Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учетом требований ФГОС ДО.
методическая разработка (младшая группа)

Цопарева Ольга Витальевна

О создании развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_dou_2.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цопарева О.В. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 36 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Тема: Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

С введением ФГОС ДО к предметной среде, включающей в себя также игровое пространство, предъявляются особые требования.

Ключевые словатребования ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная средаигровое пространствомоделирование.

В свете требований ФГОС ДО предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям детей; быть многофункциональной и открытой, содержательно-насыщенной, с незамкнутой системой функционирования; доступной, безопасной, а также способствовать формированию активного, познавательного отношения к окружающей среде. Соблюдение всех этих условий способно обеспечить полноценное развитие и формирование личности ребенка.

В предметной среде должно соблюдаться единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основной, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому игровое пространство является одним из основных пространств детского дошкольного учреждения.

Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В игре ребенок осваивает окружающий мир, игровое пространство детского сада должно отвечать условиям для разворачивания игр самых разных видов: сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, свободной игры.

При моделировании игрового пространства в младшей группе детского сада необходимо создавать модульные зоны, обладающие возможностью творческого приспособления пространства к задачам того или иного вида игр. Игровая среда должна быть построена так, чтобы ее можно было видоизменять и дополнять. Маленьких детей привлекают крупное игровое оборудование, внешне оно должно быть ярким и привлекательным.

Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Для развития мелкой моторики необходимо использовать специальные игрушки (пирамидки, вкладыши, шнуровки, а так же пластиковые контейнеры и коробки).

Игровое пространство должно быть наполнено многофункциональными предметами, сочетаемыми друг с другом. Создаваемые пространства должны отвечать масштабам действий рук малыша (масштаб «глаз — рука», роста и предметного мира взрослых.

Эргономические требования к жизнедеятельности дошкольника младшего возраста включают в себя антропометрические, физиологические и психологические особенностей, которым также должно соответствовать игровое пространство.

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. В настоящее время все популярнее становится трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.

Таким образом, при моделировании игрового пространства в младшей группе ДОО необходимо соблюдать общие требования ФГОС, характеризующие развивающую предметно-пространственную среду: насыщенность, соответствующую возрастным возможностям детей; трансформируемость пространства; полифункциональность материалов; вариативность среды; доступность и безопасность среды.

Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т. д.) Кроме того, материалы должны быть исправны.

Содержание среды:

Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:

• познавательно-исследовательской;

• игровой;

• продуктивной.

Правильно созданная предметно - пространственная среда позволяет развивать социальные и психологические характеристики личности ребёнка: инициативность,

самостоятельность, право выбора, взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

творческие способности, чувство собственного достоинства, способности к принятию собственного решения.

Целями организации предметно-развивающей среды является:

• помощь в определении личностных интересов ребёнка

• развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);

• формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств.

Задачами оформления окружающего детей пространства является:

• наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т. д., а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;

• обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств — калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это»«почему» и «для чего»);

• включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению, сборку целого из частей (пазлы, головоломки);

• введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);

• расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму, справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).

РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом детей, их интересами и социальным опытом. Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта по теме: Организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС ДО.

В работе представлена организация работы в средней группе ДОУ с учетом требований ФГОС ДО....

"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства в подготовительной группе ДОО с учетом требований ФГОС.

Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь она играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду...

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОО С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей...

«Моделирование игрового пространства в группе ДОО с учётом требований ФГОС»

Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса....