседа «Кем работают твои родители»

Упражнение «Расставим стулья»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.

3 неделя

Чтение художественной литературы

В. Маяковский «Кем быть?».

Продолжать знакомить детей с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.

4 неделя

Полив комнатных растений.

Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.

Март

1 неделя

Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.

Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.

Показ презентации «Маленькое дело лучше большого безделья»

2 неделя

«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)

Выполнять добросовестно поручения.

3 неделя

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Кондитер»

Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер.

Литература:

  1. Р.С. Буре, Г.Н. Година Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1983. – 144 с.
  2. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  3.  Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

     4.   Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по трудовому воспитанию на родительском собрании

Презентация долгосрочного проекта "Кто любит труд, того люди чтут!" на родительском собрании....

Проект по трудовому воспитанию "Знакомство с трудом садовника, дворника"

План-схема реализации проекта "Знакомство с трудом садовника, дворника"...

ПРОЕКТ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

Проект позволяет решать задачи трудового воспитания детей....

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.

«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...

Проект по трудовому воспитанию «Всякий труд почётен»

Цель: формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста посредством рисования.Задачи:1. Формировать представления детей дошкольного возраста о труде взрослых.2. Воспитание ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...