Проект в старшей группе «Сказочная Гжель»
проект (старшая группа)

Артемьева Полина Валерьевна

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Гжель и развитие художественно-продуктивной и творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gzhel_v_starshey_gruppe.docx1005.87 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

                                                                                               141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                               тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                               fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Краткосрочный проект

в группе №2

Тема: "Сказочная Гжель".

                                                                                                                                      Воспитатели:

Артемьева П.В.

                                                                                                                                 Горай Е.В.

г.о. Клин

09.01.2020-31.01.2020 г.

Проект в старшей группе «Сказочная Гжель»

Актуальность - Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского народа; недостаточный уровень компетентности у родителей в области русских народно- прикладных художественных промыслах.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Гжель и развитие художественно-продуктивной и творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

Задачи проекта:

Образовательные:

• Расширять и углубить представление детей о гжельской росписи, ее истории возникновения.

• Формировать умение видеть характерные отличительные особенности изделий.

• Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.

• Совершенствовать навыки работы с красками.

Развивающие:

• Развивать навыки художественного творчества детей

•Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.

Тип проекта: информационно-практический.

Вид проекта: познавательно-творческий.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, педагоги, родители.

Предполагаемый результат: создание мини - музея позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей; поможет детям в усвоении элементов народной культуры «Гжель», расширит словарный запас, путем подборки картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов; обогатит предметно-развивающую среду.

Перспектива: продолжать оснащение мини- музея.

Этапы работы:

  1. Подготовительный с 09.01 по 17.01:
  • изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
  • создание творческой группы воспитателей и родителей с целью составления перспективного плана мероприятий проекта;
  • подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала;
  • создание развивающей среды в групповой комнате;
  • создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД;

  1. Практический с 20.01 по 24.01:
  • оформление мини-музея в группе;
  • проведение с детьми игр и ООД по теме проекта;
  • художественно-продуктивная деятельность: выполнение работ, изготовление атрибутов для мини – музея;
  • оформление подборки конспектов, картотеки пословиц, загадок, стихов;
  • заучивание стихов, загадок, песен, частушек;
  • консультации и помощь родителям по сбору информации и оформлению книжек - раскладушек.

3. Заключительный с 27.01 по 31.01:

  • проведение экскурсий по мини - музею с детьми других групп;
  • анализ работы всех участников проекта;
  • выставка детских работ;
  • презентация мини-музея;

Мероприятия по реализации проекта.

Дата проведения

Тема

Цель

Форма работы

20.01.2020г.

ОО «Познавательное развитие». ФЦКМ. «Из чего же мастера изготавливают посуду».

Закрепить знания о материале, из которого изготовлена посуда, развивать мышление, бережное отношение к посуде.

Занятие

20.01.2020г.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Музыка. Музыкально-дидактические игры: «Угадай инструмент»; «Угадай мелодию».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствовать навык звучания музыкальных инструментов.

Занятие

21.01.2020г.

ОО «Речевое развитие». Развитие речи. «Гжель».

Чтение, разучивание произведений фольклора на тему народного промысла.

Занятие

21.01.2020г.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Музыка. Хороводные игры: «Гори-гори ясно»; «Ручеек»; «Заря-заряница».

Создание условий для продолжения знакомства детей старшего дошкольного возраста с жанром народного искусства – хоровод.

Занятие

22.01.2020г.

ОО «Познавательное развитие». ФЦКМ. «Путешествие в мини-музей».

Формировать представления о традиционном русском промысле «Гжельская керамика».

Занятие

22.01.2020г.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. «Роспись гжельской посуды».

Учить детей старшей дошкольной группы расписывать посуду, располагая рисунок по форме.

Занятие

23.01.2020г.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Лепка. «Сказочная Гжель».

Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – Гжельский сервиз.

Занятие

23.01.2020г.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Музыка.

Разучивание песен, частушек, хороводов. Слушание русских народных мелодий.

Занятие

24.01.2020г.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. «Гжельский цветок».

Учить вырезать круг, плавно закругляя углы квадрата, разрезать круг пополам. Составлять из частей образ цветка.

Занятие

24.01.2020г.

ОО «Речевое развитие». Развитие речи. «Народные умельцы».

Формировать первоначальные представления о различных ремеслах в традиционной русской культуре.

