Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста"
консультация

Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста»

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека»  Белинский Виссарион Григорьевич

Для воспитания детей недостаточно одной горячей любви к детям, готовности к самопожертвованию. Нужны знания о возрастных особенностях детей, как физических, так и психологических. Тогда взрослые смогут лучше их понимать, не делать ошибок и промахов при общении с ребенком, а также не предъявлять завышенные требования, невыполнимые для него не в силу капризов и упрямства, а по объективным причинам, связанным с возрастом ребенка и особенностями его психики или психических процессов протекание которых характеризует скорость и динамичность.Такую особенность нервной системы человека называют темперамент

Темперамент не бывает плохим или хорошим. Одни люди могут не любить меланхоликов, другие – холериков, но это не значит, что кто-то лучше или хуже. Все мы разные и это нормально.

Второе важное правило – не путайте темперамент с характером! Разница примерно такая же, как между ростом и мышечной массой: первое – природная характеристика, второе – приобретенная, зависящая от образа жизни и приложенных усилий. Основные различия:

  1. Характер можно изменить, темперамент – нельзя.
  2. Характер поддается оценке и сравнению (например, дурной характер, добрый характер), темперамент – нет.
  3. Характер не поддается классификации и не делится на типы, темперамент делится на 4 типа.
  4. Характер может зависеть от темперамента, но не наоборот.

Проследить особенности характера и темперамента ребенка можно, проанализировав все 4 типа

Флегматик

Слово «флегматичный» используют как синоним слов «вялый», «равнодушный», «апатичный» и прочих в том же духе. Вся деятельность флегматика может быть охарактеризована выражением «медленно, но верно». Это самый спокойный тип детей, далекий от конфликтов, истерик, долгих обид. Среди достоинств флегматика выделяются постоянство и упорство, среди недостатков – медлительность во всем. Воспитание флегматика обычно проходит гладко и без трудностей. Единственная претензия к таким детям со стороны взрослых в том, что они все делают медленно, но в остальном это лучшие ученики.

Если флегматик поставил перед собой цель, она будет достигнута, иначе ребенок не успокоится. Часто именно по этому признаку родителям удается распознать тип темперамента ребенка – достаточно понаблюдать за ним, когда он строит башни из песка или кубиков. Дети-флегматики неконфликтны, но и не слишком общительны, сходятся с незнакомцами тяжело, легко могут играть или рисовать в одиночестве.

В воспитании ребенка-флегматика следует проявлять такие качества, как:

  1. Сдержанность и терпение. Бесполезно ругать ребенка за медлительность, этим вы его озлобите, но ничего конкретного не добьетесь. Если позволить ему развиваться в привычном темпе, он скорее обгонит сверстников, чем отстанет от них.
  2. Активность и инициативность. Флегматик не любит и не стремится ни к чему новому сам по себе, поэтому его следует увлекать, все время подбрасывая ему интересные занятия, игры, информацию и прочее.
  3. Умение поддерживать межличностный эмоциональный контакт. Необходимо преодолевать природную «толстокожесть» флегматика и постоянно стимулировать его эмоциональность, но не руганью и требованиями, а на примере собственных отношений с ним.

Сангвиник

Темперамент сангвиника можно считать наиболее уравновешенным из всех, такие дети в меру жизнерадостны, в меру активны, любознательны, общительны. Большой минус сангвиника в поверхностности, дети очень легко переключаются с одного увлечения на другое, не успев завершить начатое.

Сангвиник не держится не только за старые интересы, но и за старых знакомых, предпочитая долгим отношениям большое количество новых знакомств. Характерное для сангвиника стремление – быть душой компании и нравиться всем сразу. Важно, чтобы ребенок научился говорить «нет», иначе в зрелом возрасте ему будет тяжело выработать этот навык.

Советы :

  1. Хвалите малыша-сангвиника осторожно и дозировано, чтобы у него не развивалась «звездная болезнь».
  2. Контролируйте его занятия. Дошкольник может приниматься за 3–4 дела одновременно и быстро терять интерес ко всем из-за новых увлечений. Этого нельзя допускать, иначе сформируется дурная привычка не заканчивать начатое.
  3. Отдайте ребенка в театральную студию для детей. Сангвиник от природы обладает полным набором качеств, необходимых для сцены. При этом не обязательно навязывать ребенку актерскую карьеру, суть в том, что в студии ему понравится, а занятия принесут большую пользу.

Меланхолик

Ребенок-меланхолик – тонкая натура, требующая осторожного обращения. Многие взрослые заблуждаются, думая, что меланхоликами дети становятся вследствие неправильного воспитания или избалованности. Заблуждения заставляют взрослых давить на детей, предпринимать попытки перевоспитания, которые ни к чему не приводят, только усложняют отношения в семье и развивают в детях закомплексованность. Не повторяйте чужих ошибок!

Меланхолик обидчив и мнителен, глубоко переживает неудачи, не уверен в себе, необщителен, склонен к переутомлению. Характеристика действительно не впечатляющая, однако все это не мешает развиться таким свойствам, как отзывчивость, исполнительность, сострадательность. Малыш может обладать острым чувством справедливости и склонностью к творчеству. Эти особенности темперамента ребенка способствуют тому, что из меланхоликов вырастают люди большого ума и редкого творческого потенциала, если только не пытаться насильственно их переделывать.

