Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе
сюжетно-ролевой игры.
У дошкольников с ОНР при поступлении в детский сад отсутствует интерес к игрушке, они не пытаются обследовать ее при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Если и есть процессуальные действия, то они никогда не образуют логическую цепочку. Наблюдается также неадекватное использование игрушек. Спонтанная игра у них не получается.
Без специального коррекционного обучения сюжетно-ролевой игре невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познавать окружающий мир, корригировать недостатки, готовиться к обучению в школе.
В ходе сюжетно-ролевой игры в младшей группе игра осуществляется в основном по подражанию, в процессе орудийных действий (ребенок наливает чай, моет посуду, раздевает и одевает куклу, стирает белье), у детей развивается наглядно-действенное мышление. В игре ребенок также учится замещать один предмет другим: он дает заместителю новое игровое название и действует в соответствии с названием (сегодня в игре в «дочки-матери» кукла - это ребенок, дочка, а завтра; в игре в больницу кукла больная, которой надо оказать помощь). Предмет-заместитель становится опорой для мышления, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами у дошкольников сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане, т.е. развивается наглядно-образное мышление.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, т.е. способности анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс обучения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой, как хорошо исполняющий свою роль. В ролевой игре возникают предпосылки к способности соотносить свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Это и есть первые предпосылки к формированию коммуникативных умений. Игра имеет огромное значение в развитии всех функций речи. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится общаться. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое
другое, поэтому объяснительный тип связной речи имеет существенное значение для формирования коллективных взаимоотношений детей и для их умственного развития. Поэтому дети в сюжетно-ролевой игре (тема: «Магазин «Одежда») получают задание объясни, что делают в магазине продавец, покупатель, кто покупает, а кто продает.
При подготовке к игре, на первом этапе, дети учатся ее планировать, т.е. в речи появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практические действия. Учитель-логопед и воспитатель учат выражать образную мысль, определяющую практическое поведение детей.
Таким образом, развивается мышление. Ребенок мыслит в речевой форме. Этому моменту уделяется особое внимание в младшем возрасте. Например, в игре в парикмахерскую дети под руководством воспитателя обсуждают, что необходимо для организации игры, зачем нужны стол и зеркало, кресло, халат, какие нужны инструменты мастеру-парикмахеру, как входит посетитель, как и что он говорит и т.д. Большое значение придается самостоятельным высказываниям детей, основанным на их жизненном опыте.
Немного остановимся на методике обучения сюжетно-ролевой
игре.
При обучении сюжетно-ролевой игре необходимо использовать следующие методические инструкции:
- Показ игровых действий.
- Совместное выполнение игровых действий (т.е. по подражанию или сопряженно).
- Отражённое выполнение действий (т.е. по образцу).
- Выполнение заданий по словесной инструкции.
Необходимо строго соблюдать последовательное! о этих методических инструкций, не перескакивать с этапа на этап.
В младшем возрасте дети не могут играть самостоятельно, необходимо целенаправленно обучать детей игре, последовательно усложняя ее ход. При таком подходе корректируются различные нарушения ребенка с ОНР.
В младшем возрасте ставятся следующие задачи:
- Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.
- Обучение пользованию игрушкой в соответствии с ее функциональным значением.
- Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.
- Обучение воспроизводить связанные между собой логически определенные действия (цепочка из 2 действий: сначала стираем, а потом развешиваем сушить и т.д.).
- Воспитание бережного отношения к игрушке.
- Обозначение словом, предложением предметов и действий.
В старшем возрасте требования усложняются. К этому времени дети должны:
- Уметь самостоятельно сформулировать замысел игры, а также планировать ее.
- Самостоятельно распределить роли.
- Отразить в игре роль труда взрослого человека, передать отношения между людьми.
- Научиться действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители.
- Отражать в игре знания, полученные на других занятиях.
Из опыта работы видно, что в младшей группе особое внимание необходимо уделять выработке у ребенка эмоционального отношения к игрушке. На этом этапе показываю, как надо играть с различными игрушками. Игры часто провожу на ковре, начиная с куклы, так как кукла - подобие человека. Сначала я обучаю детей ее кормить, лотом одевать и раздевать. Соединение этих трех действий дает мне возможность перейти к элементам сюжета в игре. Следующий игровой элемент - укладывание куклы спать, поэтому добавляю приготовление постели. Обычно дети выносят игровые действия, которым они научились, в свою свободную игровую деятельность. Я подсказываю детям сюжет, слежу за правильностью выполнения игровых действий. После отработки игровых действий можно приступать к обучению бытовой сюжетной игре.
Много времени отвожу игре с машиной. Я показываю, как надо с ней играть, разворачиваю элементарную сюжетную цепь: на машину грузим кубики, разгружаем, катаем в ней различные игрушки. Такая игра служит подготовкой к строительным играм, которые тоже являются сюжетными - дети в них конкретизируют те впечатления, которые вынесли из знакомства с окружающим миром, используй! знания, полученные на занятиях по конструированию. Без специального обучения строительная игра не возможна - в противном случае она будет сведена к нагромождению кубиков и разрушению постройки. Значение этой игры еще и в том, что она служит основой для совместных игр в коллективе группы. Строительная игра состоит из 2 этапов: создания постройки и ее обыгрывания, включения ее в сюжет.