Занятие

  • Беседы на темы:

«Синее чудо Гжели», «Народные умельцы», «В гости к мастерам».

  • Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
  • Создание мини- музея.

Работа с родителями.

Родителям предлагается:

1. Помочь со сбором предметов и посуды в стиле «гжель» для мини- музея.

2. Помочь детям разучить стихи, частушки.

3. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.

5. Изготовить папки – раскладушки «Гжель».

6. Консультации и беседы с родителями: «Особенности гжельского орнамента», «Развитие творческих способностей дошкольников при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством «Гжель», «Как развивать у детей творческие способности», «Художественно-эстетическое воспитание в семье».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству была разработана нами в соответствии с целями и задачами исследования на основе изученного теоретического и практического материала по данной теме.

Вся опытно-практическая работа проводилась по пяти заданиям:

  • · знание видов декоративно-прикладного искусства;
  • · анализ произведений декоративно-прикладного искусства;
  • · сравнение произведений декоративно-прикладного искусства;
  • · выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства;
  • · выполнение узора на силуэте из бумаги.

Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивалось. Детей оценивали по 3-х бальной системе. Дошкольникам предлагались следующие виды заданий.

А) Знание видов декоративно-прикладного искусства проводилось в форме дидактической игры «Назови правильно».

Игровое поле представляло собой плакат с закрытыми «окнами», в которых находились иллюстрации с изображением народных промыслов: русской матрешки, изделий с Хохломской, Городецкой росписью, Гжели, изображение различных орнаментов. Детям предлагалось открыть окно, назвать промысел, перечислить характерные особенности данной росписи. Ответы детей оценивались по 3-х бальной шкале.

Высокий уровень: ребенок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает и в основном правильно называет народные промыслы (3 балла).

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов (2 балла).

Низкий уровень: ребенок не проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства. Затрудняется назвать народные промыслы (1 балл).

Б) Анализ произведения декоративно-прикладного искусства. Для проведения обследования была разработана дидактическая игра «Делаем покупки». В качестве игрового материала были подобраны изделия декоративно - прикладного искусства. Детям предлагалось купить понравившуюся вещь, не называя ее, и рассказать об этом изделии продавцу (цвет, форма и т.д.).

Высокий уровень - правильно, называет предметы декоративно-прикладного искусства, описывает подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

Средний уровень - правильно называет предметы декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки того или иного промысла, не менее четырех признаков.

Низкий уровень - затрудняется назвать предметы декоративно-прикладного искусства.

В) Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства. С детьми проводилась дидактическая игра «Подарок»: дошкольники выбирали любые два произведения в подарок Петрушке, затем сравнивали их, находили сходства и отличия. В качестве игрового материала мы подобрали изделия гжельских, хохломских мастеров, иллюстрации с изображением различных орнаментов.

Высокий уровень - проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).

Средний уровень - проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже - форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.

Низкий уровень - не может провести сравнение, называет не все элементы узора, путает цвета и материал, из которого оно сделано.

Г) Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства. Проводился этот этап диагностики в форме игры «Выставка». Перед детьми выставлялись предметы и репродукции с изображением декоративно - прикладного искусства и орнамента. Дошкольникам предлагалось выбрать из представленных образцов изделия Гжельской росписи и, обосновав свой выбор, оформить из них выставку.

Высокий уровень - ярко выраженное положительное обоснованное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения.

Средний уровень - дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане.

Низкий уровень - параметры декоративно-прикладного искусства и узоры рассматривает бегло, без эмоций.

Д) Выполнение узора на силуэте из бумаги. Для работы предоставлялись силуэты фигурок, Гжельской посуды, гуашь, кисти, «тычки», палитра. Дети должны были расписать понравившийся силуэт.

Высокий уровень - создает узоры по мотивам декоративно - прикладного искусства Гжельской росписи, свободно владеет тремя приемами работы с кистью; при выполнении узора четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Работа всегда завершена.

Средний уровень - при выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена.

Низкий уровень - изобразительные способности развиты слабо, путается в цветовом решении.

Высокий уровень детей (11-15 баллов). Ему соответствует 10 % исследуемых детей.

Для этого уровня характерно: ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Средний уровень (6 - 10 баллов). К данному уровню отнесли 30 % всех детей.

