Каким должно быть искусство, которое мы даем детям?
консультация

Соболева Юлия Виссарионовна

    Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатливаются глубоко и надолго.

    Говоря о задачах художественного воспитания, мы подчеркиваем воспитательные возможности искусства и красоты, которые педагог может использовать и осуществлять в практике. Эти особенности касаются прежде всего чувственного восприятия ребенка, а оно является основой в развитии сознания ребенка.

    Красота и искусство пробуждают и развивают лучшие человеческие чувства. Искусства формирует моральный облик ребенка, его детское «мировоззрение», развивает любовь к Родине, волю, любовь ко всему прекрасному, что в жизни окружает ребенка.

    Велика роль искусства и в умственном развитии ребенка. Обращаясь к образному мышлению, искусство показывает ребенку мир во всем его разнообразии, обогащает новыми представлениями, учит связывать факты, делать несложные умозаключения.

    Образно мышление помогает логическому, отвлеченному мышлению ребенка. Процесс эстетического восприятия и творчества богато развивает память, мышление, воображение, развивает фантазию ребенка.

    При помощи искусства развивается творческая личность ребенка. В игре, рисовании, лепке, рассказывании ребенок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления и результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребенок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания, сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях. И эстетическое восприятие, и в особенности творчество ребенка раскрывают перед сверстниками его мысли, интересы, намерения и творческие возможности. На почве этого возникает взаимный интерес, взаимопомощь, дружба и организованность детей.

    Все это влияние искусства на ребенка педагог должен умело и четко использовать в работе с детьми.

 

         Каким должно быть искусство, которое мы даем детям?

 

  • К искусству для ребенка мы предъявляем требование идейно-воспитательной ценности и высокого художественного качества. «Вкус не может развиваться на посредственных вещах, но только на самых лучших», - сказал Гёте.
  • Искусство для детей должно быть доступно их восприятию. Искусство слишком сложное вызывает бесполезное напряжение детского сознания, приводит к нервному утомлению. Задача педагога – уметь раскрыть произведение искусства перед ребенком. Использование классической и народной музыки, песни, танцев дают самый лучший воспитательный эффект.
  • Искусство для детей должно быть добрым и жизнерадостным. В нем не должно быть места пессимизму, а также грубости и жестокости.
  • Искусство для детей должно обладать простотой, ясностью, яркостью изобразительных средств.
  • Подбирая художественный материал, педагогу следует рассчитывать на тот интерес, который он может вызвать. Интересом в основном определяется и эмоциональное отношение ребенка, и познавательная ценность материала для него. Как уже говорилось выше, интерес у ребенка не всегда возникает сразу, но задача педагога, если он убежден в его ценности и доступности – вызвать интерес, умело раскрыв материал перед детьми.
  • Искусство для детей должно быть выразителем высоких моральных качеств.

 

    Подражание в воспитании ребенка играет чрезвычайно важную роль. На подражании в жизни, природе и в особенности на подражании человеку, его труду, его умениям, знаниям, на использовании наследства человеческих навыков и знаний строится рост и развитие психики человека, его знаний и умений. Для ребенка подражание особенно важно: от взрослых он учится говорить, ходить, обращаться с предметами, узнает о смысле и значении вещей, явлений; подражая взрослым, ребенок сначала в игре, а затем и в жизни научается многому. Однако активность ребенка, инициатива его и в подражании крайне ценны и важны, всякая механическая подражательность менее ценна, чем та, в которую ребенок внес новое, личное, творческое. Пассивное подражание, если оно станет привычкой ребенка, может убить инициативу. Педагог должен препятствовать такому пассивному подражанию.

    Педагог учит ребенка тем или иным приемам сообразно характеру каждого вида творчества. Эти элементы обучения подчинены общевоспитательным целям, их следует осуществлять систематично, планово, лишь тогда они дадут нужный эффект. Они должны строиться на основе знания ребенка, знания путей развития детского творчества. Лишь это знание даст возможность правильно решить вопрос, чему следует учить ребенка и как его учить, сообразуясь с особенностями психики дошкольника и его творческих умений.

    При четкости и серьезности постановки работы элементы обучения чрезвычайно повышают интерес детей, обогащают детское творчество по содержанию и качеству исполнения. Специальные наблюдения, устройство детьми выставок, участие в праздничном оформлении повышают детскую творческую активность, развивают эстетический вкус и наблюдательность. Все это положительным образом влияет на их творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_detyam.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Каким должно быть искусство, которое мы даем детям?

(материал к совету педагогов «Прекрасное побуждает доброе»

от 30.03.2012)

Музыкальный руководитель:

Кочугова Ю. В.

г.Черкесск

2012 г.

    Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатливаются глубоко и надолго.

    Говоря о задачах художественного воспитания, мы подчеркиваем воспитательные возможности искусства и красоты, которые педагог может использовать и осуществлять в практике. Эти особенности касаются прежде всего чувственного восприятия ребенка, а оно является основой в развитии сознания ребенка.

