Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками в процессе сюжетно-ролевой игры
методическая разработка

Клячкина Мария Михайловна

Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками в процессе сюжетно-ролевой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками в процессе сюжетно-ролевой игры.

Игровая деятельность, направленная на социально-коммуникативное   взаимодействие  обеспечивает:

  • развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
  • развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
  • развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
  • развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
  • развитие связной речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие эмоциональной сферы.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.

В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным.

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

Дети 3-5 лет.

Воспроизведение логики реальных действий людей.

Содержанием игры являются предметные действия.

Дети 5-7 лет.

Моделирование реальных отношений между людьми.

Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека (в основном в сюжетно-ролевой игре)

Игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности:

  • единство познавательного и эмоционального начал
  • внешних и внутренних действий
  • коллективной и индивидуальной активности детей

Каждая игра приносит ребенку

  • новые эмоции,
  • умения,
  • расширяет опыт общения,
  • развивает совместную и индивидуальную активность.

Классификация игр:

сюжетно-ролевые,

театрализованные,

подвижные,

дидактические.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. 

Дидактические игры — незаменимое средство обучения   детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.

Игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее взаимодействует ребенок.

Это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей:

  • умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры
  • считаться с желаниями участников игры
  • помогать товарищам в затруднениях

В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели.

Эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.

Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра  – один из видов детской деятельности, которые используются  взрослыми в целях социализации дошкольников.

    В игре  ребенок формируется как личность,  у него    

    формируются качества, от которых впоследствии будет

    зависеть успешность его учебной и трудовой

    деятельности, его отношения с людьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью.

Играя, он учится общаться со сверстниками.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры

Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;

Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;

Практически все  сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;

Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером (в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);

Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;

Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.

Через сюжетно-ролевую игру происходит  обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;

Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более качественных и высоких взаимоотношений детей и способствуют процессу социализации детей.

Используйте для сюжетно-ролевой игры любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером после сна)

При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогайте детям с трудностями социализации. (у застенчивых детей выявляйте положительные  качества и создавайте условия для позитивного изменения заниженной самооценки, с целью улучшения их положения в системе межличностных отношений)

Пользуйтесь похвалой за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих со сверстниками.

Поручайте интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей неуверенным в себе детям.

Сориентируйте детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. (проявляется интерес и пристальное внимание к партнеру на протяжении всей игры)

Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры.

Способен:

организовать игровое пространство;

выстроить  процесс общения (слушать и слышать собеседника);

анализировать мотивы  и поведение своей личности и других людей в процессе общения;

распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;

неагрессивно настаивать на своем;

рефлексировать свои поступки и поведение;

разрешать межличностные конфликты.

Театрализованные игры

Считаются  популярным и увлекательным направлением .

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности.

Выводы

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре быть:

самостоятельным,

уметь общаться со сверстниками

использовать разные предметы

преодолевать те или иные трудности

сохранять правила и развивать сюжет игры

Вхождение ребенка в современный мир невозможно без установления системы социальных отношений, которые обретаются через взаимодействия взрослого с ребенком и ребенком с детьми.

Игра дает ребенку возможность «прожить» волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании воспитателя.

Игра помогает приобщиться к общепринятым правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Игра воспитывает дружеские взаимоотношения дошкольников со сверстниками.

Игровая деятельность  развивает мышление, самостоятельность, внимательность.

В игре созданы все условия для взаимодействия взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"

Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив. ...

Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.

консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности....

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зре...

«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Статья "Формирование личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры"

В статье говорится о том, чему способствует сюжетно-ролевая игра...

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...