Ребенок этого уровня проявляет интерес к предметам декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного изделия. В основном аргументирует свой выбор изделий декоративно-прикладного искусства.

Низкий уровень (0 - 5 баллов) соответствует 60 % опрошенных детей.

Дети этого уровня проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор, при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

Конспект ООД «Познавательное развитие».

Формирование целостной картины мира «Посуда».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Цель: расширять запас слов у детей по теме «Посуда

Задачи:

  1. знакомить с классификацией предметов посуды.
  2. развивать мышление, ловкость, память.
  3. воспитывать уверенность, инициативность.

Материалы и оборудование: детская посуда, мяч, картинки с изображением посуды.

Ход ООД:

  1. Организационный момент. Повторение названий предметов посуды.

Дети встают в круг, здороваются друг с другом ласково по имени.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о посуде. А какую посуду вы знаете? (Дети называют)

Воспитатель показывает картинки с изображением посуды.

Основная часть. Классификация посуды. Воспитатель:

Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: 

Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель:

Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: 

Посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться: она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее. В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой, которая не ломается и удобна в применении.

Воспитатель: посуда бывает разная. Она делится на три класса.

Чайная посуда: кружка, стакан, чайник, сахарница, конфетница. Скажите,

для чего нужна кружка? Что мы можем пить из стакана? Что вы положите в

сахарницу? В конфетницу?

Столовая посуда: тарелка, супница, перечница, солонка, хлебница. Давайте вместе назовем столовую посуду (дети хором повторяют за воспитателем). А еще к столовой посуде относятся вилка, ложка, нож (столовые приборы). Кто знает, зачем нужна супница, хлебница? Что находится в солонке, перечнице?

Кухонная посуда: кастрюля, сковородка, половник, миска, сито. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюля и половник? Как использовать сковородку, сито? (Воспитатель показывает изображения кухонной посуды. Дети ее называют). Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома? 

Загадки для детей:

Стоит толстячок,

 Подбоченивши бочок,

 Шипит и кипит,

 Всем чай пить велит.

 (Самовар)

 Я пыхчу, пыхчу,

 Больше греться не хочу.

 Крышка громко зазвенела:

 «Пейте чай, вода вскипела!»

 (Чайник)

 Носит воду

 Хозяину в угоду;

 При нем живет,

 Пока не упадет.

 (Чашка)

 Неприступная на вид,

 Подбоченившись стоит,

 А внутри-то, посмотри

 Угощение внутри!

 (Сахарница)

 Если я пуста бываю,

 Про себя не забываю,

 Но когда несу еду,

 Мимо рта я не пройду.

 (Ложка)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Самовар)

Развивающая игра «Чего нет».

На столе расставлена кукольная посуда. Воспитатель по очереди, каждого

ребенка просит закрыть глаза, в это время убирает один предмет. Ребенок

называет предмет посуды, которого нет, к какому виду он относится: чайная,

столовая, кухонная посуда.

Подвижная игра. Игра с мячом

Воспитатель называет слово кастрюля, сковорода – дети по очереди говорят, что можно в ней готовить. Дети садятся на стульчики.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

 

Конспект ООД «Познавательное развитие».

Формирование целостной картины мира «Гжельская керамика».

Программное содержание: Закрепить знание о гжельской росписи. Продолжать учить детей составлять рассказы о гжельской посуде. Развивать связную речь, интонационную выразительность речи. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

Ход занятия:

Звучит р. н. м. «Камаринская», выбегает скоморох обращается к детям.

Ребёнок 1скоморох:

- Эй, народ честной, здравствуйте! (глубокий поклон) (обращается к детям).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, куда мы с вами пришли?

Дети: нет.

Ребёнок 2 скоморох:

Тайну вам, друзья открою

И скажу без лишних слов

Вы сегодня оказались

В чудо-граде Мастеров.

Воспитатель:

Эй, народ, спешите видеть

В тесноте, да не в обиде

К нам явились не купцы,

А умельцы-молодцы!

Воспитатель: А что нас ждет в чудо-граде?

Ребёнок 1скоморох: На ярмарку приглашаю, посмотреть, что да как не желаете?

Воспитатель: Ну что ребята, примем приглашение?

Дети: Примем!

Воспитатель: А что такое ярмарка вы знаете?

(дети говорят, что на ярмарке торгуют, продают, покупают).