    Красота и искусство пробуждают и развивают лучшие человеческие чувства. Искусства формирует моральный облик ребенка, его детское «мировоззрение», развивает любовь к Родине, волю, любовь ко всему прекрасному, что в жизни окружает ребенка.

    Велика роль искусства и в умственном развитии ребенка. Обращаясь к образному мышлению, искусство показывает ребенку мир во всем его разнообразии, обогащает новыми представлениями, учит связывать факты, делать несложные умозаключения.

    Образно мышление помогает логическому, отвлеченному мышлению ребенка. Процесс эстетического восприятия и творчества богато развивает память, мышление, воображение, развивает фантазию ребенка.

    При помощи искусства развивается творческая личность ребенка. В игре, рисовании, лепке, рассказывании ребенок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления и результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребенок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания, сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях. И эстетическое восприятие, и в особенности творчество ребенка раскрывают перед сверстниками его мысли, интересы, намерения и творческие возможности. На почве этого возникает взаимный интерес, взаимопомощь, дружба и организованность детей.

    Все это влияние искусства на ребенка педагог должен умело и четко использовать в работе с детьми.

        Каким должно быть искусство, которое мы даем детям?

  • К искусству для ребенка мы предъявляем требование идейно-воспитательной ценности и высокого художественного качества. «Вкус не может развиваться на посредственных вещах, но только на самых лучших», - сказал Гёте.
  • Искусство для детей должно быть доступно их восприятию. Искусство слишком сложное вызывает бесполезное напряжение детского сознания, приводит к нервному утомлению. Задача педагога – уметь раскрыть произведение искусства перед ребенком. Использование классической и народной музыки, песни, танцев дают самый лучший воспитательный эффект.
  • Искусство для детей должно быть добрым и жизнерадостным. В нем не должно быть места пессимизму, а также грубости и жестокости.
  • Искусство для детей должно обладать простотой, ясностью, яркостью изобразительных средств.
  • Подбирая художественный материал, педагогу следует рассчитывать на тот интерес, который он может вызвать. Интересом в основном определяется и эмоциональное отношение ребенка, и познавательная ценность материала для него. Как уже говорилось выше, интерес у ребенка не всегда возникает сразу, но задача педагога, если он убежден в его ценности и доступности – вызвать интерес, умело раскрыв материал перед детьми.
  • Искусство для детей должно быть выразителем высоких моральных качеств.

    Подражание в воспитании ребенка играет чрезвычайно важную роль. На подражании в жизни, природе и в особенности на подражании человеку, его труду, его умениям, знаниям, на использовании наследства человеческих навыков и знаний строится рост и развитие психики человека, его знаний и умений. Для ребенка подражание особенно важно: от взрослых он учится говорить, ходить, обращаться с предметами, узнает о смысле и значении вещей, явлений; подражая взрослым, ребенок сначала в игре, а затем и в жизни научается многому. Однако активность ребенка, инициатива его и в подражании крайне ценны и важны, всякая механическая подражательность менее ценна, чем та, в которую ребенок внес новое, личное, творческое. Пассивное подражание, если оно станет привычкой ребенка, может убить инициативу. Педагог должен препятствовать такому пассивному подражанию.

    Педагог учит ребенка тем или иным приемам сообразно характеру каждого вида творчества. Эти элементы обучения подчинены общевоспитательным целям, их следует осуществлять систематично, планово, лишь тогда они дадут нужный эффект. Они должны строиться на основе знания ребенка, знания путей развития детского творчества. Лишь это знание даст возможность правильно решить вопрос, чему следует учить ребенка и как его учить, сообразуясь с особенностями психики дошкольника и его творческих умений.

    При четкости и серьезности постановки работы элементы обучения чрезвычайно повышают интерес детей, обогащают детское творчество по содержанию и качеству исполнения. Специальные наблюдения, устройство детьми выставок, участие в праздничном оформлении повышают детскую творческую активность, развивают эстетический вкус и наблюдательность. Все это положительным образом влияет на их творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какой должна быть музыка для малышей

Прочитав этот материал вы узнаете, как правильно подобрать музыку для малыша, какую музыку лучше слушать с ребенком утром, днем или вечером, чего не стоит слушать в раннем возрасте, а главное как прав...

Какой должна быть обувь дошкольника

рекомендации для родителей...

Какой должна быть детская музыка.

Консультация для родителей о том,как знакомить детей с музыкой....

Какими должны быть мальчики и девочки

Конспект занятия по социально-нравственнгому воспитанию...

Какой должна быть детская музыка?

Консультация для родителей, помогающая организовать музыкальное прослушивание музыки  в домашних условиях. Несколько простых правил,  которые помогут  определиться  со стилем музык...

Каким должно быть рабочее место дошкольника

Каковы же требования к рабочему месту?...

Каким должно быть зимнее меню для детей

Зима – это прогулки на морозе и усердная учеба. Всё это заставляют детский организм работать с удвоенной силой и достаточно сильно ослабляют иммунитет. Ликвидировать энергетические потери и укрепить з...