В младшем возрасте объединяю в логическую игровую цепочку те навыки и знания, которыми дети овладели и стараюсь, чтобы она не прерывалась.
В старшем возрасте провожу работу, нацеленную на разнообразие
игровых умений и навыков. Рекомендую в одних и тех же случаях использовать различные игрушки, что в однотипных ситуациях поможет перенести обретенные навыки на другие, однотипные ситуации. А это необходимо детям с ОНР. Одной из задач на последних годах обучения является обучение элементарным ролевым играм, в которых ребенок берет на себя роль одного из окружающих его взрослых.
Мой опыт работы показывает, что для проведения сюжетно-ролевых игр с детьми в детском саду соблюдаются определенные условия. В нашей группе имеются специфические «игровые зоны». Есть уголок для игр по развитию мелкой моторики (различные мелкие игрушки, башни, вкладки, резиновые и пластмассовые игрушки); «игровая зона» для строительных игр, для игрушек-двигателей и т.д. Центральная «игровая зона» - кукольная квартира для проведения бытовых игр. Мебель в ней большая, чтобы ребенок мог сесть на стул, расставить на столе посуду для всех играющих. Таким образом, обстановка напоминает домашнюю. В кукольной квартире используем только предметы, требующиеся для игры, не перенасыщая ее отвлекающими внимание детей яркими вещами. В старшем возрасте игровые зоны пополняем другими играми: «Библиотека», «Школа», «Зоопарк» и пр.
В процессе сюжетно-ролевых игр знакомлю детей с окружающей жизнью: смотрим соответствующие телепередачи, рассматриваем художественную литературу, ходим на экскурсии. Поэтому при планировании игр я соблюдаю определенную последовательность: вначале на занятиях по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром дается первоначальное представление об определенной теме (например, «Магазин»), организую экскурсию в ближайший магазин, предлагаю родителям в выходной день посетить с ребенком магазин, а затем провожу ряд сюжетно-ролевых игр по этой теме («В магазине», «Магазин "Одежда"», «Магазин "Овощи"», «Универмаг» и т.д.).
Но во время игр часто оказывается недостаточно полученных впечатлений. Тогда я, участвуя в игре, увлекаю детей, но ни в коем случае не руковожу игрой. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. Например, я встаю с другими детьми в очередь в «магазин», вежливо разговариваю с «продавцом» при полном внимании всех детей (обучаю умению общаться). Пример: «Дайте, пожалуйста, морковку». А также дети с удивительной охотой начинают «лечить» «заболевшего» воспитателя в своей «больнице», причесывать его в «парикмахерской». А диалог, который происходит между мной и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится уговаривать слушать, что я говорю, и стараться повторять за иной. Все и так загипнотизированы моей необычной ролью. Я играю с ними на равных! Дети в такой игре расковываются, становятся активнее, смелее, изобретательнее!
Включаясь в игру, я, как воспитатель, должна помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны мои вопросы во время различных ролевых игр. (Примерные вопросы «доктору»: «Доктор, почему вы бинтуете мне руку?», «Доктор, для чего вы мне мажете ногу?»; «парикмахеру»: «Почему же вы не накинули мне покрывало?» и т.д.)
Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращается воспитатель, заставляют ребенка думать, отвечать, а всех остальных - подражать беседующим во время игры. Мы видим, что в игре формируются естественные коммуникативные умения.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре ненавязчиво воспитывается поведение детей с ОНР и корригируется их речевая функция. Исправляется речевое нарушение само по себе и воспитывается коммуникативная деятельность в структуре игры.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».
Тема: «Экскурсия в зоопарк».
Цель:
- Закрепить знания детей о животных — обитателях зоопарка: чем они питаются, кто о них заботится.
- Воспитывать навыки коллективного поведения; устанавливать этические нормы; расширять и обогащать словарь, развивать все функции речи.
Предварительная работа: Разучивание стихов, песен о животных, разгадывание загадок, рассматривание игрушек и картинок с животными, занятия «Дикие животные», экскурсия в зоопарк.
Ход игры.
Воспитатель: На свете много разных зверей и птиц. Когда мы были с вами в зоопарке, то многих из них видели. Каких животных мы видели
в зоопарке?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Хотите сейчас поехать в зоопарк? Хорошо. Глеб будет у нас водителем автобуса, повезет нас в зоопарк.
Глеб-водитель: Внимание, внимание! Автобус отправляется в зоопарк. Пассажиры, займите, пожалуйста, свои места.
Поехали. В автобусе.
Даша: Можно купить жителям зоопарка угощения. Надо подумать какие продукты нам необходимо купить.
Ответы детей: - Мы купим капусту и морковь для зайца.
- Орехи и шишки для белки.
