Значение подвижных игр. консультация (старшая группа)
консультация (старшая группа)

Ерова Екатерина Сергеевна

Подвижные игры являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  подвижных игр.

Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Виды подвижных игр

1. Сюжетные игры - в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей - от 10 до 25 человек.

 2.Игры без сюжета - игры типа разнообразных ловишек - основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей - 2-4 человека.

3.Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4.Игры с элементами соревнования, несложные игры - эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр. Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5.Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой- специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Формы организации физкультурно - оздоровительной работы:

физкультурные занятия; подвижные игры; утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмичная аэробика);двигательно-оздоровительные физминутки

3. Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей. Дети, действуя совместно со взрослым, запоминают последовательность операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнен. При проведении знакомых игр напоминать правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы. В старшей группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку, лучше с помощью считалки.

Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры. Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их возможностью померяться силами, умениями, способностями. Дух коллективизма мобилизует детей. В командной игре победа определяется по сумме очков, полученных членами команд. Можно за попадание в корзину мячом давать флажок, складывая  флажки в корзину. Тогда отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.  Команды должны составляться равными, по силам. Это можно поручить и капитанам.  В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это игры - эстафеты, комбинированные эстафеты.

Необходимо подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей. Помнить, что детей надо готовить к школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая спортивные навыки и качества: быстроту,  выносливость, силу, гибкость. Прежде чем играть в такую игру, как «Лягушка и цапля», надо научить детей прыгать в высоту с разбега. Такие игры не только помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать развитию ловкости, смелости. Игры с бегом, перебежками  воспитывают в детях быстроту и ловкость.

Приобретенные умения позволяют детям достичь успеха в игре. Удачные действия вызывают у них радость, чувство уверенности в своих силах. Дети начинают действовать смелее  и решительнее.

     В играх «Кот и мыши», «Наседка и цыплята»  при выполнении подлезания дети впервые встречаются с необходимостью совместных движений с действиями товарищей и сигналами игры,  распределении внимания не только на процесс выполнения основных движений, но и восприятия создавшейся ситуации. Чтобы дети подлезали быстрее, нужно разбросать «корм» для мышей и скорость подлезания  увеличится. Также нужно  сочетать подлезание с бегом,(в эстафетах) бег,  подлезание под дугу, снова бег.

Решение большинства поставленных задач может с успехом осуществляться при проведении игр на прогулках.

 Для совершенствования навыков метания, как и подлезания, прежде всего, целесообразно подбирать и соответствующие игры. Во многих сюжетных играх навыки метания совершенствуют один два ребенка – водящие.

В несюжетных играх дети метают по очереди. Примером таких игр являются «Лови, бросай – упасть не давай», «Мяч  по кругу», «Чье звено самое меткое», «Сбей кеглю».

Для  детей старшей группы подвижные игры  усложняются  по  содержанию, правилам, количеству ролей применяемых  в коллективном  соревновании. При соревновании небольших групп  учитывается физическое развитие  и индивидуальные особенности детей.  Таким образом, важно не только правильно  выбрать игру, но и провести ее так, чтобы  она дала наибольший эффект. Объяснение  несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно – выразительным.

При проведении игр с элементами соревнования при объяснении уточняются правила, игровые приемы, условия игры.

В таких играх рекомендуется предлагать задания не только на скорость, но и на качество выполнения движений. Команды  формируются равные по силам в целях активизации неуверенных, застенчивых детей , их соединяют со смелыми и ловкими.

Распределение ролей в играх происходит по разному. Можно и на примере активного ребенка показать, как важно быть смелым, можно самому быть водящим или игроком к общему удовольствию детей. Можно выбирать водящего по считалке. В процессе игры необходимо следить за движениями, действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими правил игры, делая краткие указания.  Заканчивается подвижная игра ходьбой или малоподвижной игрой, например «Угадай по голосу» и т.д.

При оценке игры необходимо отметить ее положительные стороны, назвать детей удачно выполнивших свои роли, тех кто проявил выдержку, товарищескую взаимопомощь, и наоборот, порицать нарушение правил, и  связанные с этим действия детей.

В задачи инструктора при руководстве играми входит наблюдение за состоянием играющих и регулирование нагрузки общепринятыми приемами:

 -увеличивать или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры  или отдельных ее частей;

- регулировать длительность перерывов в игре или проводить совсем без перерывов;

-проводить игру  на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством

Препятствий;

-изменять сложность препятствий преодолеваемых  в игре;

-удлинять или сокращать дистанцию для пробежек, проползания;

-варьировать количество  основных движений.

 Игра  только тогда будет проходить слаженно, когда детям понятны действия и правила, которые  они должны выполнять.

 Таким образом, оздоровительное, воспитательное и образовательное значение вышеуказанных игр многообразно, но большое значение имеет творческое  отношение и педагогическое мастерство инструктора.

Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, чтобы применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить их со сверстниками, подводят к самостоятельной деятельности,  что необходимо для подготовки ребенка к школе.

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию  индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Подвижные игры являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются  и совершенствуются разнообразные  движения в соответствии со всеми  их характеристиками, направляются особенности  поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

В игровой деятельности детей  объективно сочетаются два очень  важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают  самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Литература.

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00656572_0.html

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=888486

https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=

https://www.maam.ru/detskijsad/kursovaja-rabo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план подвижных игр в старшей группе

Перспективный план подвижных игр в старшей группе необходим для воспитателей. Он облегчает работу при написании воспитательно-образовательного плана и даже с целью закрепления правил, движений и слов ...

Значение подвижных игр (консультация для педагогов)

Значение подвижных игрПодвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на в...

Особенности физического развития младших дошкольников.Значение подвижной игры в младшей группе.

Материал представлен в виде презентации, отражает основные аспекты физического развития младших дошкольников, а также раскрывает роль подвижной игры для детей 3-4 лет....

Консультация для педагогов «Особенности проведения подвижных игр в старшей группе»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидакт...

Конспект проведения подвижной игры «Мы подвижные ребята» в старшей группе

Конспект проведения подвижной игры «Мы подвижные ребята» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое разви...