Воспитатель: Правильно, Ярмарка- это место, где никому не тесно. Куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, а если понравится, покупают и везут домой.

(обр. к Скомороху) – А все-таки, что же ждет нас в чудо-граде?

Ребёнок 2 скоморох: А вот пойдемте- увидите, услышите и все узнаете.

Воспитатель: Ну, тогда идемте. А чтобы не скучать, нужно песню петь начать.

Песня по желанию детей.

Ребёнок 1скоморох: Солнце красное встает,

Спишите на ярмарку народ,

Зазывала всех зовет.

Ребёнок 2скоморох: В городе мастеров ярмарка открывается, потому что мастера здесь лучшие собираются.

Ребёнок 1скоморох: Пришла ярмарка с добром: для кого с пряниками, пирогами, орехами, а для кого с песнями, плясками, потехами.

Воспитатель: Вот так чудо. Роспись на белом фарфоре. Синее небо, синее море. Синь васильков, колокольчиков звонких. Сини птицы на веточках тонких. Это дети, сказка просто. Это чудо как зовётся?

Дети: Гжель

Ребёнок: Налетайте! Покупайте!

Посмотрите- это Гжель

Не из дальних земель

Ребёнок: Край фарфорового чуда

А вокруг него леса

Синеглазая посуда

Вазы, чайники и блюда

Ребёнок: Синеглазая посуда

Как река, как небеса

Воспитатель: Дети, а как же мы купим на ярмарке гжельскую посуду, ведь у нас денег нет? (ситуация)

Рассуждения детей.

Воспитатель: Дети, а вы расскажите о гжельской посуде, тогда и товар получите.

( дети описывают гжельскую посуду)

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

Воспитатель: Ребята, откуда гжельские изделия получили своё название? (под Москвой в Раменском районе в селе Гжель очень давно изготавливались из глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Изделия эти стали называть гжельскими или Гжелью).

Воспитатель: какие цвета используют мастера для росписи своих изделий? (ответы детей)

Гжель - это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполнены кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид вазам, чашкам, подносам, чайникам, солонкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Дети: Будем Гжель на стол мы ставить,
Умелых мастеров славить!     
(Пополняет корзину.)
(Подзывает к себе детей жестами.)
Мы сегодня чудеса видали,
Мы на ярмарке весёлой побывали!
К лавкам своим подойдите,
На товары поглядите!
Тары-бары-растабары,
Раскупили все товары!
А теперь честной народ,
Вместе встанем в хоровод!

Рефлексия.

Конспект ООД «Речевое развитие». Тема: «Гжель»

Задачи:

  • Познакомить детей с народным промыслом Гжели.
  • Научить видеть  красоту, своеобразие и самобытность изделий.
  • Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.
  • Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных : развивать внимание, наблюдательность, память
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желания прийти на помощь.

Материалы для занятия:

  • Выставка из изделий гжельских мастеров;
  • Кукла Маша
  • Разрезные картинки
  • Карточки с изображением гжельских, хохломских, городецких изделий
  • проектор

Предварительная работа:

  • Беседа о гжельском промысле.
  • Рассматривание узоров гжели.
  • Изучение нанесения основных мазков, используемых при росписи гжели.
  • Разучивание стихов.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Объявление темы

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев. Послушайте стихотворение.

Это роспись прямо чудо

Голубая вся посуда

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

3.Беседа о гжельской росписи.

-Мы поговорим о гжельской росписи.

- Дети, вы любите сказки? (Да)

- Мы отправимся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать и край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосок ,сеточек.

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки - стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. (слайд№5 стихи о гжельской росписи)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка? (Да) А теперь послушайте стихи о гжельской росписи, которые дети выучили.

1.В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

2.Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят.

3.Гжель – посуда просто чудо

Синий цвет бежит повсюду

И рождается узор

Оторвать не в силах взор

4.Снежно- белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела-

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

Воспитатель: - О какой росписи эта сказка?

( о гжельской росписи)

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

( из глины)

- Каким узором украшают мастера свои изделия?

(узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек, завиточков, листочков)

- Какие изделия делали мастера из глины?

(посуду: масленку, чайник, сахарницу; животных и птиц, часы и т.д)

(стук в дверь, заходит Маша)

Маша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька. Я пришла к вам из сказки.

