Картотека сюжетно-ролевых игр
картотека

Кузнецова Надежда Николаевна
  1. Сюжетно-ролевая игра

Тема: «В гостях у друзей»

Цель: Обучение детей культуре поведения в гостях.

Оборудование: Наборы детской посуды, предметы заместители, предметы мебели (детской)

Ход игры: Все игровые действия происходили вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Дети обговорили между собой, кто  и чем займет гостей. Основное содержание и идеи более интересного развития сюжета дети придумывали сами. Самостоятельно составляют план игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Когда пришли гости, хозяева  правильно и удобно рассадили их за столом. Во время чаепития велась оживленная беседа. После чаепития хозяева развлекали гостей: все вместе пели песни, загадывали загадки, играли в игры. Все это  дети заранее обсудили и приготовили, распределяя, кто какие развлечения будет проводить. В игре дети самостоятельно выстраивали взаимоотношения, учились считаться со сверстниками, налаживали доброжелательные отношения друг с другом. Осваивали правила гостеприимства, чуткости, внимательности.

 

  1. Сюжетно-ролевая игра

Тема:«Школа»

Цель: Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми. 

Игровой материал: Тетради, учебники, ручки, карандаши, счётные палочки, предметные картинки, цифры, звонок. 

Предварительная работа: Экскурсия в школу, беседа о школьных принадлежностях, рассматривание иллюстраций на тему «Школа», Д.игра «Собери портфель» чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок», показ фильма и мультфильма о школьной жизни, разучивание песни «Чему учат в школе». 

Ход игры: Воспитатель говорит о том, что через год дети пойдут в школу. Представьте себе, что год уже пролетел, и вы пошли в школу. Дети называют профессии сотрудников, которые работают в школе. Выбирают Директора школы, учителя, вахтёра. Вахтёр звенит звонком, дети садятся за парты. Учитель начинает вести первый урок математики. Дети работают со счётными палочками Далее вахтёр снова даёт звонок, приглашая детей на перемену. После перемены начинается другой урок. Учитель даёт детям задания, ставит оценки. Ученики слушают учителя и делают все, что он говорит. В диалогах игры дети осваивали культуру общения, устанавливали дружеские, доверительные взаимоотношения. В игре налаживалось взаимное ориентирование и согласование действий детей.

 

  1. Аппликация

Тема:«Чудо – дерево»

Цель: Вызвать у детей желание объединяться для совместной деятельности, учить детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева, цветы), обращать внимание детей на результат общей работы.          

Предварительная работа: Загадывание загадок о деревьях. Рассматривание иллюстраций о жителях леса. Беседа о правилах поведения в лесу. 

Оборудование: Дидактическая игра «С какого дерева листок», фонограмма звуков леса и звука пилы, видео с изображением «Старичка -  лесовичка»,  листы формата А- 4, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, салфетки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию в лес, на ковре – самолёте. Дети усаживаются на ковёр и вспоминают правила поведения в лесу: о том, что в лесу нельзя шуметь, разорять гнёзда, ломать ветки деревьев и разрушать муравейники. Дети прилетают в лес и называют деревья, грибы, диких животных. Воспитатель предлагает подышать свежим лесным воздухом, послушать шум деревьев и голоса птиц. Слышится звук спиленного дерева, на видео появляется изображение Старичка – лесовичка. Где он сообщает о том, что в лесу случилась беда, все цветы завяли, а дикие животные исчезли и воздух стал грязным. Потому что спилили почти все деревья,  и воздух не очищается.(Детям рассказывают как получается чистый воздух, благодаря деревьям, которые впитывают в себя углекислый газ и выделяют нам кислород, то чем мы дышим). Дети согласились помочь Старичку – лесовичку и сделать ему Чудо – дерево. Обсуждают, из чего состоит дерево. (Ствол, ветки, листочки, все листья – крона). Решают крону дерева создать из вырезанных ладошек – это и будут листочки нашего дерева. Дети посмотрите, какое чудесное дерево   у нас получились. - Что произошло в волшебном лесу, давайте посмотрим. (Дети выходят на ковёр и смотрят видео сообщение.) Посмотрите, какие чудеса произошли в волшебном лесу с нашей помощью. Дикие животные возвращаются в свои жилища, а цветы расцветают.

 

  1. Сюжетно-ролевая игра

Тема:«Пираты»

Цель: развитие коммуникативных навыков при разрешении конфликта

Оборудование: флаг; сундуки, шкатулки;  « сокровище».

Ход игры: Дети распределяются на 2 группы, и каждая группа выполняет свой заранее обговоренный с воспитателем сюжет. Каждый ребенок выполняет свою роль.  Каждая группа создает свой корабль, получает свою карту сокровищ. Во время путешествия происходит столкновение 2х кораблей. Конфликт должен разрешиться мирным путем, иначе игра будет проиграна. Команды продолжают искать сокровище.