- Медведь любит мед.
- Обезьянке нравятся бананы.
- Волку, лисе и тигру мы купим молока.
Даша: Для этого нам надо заехать в магазин.
Данил: Мы потеряем много времени в магазине и можем опоздать в зоопарк.
Даша: А сейчас я позвоню в магазин и сделаю заказ на нужные продукты. (Звонит по телефону). Здравствуйте, мы едем в зоопарк и нам нужны продукты для зверей.
Юля: Какие именно продукты вам нужны?
Даша: Нам нужны: капуста, морковь, бананы, орехи, мед и молоко.
Юля: Хорошо, заезжайте, пожалуйста, я соберу продукты в корзину.
Даша: Спасибо.
Глеб: Остановка «Магазин».
Даша: Мы с Данилом сейчас заберем продукты в магазине и поедем в зоопарк, подождите нас. (Заходят в магазин).
Даша и Данил: Здравствуйте.
Юля: Здравствуйте.
Даша: Вы собрали нам необходимые продукты для зоопарка?
Юля: Да, вот возьмите вашу корзину.
Даша: Спасибо. Вот вам деньги за продукты. (Корзину с продуктами берет Данил).
Даша обращается к Юле: А вы хотите поехать с нами в зоопарк.
Юля: Да, хочу.
Даша: Тогда проходите, пожалуйста, в автобус.
Глеб: Внимание, внимание! Автобус отправляется, следующая остановка «Зоопарк». Едем.
Глеб: Остановка «Зоопарк». Дети выходят из автобуса.
Алеся: Нам надо купить билеты в зоопарк. (Считает детей, подходит к кассе). Здравствуйте, дайте, пожалуйста, нам двенадцать
билетов.
Мадина: Возьмите, пожалуйста, и проходите в зоопарк.
Алеся: Спасибо.
Таня-билетер: (Берет билеты). Здравствуйте, проходите, пожалуйста, в наш зоопарк. (Присоединяется к детям).
Детей встречает экскурсовод. Экскурсоводов будет несколько. О каждом животном (заяц, волк, лиса, тигр, горилла, белка, медведь) будет рассказывать новый экскурсовод.
Вася: Здравствуйте, я ваш экскурсовод. Меня зовут Василий. Я покажу вам наших жителей зоопарка. Посмотрите, ребята, кто это в клетке?
Ответ: Заяц.
Вася: А вы знаете, почему заяц зимой белый? Ответы детей:
Вася: Правильно! А сейчас я вам расскажу про зайца.
Живут зайцы в лесу. Зимой шубка у зайца теплая-теплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Лежит заяц в снегу под кустом, тепло ему в такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мороза спасает, и от охотников, и от лисы скрывает. Днем заяц спит, но глаза у него открыты и зорко следит: нет ли врага поблизости. И уши навострил во сне: не подкрадывается ли кто. А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев и молодыми веточками кустарников. А летом у зайца много пищи. Любит зайка морковку, капусту и травку. Боится заяц многих: лис, сов, волков и людей. Они все охотятся за зайцами. Зайца спасает его тонкий слух, острое зрение и сильные быстрые ноги.
Ребята, вам все понятно? У вас есть вопросы?
Даша: Можно оставить угощение зайцу? (Оставляет морковь и капусту).
Все остальные экскурсоводы рассказывают о жителях зоопарка по схеме рассказа Васи.
Лиза: Почему в этой клетке никого нет?
Вася: В этой клетке будет жить бурундук. Но он едет к нам из далекой Сибири. Дети, кто может рассказать про бурундука?
Давид: Я. Это зверек, который похож на белку. Бурундук живет в Сибири в хвойных лесах. Он готовится в зиме: делает дупло в дереве, запасает орешки, шишки, грибы. Почти всю зиму бурундук живет в дупле, но иногда зимой выходит погулять, попрыгать по лесу. Шубка у бурундука рыжая с темными коричневыми полосками на спине. Хвост пушистый и, как у белки, выполняет роль руля во время прыжков с ветки на ветку. (Оставляем орехи и шишки).
Вася: Все правильно рассказал нам Давид. Когда приедет к нам бурундук, приходите еще к нам в гости. До свиданья.
Глеб: Внимание, внимание! Автобус отправляется в детский сад. Займите, пожалуйста, свои места.
Приехали в детский сад. Сели на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали в зоопарке, вам понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: В зоопарке много животных, но каждому один из них понравился больше других обитателей зоопарка. Давайте каждый из вас своими движениями и голосом покажет этого животного.
Дети показывают животных: бегают, прыгают, рычат и т.д.
Воспитатель: Вот сколько разных животных появилось у нас в детском саду — настоящий зоопарк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-734854-1452670854.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».
Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....
«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».
Аннотация:Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-477962-1421872725.jpg)
Родительское собрание на тему "Формирование коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях"
Пояснительная записка. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/03/picture-1027794-1522739614.jpg)
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100817-1547211340.jpg)
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников.
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-201464-1418498005.jpg)
ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"
ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"...