Взаимодействие взрослого и ребенка в игре
консультация

Солнцева Ольга Михайловна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystviya_v_igre.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Эффективность дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения,  взаимодействия взрослого с детьми. При взаимодействии с детьми необходимо учитывать их возраст, индивидуальные склонности и интересы, специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Педагогам часто не хватает понимания того, что такое игра дошкольника, в чем ее сущность, как она изменяется с возрастом ребенка. Говоря об взаимодействии и общении взрослого с детьми, нужно иметь в виду их совместную игру.

Детская игра включает в себя 2 основных вида:

  • сюжетная игра
  • игра с правилами.

Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действия. Это дает дошкольнику субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической деятельности «оказывает сопротивление».

Все возможности сюжетной игры расширяют мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

В сюжетной игре прежде всего развиваются способность к воображению, образное мышление. Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях  между людьми.

 Игра с правилами отличается от сюжетной. Это четкая деятельность, в которой есть определенные правила для всех участников. Основной спецификой такой игры являются  состязательные отношения между участниками и наличие  особого результата – выигрыша.

Необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами других участников, напряжение внимание и мысли с тем, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию умственных операций; так же формируется стремление к личному успеху, в сравнение с достижениями других.

Дополняя друг друга, оба вида игры, оказываются эффективными развивающими средствами, которые трудно заменить другими видами активности.

Однако, если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременное освоение игрой, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства высокий уровень игры может быть и не достигнут.

Задача взрослого – своевременно «оснастить» детей соответствующими игровыми умениями, чтобы самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

  1. для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
  2. Начиная с раннего возраста и далее, на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером – сверстником, «обеспечивать» способами согласования  действий с партнером.
  3. Взрослый должен, на каждом этапе возрастного периода развертывать игру так, чтобы ребенок открывал и усваивал специфическое, постепенно усложняющиеся способы построение того или иного вида игры.

Что значит играть вместе с детьми?

Чрезвычайно важным моментом является характер поведения взрослого, т.к. взрослые большей частью осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя. Но взрослый в игре должен суметь сменить эту позицию на позицию «играющего партнера», чтобы ребенок смог ощутить себя вне оценок.

Взрослый должен строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе, ставить детей перед необходимостью использовать новый более сложный способ ее построения.

В итоге, задачи, который решает педагог в совместной игре с дошкольниками, и стратегия, характер игрового взаимодействия с ними существенно меняются с возрастом детей.

Используя подходящую стратегию и тактику в сюжетной игре того или иного

возраста  позволит своевременно сформировать у них соответствующие  игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. В этом качестве он сможет  влиять и на тематику игры и на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются  коррекции при прямом нажиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ««Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют иг...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка....

Взаимодействие взрослого и ребенка в игре.

ИГРА- это ведущий вид деятельности дошкольников.Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические п...

«Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Игра для ребенка – это серьезное занятие....