( Дети здороваются. Маша плачет. )

Воспитатель: - Машенька, расскажи нам, почему ты плачешь?

Маша: - Не знаю, сможете ли вы мне помочь?

Воспитатель: - А что случилось ?

Маша: - Вот , что со мной приключилось. Решила я помочь маме по хозяйству и взялась посуду мыть. Нечаянно уронила сырную доску и разбила. (Плачет) Мне надо собрать эту картинку, (показывает сырную доску из гжельской росписи) а в сказке у меня будет настоящая сырная доска.

Воспитатель: Поможем, мальчики и девочки? (Да) Тогда приступаем к работе.

Игра «Разрезные картинки».  

Составить из отдельных частей изображение гжельского изделия.

Маша: Спасибо вам! Мне пора возвращаться в сказку.

(Маша прощается с детьми и уходит)

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник

(надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник

(другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки

( приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца

(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес

( сделать большой круг руками)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Магазин сувениров».

Материал. Различные изделия гжельских мастеров или их изображения, фотографии.

Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры. Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается.

Игра «Третий лишний»

Материал.2 карточки с изображением гжельского промысла и одно с изображением хохломского.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры. Следует найти лишний предмет и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

4. Подведение итога.

-Где мы сегодня побывали?

-Что нового узнали?

Конспект ООД «Речевое развитие». Тема: «Народные умельцы» (старшая группа).

Цель: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

- ознакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Мезенская роспись, Палехская роспись);

- развивать образное мышление;

- воспитывать эстетический вкус.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Посад,

Загорская матрешка,

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят.

- Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т. д.)

- Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.

- На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете, как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

- Давайте попробуем разобраться.

II. Основная часть.

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

1) Дымковская игрушка

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки.

А ну, отгадайте, кто я?

- Правильно, это дымковская роспись.

Воспитатель: Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь.

2) Городецкая роспись

- А сейчас послушайте загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как-будто полушалки

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы в высь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, который является символом богатства, образ птицы – символ счастья, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву.

3) Гжельская роспись

Воспитатель: Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Белоснежные фарфоровые чайники, чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами.

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

4) Хохлома

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну загадку:

Ах, какая красота!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые.

- О какой росписи загадка?

- Какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?

/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.

Воспитатель: Ещё говорят, что хохломская роспись напоминает золотую осень. А кто нам подскажет почему?

- Правильно, золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – напоминают нам осень.

ЛЕГЕНДА ПОЯВЛЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

- Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

5)Жостовская роспись

- Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

III. Физминутка «Росиночка-Россия».

– А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел и вывешивают карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

1. Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад.

2. Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

3. Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

4. Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

5. На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

Творческая работа

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас гипсового петушка, а вы выполните работу в стиле дымковской росписи.

IV. Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

- А закончить наше занятие я хочу пословицей:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились! Выставка детских работ.

Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Роспись посуды гжельским узором».

 

Цель: научить детей рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая колорит на силуэтах, изображающих предметы быта.

Задачи:

• учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели»

• познакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров - изменении насыщенности цвета в элементах росписи.

• развивать чувство формы и композиции

• закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки, придавая узору сказочную мягкость.

• воспитывать интерес к народному искусству

Материал и оборудование:

• синяя и белая гуашь

• палитры

• кисточки (толстая и тонкая)

• салфетки

• банки с водой

• на выбор детей листы белого цвета в форме разных посуд

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организовать выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывесить наглядный материал «гжельской росписи».

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревеньке живут.

Умельцы в этой деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят.

Очень давно недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там мастера, которые делали из белой глины посуду и игрушки, расписывали их голубовато – синей краской. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Рисовали на посуде мастера различные узоры: травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки. И все, что кисть рисует становится синим и голубым, поэтому называют гжельскую посуду за ее красоту нежно – голубым чудом – сказочной гжелью. Послушайте, какие стихи сложили о гжельской посуде:

Сине – белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям! Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите? (Травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки). Какой цвет используется в узоре? (Голубой, синий).

