«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».
статья на тему

 

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.

 Проведенное исследование подтверждает эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова: коммуникативные умения, подвижная игра, общение, ФГОС дошкольного образования, интеграция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».

Пименова Ольга Александровна

Воспитатель ГБДОУ №16 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.

 Проведенное исследование подтверждает эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова: коммуникативные умения, подвижная игра, общение, ФГОС дошкольного образования, интеграция

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно. Данное обстоятельство определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде.

Освоение образовательной программы дошкольного образования во многом засвистит от сформированности у детей коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Решение вопроса развития коммуникативных умений лежит в организации процесса совместной деятельности.

Я, как воспитатель, активно реализующий здоровьесберегающие технологии, ориентирую свою работу на взаимодействии с детьми в процессе двигательной деятельности.

В связи с вышеизложенным, я решила проверить, каким образом подвижная игра влияет на формирование коммуникативных умений.

Цель: экспериментально подтвердить эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников.

Объект деятельности: процесс формирования коммуникативных умений.

Предмет деятельности: подвижная игра как средство формирования коммуникативных умений.

При построении работы я исходила из  гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если:

-содержание формируемых невербальных коммуникативных умений будет определяться   ситуацией общения, реализации задуманного, подбору  невербальных средств;

-технология формирования коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим:

-создание мотивации на общение и приобретение невербальных коммуникативных умений;

- ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности;

-  применение коммуникативных умений в самостоятельной двигательной деятельности;

-средством формирования невербальных коммуникативных умений будут выступать упражнения и подвижные игры.

В литературе можно найти несколько определений коммуникативных умений, обусловленных направленностью работы. Одно из них: коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия воспитанников (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Мне понравилось больше всего данное определение, так как оно наиболее органично включается в двигательную деятельность детей. Отталкиваясь от него я раскрою содержание проделанной работы по заявленной теме.

В процессе работы мною была выделена этапы усвоения детьми коммуникативных умений.

  1. упражнения, в ходе которых дети присваивают коммуникативные умения.
  2. автоматизация в ходе подвижной игры
  3. свободное использование полученных навыков в ходе занятий физической культурой и спортом.
  4. Исходя из структуры  неречевого общения: 

- прикосновение в ситуации: статические (рукопожатие, дотрагивание); динамические (поглаживание, похлопывание);

- расположение людей в пространстве: дистанция общения, позиция общения;

- переживания чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика.

Мною была сделана подборка упражнений, способствующих усвоению детьми навыков невербального общения. Эту работу можно считать подготовительной, она тесно связана с работой по реализации программы «Я, ты, мы», технологии «Азбука общения», «Психогимнастикой». При этом осуществляется теснейшая связь со всеми педагогами. Осваиваемые детьми навыки одновременно закрепляются практически во всех видах деятельности.

Параллельно с этой работой дети осваивают подвижные игры и имеют возможность в совместной деятельности закрепить полученные навыки. На основе проведенного анализа мною была выполнена систематизации подвижных игр с учетом формируемых коммуникативных и социальных навыков (Таблица 1).

Таблица 1.

Классификация подвижных  игр

Коммуникативные умения

Социальный навык

Игры в кругу

Расположение детей в пространстве

Умение видеть друг друга, взаимодействовать в коллективе

Сюжетные игры

Жесты, переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика, тональность, модуляция голоса,

разделительные речевые звуки: смех, шепот, вздохи.

Умение самостоятельно регулировать конфликты

Бессюжетные игры

Прикосновение в ситуации, умение управлять своими эмоциями

Умение избегать конфликтных ситуаций

Игры с выбором водящего (самостоятельный, при помощи считалок)

Умение вызывать желание общаться у партнеров

Умение устанавливать и поддерживать контакты

Игры с делением на группы (самостоятельный, при помощи жеребьевки)

Умение взаимодействовать

Умение кооперироваться и сотрудничать

Оценка игры

Умение высказывать свое мнение

Анализ причин межличностных конфликтов.

В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка. Это объясняется тем, что игра наиболее созвучна с «природой» ребенка, то есть максимально соответствует  его возрастным особенностям (реализует потребность ребенка в активности , общения, самостоятельности).

Разберем на примере знакомой всем игры. Подвижная игра «У медведя во бору».

Игра относится к сюжетным играм, т.е имеет готовый сюжет, зафиксированные правила; игровые действия связаны с развитием сюжета и ролью, которую выполняет ребенок.

Если это сюжетная игра, смотрим, какие мы развиваем коммуникативные умения.

За счет проигрывания сюжета (идем в лесу к медведю, собираем грибы, ягоды), роли (медведь спит, похрапывая, вздыхая), выполнения соответственных действий, мы развиваем у детей:

 - невербальные средства коммуникации (общения) – жесты, переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика;

- вербальные средства - тональность, модуляция голоса,

разделительные речевые звуки: вздохи, храп.

На основе этих коммуникативные умений формируется такой социальный навык как умение избегать конфликтных ситуаций. Дети, которые умеют владеть, использовать свой голос, эмоции, тело и понимать окружающих, могут вовремя остановиться и не доводить до конфликта.

Важным моментом в работе является отслеживание динамики развития детей. Учитывая то, что конечной целью работы можно считать социальную адаптацию воспитанников мною были выбраны следующие методики: Социальный профиль, «Два дома», наблюдения за характером общения в ходе подвижных игр.

Социальный  профиль позволяет увидеть степень социальной адаптации ребенка, методика «Два дома» показывает социальный статус ребенка в группе, наблюдения за проявлениями ребенка и эмоциональный фон группы в целом определяется в процессе наблюдения за детьми в процессе игр, которые фиксируются в таблице.

Графики по методикам:

Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:

Наблюдение: из диаграмм видно, что процент детей с низкой активностью и низкой потребностью в общении уменьшился в двое (было 8 детей, стало 4)

По методике «Два дома»: процент детей входящих в нежелаемый круг общения снизился на 16,7 % (было 3 ребенка, стало - 1), а процент детей входящих в желаемый круг общения вырос на 8,3% (было 2 ребенка, стало - 3)

Социальный профиль: процент детей с низким уровнем соц.развития уменьшился на 25% (было 6, стало 3), а процент детей с высоким уровнем увеличился на 8.3 % (был 1, стало 2).

Эффективность работы обусловлена системой взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Работа над развитием коммуникативных умений будет тогда полной, когда будет вестись в интеграции с педагогами  ДОУ и родителями.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поставленная цель реализована, гипотеза  подтверждена.

Проделанная работа по теме, помогла собрать интересный практический материал, который может оказать помощь в работе моим коллегам.

Список литературы:

1. Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года/ "Российская газета", N 303, 31.12.2012;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"/"Российская газета", N 30384, 25 ноября 2013 г.
  1. Книги
  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2003. – 240с.
  2. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96с.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.  -  Ярославль., «Академия развития», 1996
  4. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: изд. центр «Академия», 2002 – 320с.
  5. Лисина  М.И., Тихомирова. Учим детей общению. – М., 1986
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. – М.: изд. центр «Академия», 2004 – 456с.
  7. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения. – С-Пб., 1998
  1. Статьи:
  1. Клименкова О.А. Игра как средство развития общения. Дошкольное воспитание №4, 2002.
  2. Кравцова, Бережковская. «Ребенок внутри общения». Дошкольное образование №2, 2005
  3. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №1, 2008.

Аннотация:

Данная методическая разработка посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.