Главные вкладки

    Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада.
    методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

    Варзегова Татьяна Юрьевна

    Особенности проведения подвижной игры в старших и подготовительных группах детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №13 «Колосок»

    Доклад 

    на тему:

     «Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада»

    Выполнила:

    Воспитатель Варзегова Т.Ю.

    п. Октябрьский, 2018г

    Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада.

    Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических и др. Одним из факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА). ДА – это естественная потребность в движении. Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая ДА. Потребность в ДА у многих детей этого возраста  настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом  двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной активностью своих воспитанников, с учётом проявляемой ими индивидуальности, с целью предупреждения случаев гипердинамии (чрезмерно большая ДА) и активизации тех, кто предпочитает «сидячие» игры. Одним из видов ДА являются подвижные игры. Подвижные игры повышают ДА активность детей, способствуют дальнейшему закреплению навыков, улучшают здоровье.

    Классификация подвижных игр:

    1. По возрасту
    2. По содержанию: с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные
    3. По степени подвижности : большой, средней и малой подвижности
    4. По видам движений ( на метание, с бегом и т.д. )

    Выбирая игру, педагог руководствуется принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей, учитывает предшествующую и последующую деятельность детей. В тёплый период года игры можно проводить в начале и в конце прогулки. В холодное в конце. После изучения нового движения на физкультурных занятиях, идёт закрепление на прогулке, во время игр и упражнений. Затем, когда упражнение в основном движении повторено 3-4 раза, педагог организует подвижную игру. Вначале вовлекается часть детей, затем все дети. В старшем возрасте в течение месяца может быть проведено до 20 игр разной интенсивности, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая игра повторяется в течение месяца 4-5 раз. Общая длительность 10-12 минут.

    В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Дети учатся самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество.

    Движения детей 5–6 лет отличаются уже большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2–3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

    В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Среди игр преобладают бессюжетные, т.к. детям этого возраста важен результат игры.  Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

    Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, в каждом звене выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде: «В круг!» – они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу, по команде: «В круг!» – строятся вокруг звеньевого, и пока воспитатель считает до пяти, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой – в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

    Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.

    При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

    В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др.). Первоначально ведущую роль в придумывании вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание ребятами упражнений на заданную тему. Например: упражнений, имитирующих движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или задание придумать и назвать упражнение, а затем выполнить его.

    Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Поначалу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности. Так, проводя игру «Два мороза», воспитатель сначала предлагает такой вариант: тот кого «морозы» осалят, остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем педагог усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает детям самим придумать вариант игры. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные; например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.

    Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр; усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

    В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

    Этапы  проведения:

    1. Организационный – сбор детей  на игру и создание интереса к игре:

    - зазывалка (в старшем дошкольном возрасте)

    - игровой ( сказочный персонаж, во всех возрастах)

    - зрительный или звуковой ориентир (все возрасты)

    - сюрпризный ( письмо, посылка, послание и др; во всех возрастах)

    - по ободку (во всех возрастах).

    2) Название игры и объяснение педагогом правил игры:

    В старшем  возрасте при  организации известных игр детям даётся возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Педагог обращает внимание лишь на важные правила, от которых зависит ход игры, и на выполнение правил. Если игра новая, то правила объясняет педагог, сопровождая показом наиболее трудные моменты игры.

    1. Задаются утончающие вопросы детям на закрепление правил игры.
    2. Распределение ролей или водящего:

    - считалочки

    - жеребьёвки

    - волшебный указатель

    - по желанию детей или педагога.

    Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущего, широко пользоваться считалками. Распределение ролей и расстановку лучше всего проводить после объяснения игры, т.к. когда дети находятся на одном месте, они более внимательны к объяснениям педагога. В старшем возрасте дети сами могут выбрать водящего, распределить роли. Но при проведении командных, спортивных игр педагог сам распределяет детей так, что бы команды были равны по силам. В подготовительной группе, распределив детей по командам, педагог предоставляет детям возможность самим выбрать капитана, установить очерёдность. Но следит, что бы дети договаривались доброжелательно, уступали друг другу. В старшей группе учит детей договариваться между собой, прислушиваться друг к другу, оценивать действия товарищей и свои.

    1. Игра и руководство игрой:

    Педагог следит за выполнением правил, успокаивает активных, подбадривает отстающих, следит за дозировкой, а иногда и сам включается в процесс игры. В подготовительном возрасте дети должны соблюдать правила и самостоятельно играть в знакомые игры.

    1. Анализ и подведение итогов игры:

    Детей подготовительного возраста интересует результат игры, поэтому после игры нужно дать оценку. Подводя итог, педагог отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество. Иногда уместно только подсчитать количество пойманных или сравнить, кто поймал больше. Отмечая действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше. Педагог должен помочь детям осознать важность действий по правилам для достижения положительного результата. В подготовительной группе педагог предлагает детям самим справедливо оценить результаты свои и товарищей.

    Использованная литература:

    1. Э.Я. Степаненкова  « Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»  2014
    2. О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка» 2009
    3. Л.И. Пензулаева  «Физическая культура в детском саду» 2015
    4. Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» 1978
    5. А.И.Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» 1984
    6. В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» 1986
    7. М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду 5-7 лет» 2002

    Приложение №1

    Игра «Два Мороза»

    На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Игроки располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза ( Мороз –красный нос и Мороз – синий нос) становятся посередине площадки лицом к детям.

    Морозы: - Мы два братца молодые,

    Два мороза удалые!

    Я – мороз – Красный нос!

    А я – мороз – Синий нос!

    Кто из вас решится

    В путь дороженьку пуститься?

    Ребята: Не боимся мы угроз,

    И не страшен нам мороз!

    После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на месте и стоят до конца перебежки. Морозы подсчитывают, сколько игроков им удалось заморозить. Игрок, который выбежит до сигнала или останется в доме, считается замороженным. После 2 -3 перебежек выбирается новая пара из числа не пойманных игроков. В конце игры побеждает та пара Морозов, которая заморозила больше игроков, и отмечаются те игроки, которые ни разу не были пойманы.

    В старшем возрасте игрокам можно предложить  на обратном пути размораживать своих «замерзших» друзей – дотрагиваясь до них и вместе убегать.

                 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Доклад на тему: «Методические рекомендации к проведению подвижных игр в старших группах детского сада» Выполнила: воспитатель Варзегова Т.Ю.

    Слайд 2

    Классификация подвижных игр 1) По возрасту. 2) По содержанию: с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные. 3) По степени подвижности : большой, средней и малой подвижности. 4) По видам движений ( на метание, с бегом и т.д. )

    Слайд 3

    Этапы проведения 1) Организационный – сбор детей на игру и создание интереса к игре. 2) Название игры и объяснение педагогом правил игры. 3) Задаются утончающие вопросы детям на закрепление правил игры. 4) Распределение ролей или водящего. 5) Игра и руководство игрой. 6) Анализ и подведение итогов игры.

    Слайд 4

    Использованная литература : Э.Я . Степаненкова « Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» 2014 О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка» 2009 Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» 2015 Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» 1978 А.И.Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» 1984 В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» 1986 М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду 5-7 лет» 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

    Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

    Использование подвижной игры как средства развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

    Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неогран...

    Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

    Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

    Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы у детей

    Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все временам у всех народо...

    Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

    Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...