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели рисовать на радость людям? (Посуду. Достать «волшебный сундучок») Интересно, что там лежит? (Достать шаблоны различной посуды). Давайте представим, что мы находимся в художественной мастерской, а вы – художники. И сегодня мы будем расписывать посуду. Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи посуды. Рисуем концом кисти, всем ворсом, приемом примакивания рисуем листочки. Каким цветом будем рисовать гжельский узор? Как получить голубой цвет (Смешать между собой белую и синюю гуашь) Не забывайте промывать хорошо кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску. Лишнюю краску отжимайте о край банки. Каждый может украсить посуду любыми узорами, которые вы видите на таблице, но можно придумать и свой необычный узор. Но в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. А сейчас мы с вами встанем и отдохнем.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (сделать большой круг.)

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы – ладони лодочкой соединить перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет – руки колышутся нал головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы. Соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки –покачивают ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову.

А теперь приступим к работе. Попробуйте на пробных листочках, как у вас получится голубой цвет. (Дети самостоятельно работают под музыку. Работу сопровождает запись русской народной песни «Во горнице» в аранжировке (русские гусли и свирель)

Итог.

Организуется выставка – ярмарка детских работ, дети рекламируют свой «товар», рассказывая, что это, какие элементы использованы в росписи. Предложить детям продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи дома вместе с родными.

Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. Тема: «Гжельский цветок».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; использовать в аппликации два оттенка синего цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Материалы: выставка изделий гжельских мастеров; иллюстрация с изображением цветка и бутонов; фланелеграф и части цветка; два полукруга темного оттенка (лепестки) для распустившегося цветка и два кружка разной величины для бутона, несколько синих и голубых полукругов (листья, полоска (стебель, подклеенные с обратной стороны фланелью; квадрат для показывания приемов вырезания; ножницы, клей, прямоугольные листы бумаги белого цвета для наклеивания аппликации.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что весной расцветает много разных цветов на лугах, на клумбах, в садах и в парках. Показывает иллюстрацию, на которой изображены распустившиеся цветы и бутоны. Поясняет, что у распустившегося цветка видны все лепестки, а у бутона лепестки еще свернуты и те, которые внутри, не видны.

Говорит, что сегодня дети будут учиться изображать распустившийся цветок и бутон. Но цветы эти будут не обычными, а сказочными – гжельскими.

Помещает перед ними фланелеграф, на котором были заранее прикреплены два голубых стебля (прямые полоски). Говорит, что бутон можно изобразить из двух кружков – большого и маленького. Лепестки его свернуты (прикладывает к стеблю большой круг, а те, которые внутри бутона, только начинают показываться (прикладывает маленький кружок так, чтобы он наполовину заходил на большой). Спрашивает у детей, какого цвета большой и маленький кружки, из которых составили бутон (синего, но разных оттенков, большой светлее, а маленький темнее).

Далее воспитатель спрашивает: «Чего не хватает у нашего нераспустившегося цветка?». Дети отвечают.

Воспитатель продолжает: «Листья можно сделать из полукругов». Вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить листья к стеблю.

Затем воспитатель выкладывает распустившийся цветок. Сначала верхние лепестки, которые немного раздвинуты, потом - нижние. Обращает внимание детей на то, что листья можно приложить к стеблю по-другому, чем у первого цветка, - выпуклой стороной вниз.

Предлагает детям выбрать, кто будет изображать бутон, а кто – распустившийся цветок.

Объясняет и показывает, как вырезать из квадрата круг (начинать следует с середины стороны квадрата и закруглять уголок идо середины другой стороны так, чтобы он отпал; отпасть должны все четыре уголка, тогда круг получится нужной величины).

Воспитатель спрашивает детей, с чего надо начать работу. Все ли должны будут разрезать круг пополам для головки цветка? Дети отвечают.

В процессе работы воспитатель следит, чтобы дети, вырезая круги, использовали всю поверхность квадратов, левой рукой плавно поворачивали квадрат навстречу лезвиям ножниц; советует начинать с головки цветка, а потом приклеивать стебель.

В конце занятия все работы выкладываются на стенд вплотную друг к другу. Получается красивое гжельское панно из аппликаций.

Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие». Лепка. Тема: «Сказочная гжель».

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики, с историей и особенностями гжели, обогащать словарь названиями элементов узора росписи.

Задачи:

• Формировать умения оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;

• Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

• Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

Оборудование: изделия народных промыслов, сервиз из фарфора, пластилин синего, образец воспитателя, голубого цвета, салфетки, доски.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, рассматривание изделий из белого фарфора, расписанного гжельской росписью.