Советы :

  1. Не скупитесь на похвалы и положительные оценки. Малышу-меланхолику больше всех требуется постоянное одобрение родителей как компенсация его низкой самооценки. Это не означает, что хвалить нужно по любому поводу, но за действительные успехи малыша хвалить просто необходимо.
  2. Старайтесь обходиться без наказаний. Ребенок гиперчувствителен к собственным неудачам, поэтому сам факт промаха – уже серьезное наказание для него. Не усугубляйте дополнительными мерами, просто поговорите, постарайтесь найти с ребенком общий язык и спокойно разобрать ситуацию.
  3. Не перегружайте малыша. Меланхолик предрасположен к стрессу и усталости, это следует учитывать при распределении нагрузок. Не бойтесь вырастить изнеженного ребенка, бойтесь навредить его здоровью и психике.

Холерик

Малыш-холерик обладает взрывным темпераментом, это настоящий неуемный непоседа, шалун и потенциальный хулиган. В компании всегда лезет в лидеры, импульсивен, не избегает драк и ссор. Никого не слушается и не признает авторитетов, принципиален и упрям. Одновременно способен как на упорство в достижении цели, так и на резкие смены настроения, ведущие к потере интереса.

Из холериков вырастают сильные люди с активной жизненной позицией, если не допускать пробелов в воспитании. Холерикам как никому другому требуется строгость, но мудрая и дозированная. Крики и наказания будят в таком ребенке агрессивное упрямство и вырабатывают жестокость, поэтому строгость должна быть спокойной.

Советы:

  1. Следите за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения, где бы он ни находился. Требуйте убирать за собой игрушки, выполнять домашние обязанности, уважительно разговаривать с взрослыми и т. д.
  2. Если малыш устраивает сцену, останьтесь с ним наедине. Холерик – публичная личность, ему необходимы зрители, когда он шалит и скандалит. Если зрителей нет, мотивация быстро теряется, ребенок успокаивается и ведет себя тихо.
  3. Избегайте ругани и наказаний, особенно физических и ограничивающих свободу перемещения ребенка (поставить в угол, закрыть в комнате и т. д.).

У детей черты того или иного типа темперамента проявляются уже в возрасте 3-х лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет. От темперамента во многом зависит отношение ребёнка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и тогда можно будет понять, какой тип темперамента ему присущ. Это поможет выстроить стратегию совместного существования, будет проще понять малыша и договариваться с ним, а сам ребёнок будет чувствовать, что его понимают, уважают, любят.

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента ребёнка. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответов. Нужно выбрать один – тот, что более всего характеризует дошкольника.

1. Какие игры любит ребёнок?

а) тихие, спокойные; может долго играть в одиночестве;
б) предпочитает тихие игры, но всё время отвлекается, и быстро устаёт;
в) очень любознателен и любит подвижные игры;
г) выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.

2. Реакция ребёнка на критику взрослых:

а) молча, спокойно соглашается с тем, что виноват;
б) обеспокоен, обижается, плачет;
в) обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает своё обещание и делает то же самое;
г) кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и всё равно поступит по-своему.

3. Общение со сверстниками:

а) говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчётливо;
б) нерешительный, предпочитает оставаться в тени;
в) чётко, внятно, быстро, но при этом слушает, что говорят другие, и прислушивается к их мнению;
г) громко, быстро, возбуждённо, иногда с раздражением, при этом не учитывает мнение окружающих.

4. Принятие решений:

а) спокойно, сосредоточенно, даже бывает хладнокровно;
б) робко, нерешительно;
в) действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;
г) начинает с азартом, энергично, инициативно, но потом так же быстро может угаснуть.

5. Место в обществе:

а) спокойно присматривается к непривычной обстановке, интерес проявляет очень сдержанно;
б) нерешителен, скован, смущён;
в) быстро приспосабливается, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;
г) активно, быстро возбуждается, нервничает.

Результаты теста: если большинство ответов «а»  ребёнок относится к флегматическому типу; если «б»  к меланхолическому; если «в»  к сангвиническому  типу; если «г» – ваш малыш – холерик.

Помните, что редко встречаются дети, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа, поэтому не стоит удивляться, если ребёнок в одной ситуации может проявить себя как сангвиник, а в другой ситуации, как холерик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Даны характеристики различных сфер одаренности детей, возможные проблемы и методики определения одаренности....

Консультация для родителей«Особенности закаливания детей дошкольного возраста»

Закалять свой организм можно в любом возрасте. Начинать борьбу за крепкое здоровье никогда не поздно. Но наиболее эффективна эта процедура – начатая в ...

Консультация для педагогов « Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Основная задача образовательной работы состо...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей дошкольного возраста"

В материале содержатся некоторые аспекты воспитания детей 5-летнего возраста...

Консультация для родителей «Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии»

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства,в системе эмоциональных образов. В процессе ис...

Консультация для воспитателей "Особенности закаливания детей дошкольного возраста"

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического до...