Мастер-класс для воспитателей "Обучение игре в шахматы"
методическая разработка

Педюра Ольга Анатольевна

Мастер-класс для воспитателей "Обучение игре в шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_obuchenie_igre_v_shahmaty.docx113.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное административное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

Мастер-класс

«Обучение игре в шахматы»

C:\Users\xxx\Downloads\RTC3303_enl_enl.jpg

Подготовили и провели:

воспитатель МАДОУ «Берёзка»

Климина А.А.

Педюра О.А.

г.Когалым

2017 г.

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы»

Авторы: А.А.Климина, Педюра О.А. воспитатели МАДОУ «Берёзка» г.Когалыма.

Цель: Познакомить воспитателей ДОУ с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

- Добрый день, уважаемые участники мастер-класса!

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.  (О какой игре идет речь?)

Дорогие друзья, предлагаю нам отправиться путешествовать по шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.

1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева - направо, вертикали сверху - вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находится справа внизу.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски.

(Проводится дидактическая игра «Собери шахматную доску»).

2. Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства:

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

Предлагаю устроить парад шахматных фигур.

Прежде, чем мы приступим к выполнению задания, нам необходимо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,  (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!               (указательный палец)

А ладья упряма,                           (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Я  буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на шахматной доске  шахматные фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят«Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. (Ферзь любит свой цвет).

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

3. «Загадки из шахматной шкатулки»

Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка? (только вперед)

- Как называются линии на доске? (вертикали, горизонтали, диагонали)

- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)

- Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольные и чернопольные)

- Между какими фигурами на доске стоит конь? (Между слоном и ладьей)

Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность. Детям для запоминания названий шахматных фигур советую изготовить «Шахматный ряд».

 «Шах-мат!»  в переводе с персидского означает«Король – умер!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?

Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!

4. Сейчас будем знакомиться с шахматными этюдами.

Ведущий комментирует этюды, представленные на слайдах.

(практическая игра)

5. Игра «Чудесный мешочек»

Друзья, у каждого из вас есть возможность сыграть роль одной из фигур шахматного театра. Я приглашаю 6 актёров.

Но какая же роль достанется каждому из вас? Определить это нам поможет игра «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем, надев маску (шапочку, играет роль этой фигуры).

6. Сама игра.

Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.

Ведущий даёт задания на обыгрывание этюдов, помогает, контролирует:

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно поиграли.

В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине:

• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом(Незнайка).

• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)

• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)

• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)

• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)

• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили«Глядите, вон идет шахматная доска»(Сиропчик).

Спасибо всем за ответы.

Итак, следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, процесс обучения шахматам осуществляю в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доскойЦель: овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Здесь можно использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках используются разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек»«Кто быстрее расставит фигуры»«Что общего и чем отличаются», «Разрезные фигуры».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе учимся решать различные задачи и этюды, знакомимся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Игроки познают дух соперничества и соревнования.

Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Познаем играя, или как превратить процесс познания в увлекательную игру"

Педагог наглядно покаазывает родителям, что процесс познания не стоит превращать в скучный рутинный процесс запоминания, с помощью игрв можно вовлечь ребенка в познавательный процесс в качестве активн...

Мастер-класс для педагогов «Учимся играть в шахматы».

Материал  участника в конкурсе мастер-классов "Испльзование современных технологий в организации образовательной деятельности"....

Мастер-класс для родителей «Обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста»

Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами....

Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".

Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Цель: ü повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.ü знакомство с игровой развивающей те...

Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»

Методическая разработка представляет собой сценарий мастер -класса целью которого является мотивация родителей к совместной с детьми игре в шахматы....