Семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
консультация

Попова Нелли Геннадьевна

Материал подготовлен совместно с педагогом-психологом для расширения представлений воспитателей о сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка -  детский сад № 56 «Ромашка»                                                                           г. Рубцовск, Алтайский край

Семинар-практикум

«Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

Подготовил: Педагог-психолог Шеменёва И.В., Воспитатель: Попова Н.Г.

Цель: Создание условий для расширения представлений воспитателей о сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

- Начнем наш разговор с диагностики детей с ОВЗ. В настоящее время существует несколько технологий диагностики обследования обучающихся по выявлению имеющихся у них дефектов в рамках образовательного учреждения. Самые адаптированные методики описаны в пособии                «Методы обследования речи детей» под ред. Власенко И.Т. и Чиркиной Г.В.

Оно включает в себя методики:

1. Обследование звуковой стороны речи и понимания речи. (Чиркина Г.В.)

2. Обследование лексического запаса и грамматического строя. (Спирова Л.Ф., Ястребова).

3. Обследование состояния письма и чтения. (Спирова Л.Ф.)

4. Обследование детей с заиканием. (Ястребова, Воронова)

5. Методы исследования интеллектуальных возможностей у детей с нарушениями речи. (Орлова Д.И.)

6. Педагогическое изучение учащихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.  ( Колповская И.К.)

7. Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речевого развития. (Власенко И.Т., Голодом В.И., Алле А.Х.)

     Данные методики направлены на развитие устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом.

     В данных методиках определена система дифференцированного подхода в исследовании, обучении и воспитании детей с нарушениями речи. Значительное место отводится теоретическому обоснованию адекватности применения тех или иных методик, психолого-педагогическому анализу природы возможных речевых дефектов, выявление особенностей системного воздействия первичных и вторичных отклонений в картине речевых нарушений. Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или иной стороны речевой деятельности: звуковой, лексической, грамматической, звукобуквенного анализа состава слов, письма, чтения, понимания речи и т.д. Излагаются методы педагогического изучения детей с нарушениями речи, а также приемы обследования заикающихся детей учащихся. Дана характеристика нейропсихологических методов обследования детей с тяжелыми нарушениями речи. Для каждой формы расстройства различных сторон речевой деятельности определяются специфические пути дифференцированного коррекционного обучения. Приемы обследования заикающихся даны в соответствии с психолого-педагогической системой преодоления заикания.

     Следующая методика направленна на коррекцию нарушения чтения и письма у детей Корнева А.Н.

Синдромы дислексии и дисграфии – явления, возникшие на пересечении биолого-психологических и социокультурных закономерностях, поэтому диагностика включает широкий ассортимент клинико-психологических и психолого-педагогических методик. В процессе обследования принимают участие: психолог, логопед, психиатр.

Задачи диагностики:

1. Уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках.

2. Решение вопроса: обусловлено ли отставание в данном навыке недостаточным умственным развитием или имеет самостоятельный генез, прямо зависит от результатов клинико-психологического исследования умственного развития ребенка.

3. Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой.

4. Анализ психопатологической картины, двух ее аспектов: выраженности психо-органической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.

Из перечисленных задач последние три одинаковы по содержанию как при дислексии, так и при дисграфии.

Структура:

1. Оценка умственного развития (невербальная часть методиви Векслера, матрицы Равенна, тест Гуденаф и др.).

2. Исследование «предпосылок интеллекта» (графо-моторные методики, конструктивные методики).

3. Исследование моторики (тест Озерецкого на координацию рук, проба на динамический праксис, исследование орального праксиса, пробы Хеда на пространственную организацию движений).

4. Сукцессивные функции (повтор цифровых рядов, восприятие звуковых ритмов).

5. Исследование устной речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, представления, анализ, повтор фраз).

6. Обследование грамматической стороны речи.

7. Чтение (способ, скорость, правильность, автоматизированность, понимание).

8. Письмо.

В результате обследования подсчитывается среднее по формулам.

     В методике Р.И.Лалаевой «Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников» описано обследование умственно отсталых детей. Оно имеет свою структуру  по данным о нарушениях чтения у умственно отсталых детей и методику устранения дислексий.

    Е.Н. Российская предложила «Методику формирования самостоятельной письменной речи у детей».

     Направленность коррекционного обучения на полноценное удовлетворение образовательных потребностей ребенка при проведении логопедического обследования учащихся 3-4 классов включить в программу диагностики (наряду с изучением устной речи, письма и чтения) исследования операционных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменно-речевой деятельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной речью, которые в полной мере проявляются в старших классах у учащихся с преодоленными, казалось бы проблемами в устно-речевом развитии.

Задачи диагностики:

1. Проанализировать особенности самостоятельных письменных высказываний учащихся.

