Консультация для родителей .Народные игры в семье
консультация (подготовительная группа)

Винокурова Анастасия Артуровна

Развивающий потенциал традиционных игр очень высок, они способствуют формированию функций, которые носят универсальный характер и составляют основу деятельности человека. Для детей такие игры служат важным источником информации об окружающем мире, так приобретаются знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающий потенциал традиционных игр очень высок, они способствуют формированию функций, которые носят универсальный характер и составляют основу деятельности человека. Для детей такие игры служат важным источником информации об окружающем мире, так приобретаются знания.

Народные игры отражают отдельные стороны жизни и быта: взаимоотношения полов и семейный быт («Коршун», «Утка», военный быт, праздничные традиции («Качели», «Катание яиц», особенности трудовой деятельности («Редька», взаимоотношения с природой.

Однако, чтобы игры были не только интересны, но и понятны дошкольнику, необходима помощь педагогов, родителей. Для этого требуются соответствующая подготовка взрослых, знание ими традиционных игр, умение объяснить отличительные черты культуры того или иного народа.  Традиционные игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Знакомство ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между родителями и детьми (совместный поиск забытых традиционных игр, запись игр, в которые играли бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и др., между взрослыми разных поколений. В основе многих дошедших до нас народных игр лежат исторические события, объяснение этого момента ребенку также является важным элементом приобщения к традиционной культуре.

В народных играх, в том числе детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания. Каждое общество различными путями (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и др.) сознательно или стихийно влияло на содержание детских игр, направляя развитие ребенка в русло социально желаемого. Общим направлением было постепенное приобщение к труду, причем огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Игровой инвентарь — это прежде всего игрушки, принимая во внимание широкое значение слова «игрушка» — предмет, которым играют (В. М. Григорьев).

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. О русских погремушках дает подробные сведения Е. А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушками, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьми-угольника из древесины, лепили из глины. Чтобы ребенок сам мог держать такую игрушку, к ней приделывали удобную ручку. Погремушки могли быть простые и сложные. Так, широко бытовали в России погремушки из скотского пузыря. Встречались и погремушки из разных природных материалов, насчитывающие до 100 деталей, соединенных между собой без единого крепления. Чтобы игрушка соответствовала своему названию, внутрь ее закладывали камешки, горох и др. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка — игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку использовали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый, более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи, маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.

Большим успехом пользовалась жужжалка — короткая толстая закругленная палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает веревочная петля: при их взаимодействии и создавался своеобразный шумовой эффект.

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Все эти музыкальные игрушки, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам. Сделанные из рога и дерева, они знакомили детей с народной музыкой.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бег наперегонки, «Городки», «Бабки», скакание на палочке-коне и др.).

Мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры обеспечивал здоровый отдых.

И сегодня игра в мяч — одно из любимых развлечений не только детей, но и взрослых.

Волчки, машущие крыльями мельницы открывали тайны механики.

То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5—6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые — мама, бабушка, старшая сестра, потом — она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда, во время игры, разыгрывалось целое действие — свадьба, посиделки, сватовство, девичник, такая игра сопровождалась пением, традиционным для того ил времяпрепровождения.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку — вот тебе и кукла. И все-таки наиболее распространенной в целом ряде районов России была деревянная игрушка. Матрешек и неваляшек изготавливали почти всегда из березы и липы. Из мягкой осины вырезали коней, медвежат, лосей, лисиц, необходимую упряжь, делали сани телеги. Устраивали «охоту» с помощью самодельных ружей.

В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации, играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Все это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми, являются народные игры ....

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Данная консультация раскрывает значение народных и дворовых игр в воспитании детей, предлагает некоторые забытые игры для совместных развлечений родителей с детьми....

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

                                           Консультация для родителей«Народны...

Консультация для родителей «Народные игры в семье»

Данная консультация раскрывает значение народных и дворовых игр в воспитании детей, предлагает некоторые забытые игры для совместных развлечений родителей с детьми....

Консультации для родителей. "Народные игры в семье"

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установление более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательног...