Организация надомного обучения детей - инвалидов дошкольного возраста как эффективный инструмент социального сопровождения и повышения качества жизни.
статья

Федорова Екатерина Витальевна

В статье рассмотрена проблема организации надомного обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные социальные аспекты, регулирующие механизмы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях. Выявлена и обоснована необходимость эффективного сотрудничества семьи, социальных институтов и образовательной организации. На основе имеющегося опыта  авторами предлагаются выделить способы социального и педагогическоговзаимодействия с детьмис ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nadomnoe_obuchenie.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Организация надомного обучения детей - инвалидов дошкольного возраста как эффективный инструмент социального сопровождения и повышения  качества жизни.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема организации надомного обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные социальные аспекты, регулирующие механизмы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях. Выявлена и обоснована необходимость эффективного сотрудничества семьи, социальных институтов и образовательной организации. На основе имеющегося опыта  авторами предлагаются выделить способы социального и педагогическоговзаимодействия с детьмис ограниченными возможностями

Ключевые слова: надомное обучение, сохранность интеллекта, ограниченные возможности здоровья, арт-терапия.

На современном этапе наше государство уделяет внимание проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и интеграции детей с отклонениями в развитии в современном мире. Существует программа «включения-подключения» детей с особенными потребностями в обычную систему образования. Основной задачей   является не оставить кого-либо вне центрального потока с точек зрения образовательной, физической или общественной. Принципиальные тенденции программы включения вмещают в себя терпимость, человеческое взаимопонимание, равенство - восприятие другого, не такого как ты.

Пусть каждый ставит себя на место другого. К сожалению, дух, который царит среди нас сегодня, требует силой захватывать положение, а не входить в положение другого, чтобы оказать сочувствие. Когда кто-то встает на место другого, все дела исправляются.

В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей с различными нарушениями, с ограниченными возможностями здоровья. Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.

 Вся тема тяжелых больных детей, детей с патологиями, с психическими и умственными серьезными патологиями, в конечном счете, целиком висит не на тех или иных социальных принципах, гарантиях, правах (людей, детей), крайне важных в решении возникающих проблем, которыми надо заниматься. Но сами принципы и права являются следствием человеческого, личностного аспекта проблемы, нашей способности видеть в этих детях людей, видеть личности. Простейшим образом это проявляется в том, что именно родители таких детей, не отказавшиеся от них, любящие, и видящие в них именно детей, то есть имеющие к ним самое прямое и личное отношение, всегда были двигателями в этой проблеме. Не сверху спускались законодательные акты, но именно родители и, затем, присоединившиеся к ним психологи, медики, педагоги, юристы, часто сами прошедшие через такой же родительский опыт, знающие его изнутри, стоят у истоков всех социальных инициатив в этой области, от создания групп и центров поддержки до законодательных актов. Так в нашей стране, так несколько раньше в западных странах - у нас этот процесс только-только начинается.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

Надомное обучение (обучение на дому) - это форма образования, которую обучаемый получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется обучаемым, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучаемыми образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Когда в образовательном учреждении появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, очень часто можно услышать от педагогов: «Мы не знаем, как работать с ним, у нас нет ресурсов. Зачем ребенок с ОВЗ в группе?» Однако Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и новые стандарты закрепили интегративные и инклюзивные тенденции на уровне государственной политики.

 Так и у нас в дошкольном учреждении в этом учебном году появился такой вот особенный ребенок – ребенок-инвалид. И мы, тоже задались вопросом: как  и  с чего нам начать строить работу с таким особенным ребенком, как ему помочь? Педагоги нашего учреждения проявили все те общечеловеческие качества, которые присущи только глубоко добрым и милосердным людям, умеющим сострадать, заботиться.

Получение ребенком  с особыми потребностями образования стало для насодной из самых главных задач, одним из основных и неотъемлемых условий его успешной социализации, обеспечения его полноценного участия в жизни общества.

В нашем образовательном комплексе, который состоит из четырех корпусов, имеются следующие варианты работы с детьми с ОВЗ:

  1. функционирование 6 групп компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи);
  2. включениедетейс ОВЗ в группы ДОУ вместе с детьми без нарушений развития;
  3. надомное обучение;
  4. работа консультативного пункта.

С сентября2018 года в одну из общеобразовательных групп была зачисленадевочка, посещение ДОУ для которой не возможно по состоянию здоровья и соответствующего заключения врачебной комиссии. Обучение на дому школьников отражается в различных нормативных и правовых актах, а об организации этой формы обучения у дошкольников не говориться ни в одном документе.

Отсутствие нормативной базы является одной из основных трудностей, с которыми мы столкнулись. Но это нас не остановило, мы изучили, как проходит надомное обучение в школе, разработали план действий и начали работу.

В связи с сохранностью интеллекта девочка может обучаться по основной образовательной программе детского сада, но так как форма обучения надомная, то требуется разработка индивидуального маршрута обучения. Старшим воспитателем был составлен учебный план для педагогов, работающих с ребенком: воспитателя,педагога – психолога,музыкального руководителя, учителя – логопеда.Также был составлен и утвержден график посещения воспитанницы, который учитывает индивидуальные возможности ребенка, требования СанПиН к организации образовательного процесса и согласован с родителями.

Проведя диагностику с этим ребенком, были выявлены зоны ближайшего и актуального развития, определены задачи развивающего обучения:

  • Сенсомоторное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, материалов), развитие мелкой моторики;
  • Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
  • Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов;
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • Формирование игровой  и музыкальной деятельности;
  • Развитие познавательных психических процессов;
  • Формирование эмоционального благополучия и развития личностной сферы ребенка.

В нашем учреждении создана предметно-развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС и ориентирована на всестороннее развитие ребенка, что является необходимым условием для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Обширен ряд развивающих игр: «Дары Фребеля», «Блоки Дьенеша». «Палочки Кьюзенера», дидактические игры, где каждое пособие позволяет решать комплекс развивающих задач. Справится с негативными эмоциями (боль, страх, агрессия, гнев, обида), нормализовать эмоциональный фон воспитанницы помогает арт-терапия. Большая часть пособий транспортируема, и мы их используем для надомного обучения.

Немало трудностей возникло у нас в первое время: девочка стеснялась, иногда отказывалась выполнять задания, для нее был новым сам процесс занятия – хотя и строится он в игровой форме. Нам было непросто распределить время, ведь учитывать нужно не только длительность занятия, но и время на дорогу; часто приходится мыслить неординарно, подбирать нестандартные методы и подходы взаимодействия с ребенком.

Такие детинаходятся в сопровождении родителей или педагогов, но им необходимо также общение с коллективом сверстников. Чтобы восполнить этот пробел, мы приглашаемнашу воспитанницу вместе с мамой к нам на праздники, где они могут почувствовать себя частью нашего  коллектива.  На осенний утренник ей вручили приглашение от Волшебницы-Осени и передали подарки, которые сделали своими рукамиее сверстники. Наша воспитанница стала участницей городского социального арт-проекта «Рисунок в 4 руки», направленный на развитие творческого потенциала и формирования уверенного социального поведения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Проект заключается в том, что первоначально дошкольники создавали рисунки в доступной форме.  Затем работы передали учащимся художественных отделений учреждений дополнительного образования, которые на основе детских рисунков создавали законченные художественные произведения. Завершением проекта стало торжественное открытие выставки совместных работ в МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества им. А.Н. Андриянова», на котором были вручены сертификаты участников. Теперь  творческая работа нашей воспитанницы представлена в большом выставочном зале этого учреждения.

И если говорить о результатах нашей работы, то они есть:происходит активное включение ребенка в образовательный процесс, у неё появился интерес к разным видам деятельности, она стала эмоционально открытая и проявляющая инициативу, совершенствуется мелкая моторика. Это указывает на положительную динамику и целесообразность продолжения работы.

Проанализировав нашу работу, можно сказать, что если ребенок будет общаться со сверстниками, будет правильно спланирована и целенаправленно осуществлятьсяобразовательный процесс, происходить коррекция негативных эмоций, то можно наблюдать положительную динамику в развитиии говорить о дальнейшей ее успешной социализации.

Перед обществом, т.е. перед каждым человеком стоит задача, вспоминая слова из Евангелия «Возлюби ближнего своего, как самого себя» научиться состраданию не на словах, а на деле, проявляя дела милосердия.

Важно, чтобы общество, т.е. мы с вами, не оттолкнули «особенных детей» своим невниманием и непониманием, еще неизвестно кому важнее общение с инвалидами и сиротами – им или нам с вами.   Постараемся в житейской суете не забыть и протянуть руку помощи ближнему.

Список использованных источников

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. – М, 1998г.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В. – М, 2002г.

 3. Институт возрастной физиологии РАО «Комплект диагностических материаловпо оценке и учету индивидуальныхособенностей развития детей 5-7 лет»Под редакцией академика РАО М. М. Безруких., г. Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ

Обобщение опыта работы по организации индивидуального обучения детей-инвалидов дошкольного возраста с ДЦП на дому специалистами дошкольного учреждения....

Организация совместной партнерской деятельности педагога и детей с ОВЗ, детей инвалидов дошкольного возраста 6-(7)8 лет группа «Звездочки» комбинированной направленности посредством квест-игры «В поисках сокровищ»

Вашему вниманию  представлена совместная  партнерская деятельность  педагога и детей с ОВЗ, детей инвалидов дошкольного возраста 6-(7)8 лет  группа «Звездочки» комбинир...

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В статье рассмотрена проблема организации надомного обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные социальные   аспекты, регулирующие механизмы помощи детям с ограниченными в...

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Роль обучения детей-инвалидов дошкольного возраста в процессе реабилитации

Презентация на тему "Роль обучения детей-инвалидовдошкольного возраста в процессе реабилитации"...