2. Описать типологию ошибок.

3. Выявить причины затруднений и нарушений в порождении письменного текста.

     Итогом диагностики является выявление уровня готовности детей к овладению письменной речевой деятельностью, а также собственно самостоятельная письменная речь учащихся.

Исследование осуществляется в четыре этапа и направлено на изучение всех составляющих письменной речи как деятельности:

- на субъект (комплексно-медико-педагогическое изучение школьников);

- на продукт письма, каковым является письменный текст;

- на процесс написания (операционные компоненты письма);

- на состояние психических функций, в наибольшей степени ответственных за порождение связного письменного высказывания (функциональные предпосылки письменной речи).

Результаты исследования представляются в виде диаграмм. Оценивание производится по определенным показателям, данным в методике. Структура диагностической методики представлена в таблице.

     О.Е.Грибова предложила «Технологию организации логопедического обследования».

     Предмет рассмотрения – процесс построения стратегии и тактики логопедического обследования речи детей дошкольного и младшего школьного возрастов, имеющих несформированность языковых средств общения (звуковой и лексико-грамматической стороны речи).

В ней описана технологическая цепочка обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов (развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и др.).

Особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи.

Выделяется 5 этапов логопедического обследования:

1. Ориентировочный (сбор анамнеза, изучение документации, изучение работ ребенка, беседа с родителями).

2. Диагностический (проводится в присутствии родителей; выясняется какие языковые средства сформированы к моменту обследования, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования, характер несформированности языковых средств каких видах деятельности недостатки (говорение, аудирование. чтение, письмо); какие факторы влияют на проявление речевого дефекта (педагогический эксперимент, беседа, беседа с ребенком, наблюдение за ребенком, игра.

А). Обследование речи дошкольников и школьников.

Начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которое может иметь диалогическую и монологическую форму. Соблюдается принцип от общего к частному и от простого к сложному.

Б). Словарный запас.

В). Грамматический строй речи (объем запаса грамматических форм и конструкций, объем запаса грамматических форм при собственном высказывании и при восприятии чужого высказывания, адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии, механизмы появления специфических ошибок).

Г). Звукопроизношение.

Д). Слоговая структура слова.

Е). Строение и функции артикуляционного аппарата.

Ж). Фонематическое восприятие.

З). Блок заданий, направленный на изучение письменной речи и чтения.

3. Аналитический этап (интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, прилагаются образцы письменных работ, логопедическое заключение).

4. Прогностический этап (выясняются основные направления коррекционной работы, решается вопрос об индивидуальном образовательном маршруте).

5. Информирование родителей  (беседа с родителями).

     Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи это. Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов  речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений, входящих в нее компонентов. Т.А.Фотековой, совместно с другими авторами, была разработана и апробирована «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Это стандартизированная методика обследования речи с бально-уровневой системой оценки, которая применяется для решения следующих задач:

- диагностики;

- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

- построение системы индивидуальной коррекционной работы;

- комплектование подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;

-отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

     Для обследования приведены задания и критерии их выполнения. Чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протокол обследования, в котором отражены результаты выполнения проб ребенка и оценка каждой пробы. Анализ индивидуальных профилей демонстрирует возможности методики по выявлению структуры дефекта. Статистическая обработка, полученная при обследовании данных, позволяет вывести усредненные показатели, характерные для каждой группы детей. Применение методики не требует использования стимульного материала и доступно  логопедам,  психологам, дефектологами педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.

     Авторами представлены методики, которые могут использоваться в соответствии с целью обследования:

1. Полный вариант методики для тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи младших школьников.

2. Сокращенный вариант для экспресс-диагностики младших школьников, требующий гораздо меньше времени, но также позволяющий оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребенка.

3. Методика для обследования речи старших школьников.

При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны  каждая серия проб может быть использована самостоятельно.

Эту методику обследования речи можно использовать в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по сопровождению детей-инвалидов

Календарно-тематическое планирование по сопровождению детей-инвалидов...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога оптимизирует коррекционно-развивающий  процесс и повышает качество обучения детей с ЗПР....

Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».

Структура семинара:          Пре – тест (саморефлексия).1.Синдром эмоционального выгорания;2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную ...

Семинар - практикум "Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития".

Семинар - практикум на тему: "Психолого - педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития"....

План взаимодействия специалистов по сопровождению детей инвалидов

План взаимодействия специалистов по сопровождению детей инвалидов...

Особенности психологического сопровождения детей-инвалидов. Работа педагога-психолога с детьми с ДЦП в общеобразовательной школе

Разнообразные двигательные, перцептивные, аффективные и речевые расстройства, как правило сложные, лишь иногда изолированные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Одним из ва...

психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.Во всем мире за последние ...