О психолого-педагогическом сопровождении родителей (законных представителей), а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей
консультация

Папина Мария Валерьевна

Консультационный центр является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся Консультационный центр, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О психолого-педагогическом сопровождении родителей (законных представителей), а также граждан,

желающих принять на воспитание в свои семьи детей

Подготовила: учитель-логопед МАДОУ №16

Папина М.В.

(СЛАЙД 2 ) 

Консультационный центр является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся Консультационный центр, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка.

В нашем дошкольном учреждении с 2017 года успешно  организуется  работа  семейного клуба  «Учимся общаться и говорить правильно», целью которого  является формирование активной позиции родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми и деятельность  консультационного центра стала естественным продолжением этого направления деятельности.

В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, мы можем оказать родителям действенную помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.

(СЛАЙД 3 ) 

Целью моего консультирования в условиях КЦ является информирование родителей о возрастных особенностях ребенка, о возникающих возрастных проблемах и факторах провоцирующих их возникновение, выявление уровня речевого развития ребёнка и информирование взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать, активное включение родителей (законных представителей) в целенаправленный развивающий процесс.

Задача работы:

 Консультирование родителей по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений, развитии речи ребенка раннего и дошкольного возраста.

(СЛАЙД 4).

 Психолого-педагогическую поддержку семей, обратившихся в КЦ, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями, начинаю с установления эмоционально положительного контакта с родителями (законными представителями), собираю необходимые данные о семье и ребенке.

В консультировании семей использую разные формы работы, которые позволяют охватить разные категории получателей услуг: родителей детей от 0-3 лет; родителей детей старшего дошкольного возраста и родителей детей с особыми образовательными потребностями. Здесь родители учатся содержательному взаимодействию и осваивают эффективные методы и формы общения со своими детьми. Также оказываю консультативную помощь в подборе методических пособий и литературы семьям в виде очных и дистанционных консультаций, подбираю диагностический материал для родителей  с целью определения уровня речевого развития детей.

Групповое консультирование осуществляю следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озадаченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности. В общении с родителями очень важно создать положительный настрой на выполнение рекомендаций логопеда. Родители, у которых сформирована положительная мотивация более внимательно относятся к моим советам. Более тщательно выполняют рекомендации. Мой опыт показывает, что если в общении с родителями используется эмпатийное слушание, то родители с большим желанием обращаются за помощью к специалистам. Такая психологизация логопедического консультирования  позволяет сформировать у родителей потребность в систематическом обращении за помощью в КЦ.

Для эффективной работы использую различные развивающие учебно-наглядные пособия для детей разного возраста.

(СЛАЙД 5).

 В работе с семьями,  использую развивающие коврики в дистанционных и очных консультациях, говорю об их пользе в развитии: мелкой моторики пальцев рук, развитию межполушарного взаимодействия, координации движений, цветовосприятии (дети учатся различать цвета и оттенки), зрения, мышления. Подобные коврики можно изготовить дома самостоятельно, прикрепив на кусок плотной ткани разные бусины, ракушки, мелкие игрушки из разного материала, камешки или декоративные украшения. Используя коврики в совместных занятиях с родителями, знакомлю их с важностью сенсорного развития ребенка. Говорю о том, как можно их использовать при развивающих занятиях дома. Рассказываю, как при помощи обиходных домашних предметов можно заниматься  развитием ориентировки в пространстве, концентрации внимания, развитием мышления, памяти, выработке содружественных действий глаз и рук, развитием  навыка  владения карандашом и обучением навыка  письма. Например, из подручных средств сделать многоразовый обучающий планшет, для этого нам понадобиться плотный файл, картон и парочка интересных графических заданий.

5. Для консультаций, связанных с  развитием межполушарных связей использую «Дорожки-тренажеры». Ребенку требуется взять в обе руки фишки красного и синего цвета и одновременно двумя руками передвигать фишки по дорожкамДорожки выстроены от простого, к сложному. Играя, можно автоматизировать поставленный звук, проговаривать чистоговорки, скороговорки, закрепить счет в прямом и обратном порядке.

(СЛАЙД 6)

Для развития моторики самых маленьких использую сенсорную «Черепашку», которую можно сделать дома самим из подручных средств, например из старой подушки, на которую можно пришить разной величины пуговицы, разной длины ленты, шнурки, кусочки разной ткани.

6. Также для развития речи, фонематических процессов и совершенствования связных высказываний предлагаю родителям использовать пальчиковый театр, или театр, сделанный своими руками с использованием старых книг, журналов. Вырезанные иллюстрации можно закрепить на шпажках или лего.

(СЛАЙД 7)

В наш КЦ поступает много запросов один из популярных «Как разговорить молчуна». Мною  проводится серия видео мастер-классов с родителями по этому запросу, на которых я предлагаю родителям игры по звукоподражанию, по заучиванию с детьми раннего возраста простых потешек, с использованием мнемотехники; показываю комплекс «вкусной» артикуляционной  гимнастики (с использованием соломки, конфет, орешков и т.д.), также можно слизывать варенье или растаявшее мороженное с блюдца; дуть на горячий чай (не надувая щеки); срывать губами виноградинки или смородину.

7. Использование мною различных пирамидок, матрешек, вкладышей, кубов с прорезями, прищепок дает возможность показать и рассказать родителям, как можно использовать данные игрушки и пособия в развивающих занятиях с детьми в домашних условиях, которые направлены на развитие сенсорных эталонов дошкольников.

Также, рассказываю родителям о важности снятия напряжения у детей в домашних условиях, или как легко переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой. Для этого в домашних условиях нужны пуфы, подушки или создание совместно с ребенком уголка для релаксации.

Часто поступают вопросы «Чем занять ребенка дома?». Большой интерес у родителей вызвала серия игр на кухне. Например, для развития мелкой моторики пальцев рук можно поиграть с крупами. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной манке. Можно предложить ребенку перебрать горох, гречку. Увлекательные игры могут быть с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Для развития слухового восприятия, предлагаю потереть на терке сырую морковь, или шуршать пакетиками со специями, погреметь горохом в стеклянной банке и т.д. А ребенок, закрыв глаза, пускай попробует отгадать. На обогащение словарного запаса: предлагаю поучить ребенка составлять из двух слов одно (с помощью чего выжимают сок? соковыжималка и т.д.); или можно поиграть с ребенком в «холодные», »горячие», «сладкие» слова. На развитие грамматического строя речи можно поиграть в игру «Какой? Какая? Какой?», игра «Приготовим варенье», «Приготовим сок».

(СЛАЙД 8).

Также мною проводятся:

- мастер-классы: «Веселый язычок» (игры и упражнения для развития речи детей), «Ум на кончиках пальцев»; «Как разговорить молчуна».

- по запросам от родителей проводится прямая линия с логопедом через ZOOM-конференции  «Вам отвечает учитель-логопед»;

- были записаны серии видео-уроков: «Артикуляционная гимнастика с мамой».

Основной задачей своей деятельности считаю не только и не столько предоставление родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)

Виммельбух как средство психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)...

Буклет для педагогов - психологов "Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)"

Краткое описание понятия "виммельбух", информация о его создателе, основные этапы мастер-класса по соданию "виммельбуха"....

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей (законных представителей) детей подготовительной группы по теме « В здоровом теле - здоровый дух»

Методический материал по формированию навыков здорового образа жизни и развитию детей подготовительной группы с учетом ФГОС ДО предназначен для повышения педагогической компетенции родителей (законных...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей(законных представителей) детей подготовительной группы по теме " Не красна книга письмом, красна умом "

Методический материал по формированию навыков речевого развития детей подготовительной группы с учетом ФГОС ДО предназначен для повышения педагогической компетенции родителей (законных представителей)...

психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.Во всем мире за последние ...

Консультационный пункт «Диалог» по организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, не посещающих МБДОУ

Консультационный пункт представляет собой организационную структуру, призванную оказывать комплексную психолого-педагогическую консультативную помощь родителям (законным представителям)...