Ход занятия:

Воспитатель: Приглашаю вас в круг радости. Предлагаю взяться за руки и улыбнуться друг другу. Какое у вас сегодня настроение? Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, когда мы встречаем гостей, что мы обычно говорим? Здравствуйте! А вы любите путешествовать? Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие. Мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель: Как называется эта посуда? Почему она так называется, сейчас вы поймете сами. Желаете послушать сине-голубую сказку?

Давным-давно жили в Подмосковье в селе Гжель смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину белую чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. (посмотри на доску) Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники, при виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. Лепили гжельские мастера животных и птиц, разных барышень в нарядных платьях. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

– О каком промысле эта сказка?

– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

– Какими узорами украшают?

– Какие изделия делали мастера из глины?

- Почему Гжель сине-голубая?

Воспитатель: Ребята, желаете отдохнуть? Тогда любимая физкультминутка.

Физкультминутка

Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)

На нем самовар кипит (руки на поясе, повороты в сторону)

Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)

Очень хрупкие бедняжки (наклоны в сторону головой)

Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)

Всех я угощаю.

Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)

К чаю нам пирог принес.

Воспитатель: Мастера из села Гжель предлагают вам ребята, помочь им и пустой белый сервиз расписать вам самим гжельской росписью. Ребята, а вам хочется попробовать побыть народными умельцами и украсить посуду гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а я вам предлагаю – при помощи пластилина. На столе у меня лежат картинки с посудой, вы выбирайте, которая вам нравится, какую хочется расписать и проходите за стол. Узор вы тоже выбираете сами.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.

Все методы и приемы лепки вы знаете.

Воспитатель: Мои маленькие мастера вы готовы к росписи посуды? Начинаем мастерить.

Кто хочет посмотреть поближе, вы знаете, что всегда можете это сделать, подойти и посмотреть. Ребята, вам включить песенку, чтобы помогала вам в работе?

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

Воспитатель: Какой росписью вы сегодня расписали предметы из сервиза? Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? Понравилось ли вам быть мастерами? Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и какой замечательный получился сервиз! Вы самые лучшие мастера!

Мы после занятия сделаем выставку сервиза. Предлагаю вам, нашу выставку назвать? А сейчас предлагаю намыть руки, убрать рабочее место за собой и будем угощаться конфетами.

Итоговое мероприятие. Игровое развлечение на тему: «Голубая сказка».

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)

 

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом).

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Ребенок:

В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.

Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.

На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.

Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь»)

Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

- Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет).

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

Дети читают стихи и показывают посуду.

Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Сине — белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:

Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название …
(Гжель)

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.

П. Синявский

Чашки, чайники и вазы,
отличите их вы сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо
Приехало к нам откуда?

(дети – из Гжели)

Музыка пение птиц.

Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей).

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)

- Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.

- Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.

Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.

Дети поют частушки.
По полю гуляла я
Три цветка я там нашла.
Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила…

Мама не ругай меня
Юбку белую надела
Синюю ленту заплела
Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня.
На окошке два цветка,
Синенький и беленький.
Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы чудо

сказочной красы
Я в окошечко смотрю
На березку и на ель.
Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда!

Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.
Ведущая читает стихотворение
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.

Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

После игры предлагают детям сесть на места.

Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная.

Драматизация сказки «Гжельская роза».

- Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:

- Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.

Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.

Говорит Иван:

- Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.

Удивился царь заморский и говорит:

- Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.

А Иван в ответ:

- Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.

В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.

Царь говорит своему садовнику:

- Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.

Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Используемая литература:

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
  4. Вохринцева С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.
  5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.
  6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.
  7. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста).
  8. Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»

  Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.·  Продолжать знакомить дете...

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству в старшей группе."Сказочная гжель"

Материал содержит конспект итогового занятия по изучению гжели в старшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»...

Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в старшей группе «Сказочная Гжель»

Цели :- познакомиться с русской народной росписью гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров, с ее характерными особенностями и техникой создания. Задачи:• Воспи...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Сказочная Гжель"

Программное содержание:·         Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

 Знакомить детей с русскими народными промыслам на примере гжельской керамики; поддерживать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству....

Конспект ООД по образовательной области художественно-эстетическое развитие в старшей группе «Сказочная гжель».

Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного....