психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Головинская Александра Евгеньевна

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.

Во всем мире за последние десятилетия стремительно начало расти число детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне этого особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего тем или иным тяжелым заболеванием, но и семьи, в которой он воспитывается. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень сильно изменяет семью в эмоциональном плане. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. И как результат, многие семьи страдают от психологической нагрузки, родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются совершенно беспомощными, остаются один на один со своими неразрешимыми, как они считают, проблемами, меняется психологический климат семьи, ухудшаются супружеские отношения. В семье формируются личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют их гармоничному взаимодействию с ребенком и окружающим 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sihologo.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.

Во всем мире за последние десятилетия стремительно начало расти число детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне этого особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего тем или иным тяжелым заболеванием, но и семьи, в которой он воспитывается. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень сильно изменяет семью в эмоциональном плане. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. И как результат, многие семьи страдают от психологической нагрузкиродители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются совершенно беспомощными, остаются один на один со своими неразрешимыми, как они считают, проблемами, меняется психологический климат семьи, ухудшаются супружеские отношения. В семье формируются личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют их гармоничному взаимодействию с ребенком и окружающим миром. Перечислим некоторые из них:

• Неприятие личности ребенка;

• Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

• Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

• Страх ответственности;

• Вера в чудо;

• Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо и другие. 

Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей – инвалидов в Новооскольском районе показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение психолого-педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Поэтому в нашем детском саду создан пункт психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее Пункт)

Основными задачами педагогов и специалистов Пункта по взаимодействию с семьей являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

2. Гармонизация детско-родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.

3. Обучение родителей различным методам и формам взаимодействия с детьми.

4. Формирование в сознании родителей ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Для того, чтобы начать работу с родителями, коллектив педагогов и специалистов МБДОУ д/с №8 проводит комплексное обследование обратившихся родителей, которое отражает данные о социальных и психолого-педагогических трудностях семьи. Далее полученная информация анализируется, мы выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ. На следующем этапе педагоги и специалисты Пункта разрабатывают для каждой обратившейся семьи или родителя материалы психолого-педагогического просвещения, учат применять на практике полученную теоретическую информацию. В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядно-информационные, познавательные и досуговые: специалисты ДОУ предлагают родителям индивидуальные консультации, например«Развитие познавательных процессов детей»«Секреты психологического здоровья»«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?»«Особенности детей с ОВЗ», «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др. практические занятия – деловые игры, аутотренинги, арттерапию, музыкальную терапию, коллективные тренинги, круглые столы для педагогов и родителей, что способствует их эмоциональной адаптации, позволяет принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку. Родителиузнают о своих детях много полезной информации. Они учатся воспринимать правильно своего ребенка, правильно оценивать его потенциальные возможности, сумеют не переносить образ больного ребенка на себя и окружающих.

В результате проводимой педагогами и специалистами Пункта работы в направлении повышения профессиональной родительской компетентности в гармонизации семейных отношений и социальном воспитании детей с отклонениями в развитии у родителей формируются :

- общие представления о сущности и специфике процесса гармонизации семейных отношений и социального воспитания ребенка с отклонениями в развитии;

- общие представления о семейных отношениях как базисе успешного развития ребенка с отклонениями в развитии;

-родители овладевают современными методами и приемами воспитания детей с отклонениями в развитии;

-у родителей формируются умения организовывать процесс воспитания детейс отклонениями в развитии в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической науки;

-у родителей формируется потребность в самообразовании

Реабилитация, социализация, интеграция в среду детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья проходит наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий, проводимых педагогами и специалистами Пункта совместно с родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителейкомпетентности в вопросах проведения ими специальных коррекционно – педагогических занятий с детьми.

Понимание родителями того факта, что они остались в этом мире не одни со своей бедой, дают положительный результат. И мы с огромным желанием будем продолжать работу в Пункте психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)

Виммельбух как средство психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)...

Буклет для педагогов - психологов "Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)"

Краткое описание понятия "виммельбух", информация о его создателе, основные этапы мастер-класса по соданию "виммельбуха"....

«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный инстит...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей (законных представителей) детей подготовительной группы по теме « В здоровом теле - здоровый дух»

Методический материал по формированию навыков здорового образа жизни и развитию детей подготовительной группы с учетом ФГОС ДО предназначен для повышения педагогической компетенции родителей (законных...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей(законных представителей) детей подготовительной группы по теме " Не красна книга письмом, красна умом "

Методический материал по формированию навыков речевого развития детей подготовительной группы с учетом ФГОС ДО предназначен для повышения педагогической компетенции родителей (законных представителей)...

О психолого-педагогическом сопровождении родителей (законных представителей), а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей

Консультационный центр является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся Консультационный центр, ...

Консультационный пункт «Диалог» по организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, не посещающих МБДОУ

Консультационный пункт представляет собой организационную структуру, призванную оказывать комплексную психолого-педагогическую консультативную помощь родителям (законным представителям)...