 

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «День Рождения»

Цель: Обучение детей общению через правила гостеприимства.

Оборудование: Игровые наборы посуды. Подготовка к игре. Этическая беседа о правилах поведения. 

Ход игры: Игра началась с уборки квартиры, приготовления угощений, подарков. Когда ко «Дню рождения» все готово, именинник пригласил к себе гостей. Его тепло поздравили родственники и друзья, подарили ему подарки, окружили именинника вниманием. Члены семьи и сам виновник торжества заботились о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они развлекали гостей, придумывали игры, читали стихи, загадывали загадки. Именинник пригласил гостей к праздничному столу. Дети поочередно приветствовали его и дарили свои подарки (уточняя, что они выбрали для него). Организовали чаепитие. Дети поочередно выражали свои пожелания имениннику, а он их благодарил в ответ. В  игровых действиях у детей налаживалось взаимное общение. Они оказывали знаки вежливости друг другу. Дети старались вести себя вежливо и культурно. Когда день рождения закончился, гостей проводили, помогли им одеться. Игра дала возможность реализовать общение детей в интересной для них форме, придать занимательный характер. Дети в игре осваивали доброжелательные и дружеские отношения. Проявляли интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласовывали действий играющих, выполняли игровые действия. В сюжетно-ролевой игре дети менялись ролями, договаривались и обговаривали действия и правила игры.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Юные строители»

Цель:Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми. 

Оборудование:Детский конструктор, каски, листы бумаги для чертежей, карандаши, линейки

Ход игры: Приступая к строительству, дети заранее должны договориться о том, что должно быть в доме, который они собираются построить. Самостоятельно создать задуманную игровую обстановку. Выстроить  и развивать сюжет игры. Совершенствовать в игре конкретные представления о строительстве, его этапах, развивать сообразительность,  задумать постройку и выполнить её, добиться намеченного результата, развивать навыки общения, творческую активность и воображение. Разрешать возникающие споры при планировке дома. Уступать друг другу, договориться между собой. Налаживать межличностные взаимоотношения.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Супермаркет»

Цель: Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми. 

Оборудование:Касса, наборы продуктов,  спецодежда, кошельки, деньги, наборы игрушек, журналы газеты, одежда, обувь, телефоны, ценники, упаковка,

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Первая – персонал супермаркета, вторая – покупатели. Пока первая группа подготавливает рабочее место, вторая в этот момент ждет открытие магазина.В игре дети согласовывают собственный игровой замысел с замыслами сверстников, меняют роли по ходу игры.

 

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Цирк»

Цель: научить детей договариваться и принимать роль.

Оборудование: афиши; билеты; программки; элементы костюмов; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри,  «ушки»; гирлянды, фигурки клоунов, флажки

Ход игры: Дети распределяют роли и действуют в соответствии с принятой на себя ролью.Выполняя заранее составленный сценарий.  Роли и задачи могут поменяться во время игры, но только с всеобщего одобрения

Предварительная работа: Изготовление билетов, программок циркового представления; подготовка костюмов; покупка билетов; приход в цирк; покупка атрибутов; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Больница»

Цель: Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми. 

Ход игры: Дети распределяют роли и действуют в соответствии с принятой на себя ролью. Можно даже разделиться на две группы «врачи-пациенты», а через специально отведенное время поменяться ролями

Оборудование: Игровой набор «доктор», предметы заместители, некоторые реальные предметы (полотенца, подушки, предметы мебели)

 

  1.  Логико-математическая игра

Тема: «Зверята – цифрята»

Цель: Формирование навыков сотрудничества в команде; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину.

Оборудование:Карточки «Забавные цифры»

Ход игры: Карточки «Забавные цифры» располагаются не по порядку, в три ряда по три в ряд. Детям предлагается найти и назвать числа в порядке возрастания (убывания), показывая их указкой.

 

  1. Сюжетно -  ролевая игра

Тема: «Путешествие вокруг света на корабле»

Цель:Развивать умения согласовывать  свои действия с действиями товарища

Ход игры: Выбираем капитана, матросов, строим корабль, беседуем о работе команды и отправляемся в дальнее плаванье. По пути заезжая в разные страны, и узнают о культуре и обычаях других стран. Благополучно возвращаемся домой

Оборудование: Мягкие модули, кубики, бескозырки, бинокль, штурвал, карточки с видами разных стран  и другие атрибуты для игры.

 

  1.  Сюжетно-ролевая игра

Тема: «Поход в зоопарк»

Цель:Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми. 

Оборудование: Табличка экскурсовода, деньги, билеты, костюмы животных, предметы мебели для создания вольеров.

Ход игры: Дети делятся на три группы: зверята, посетители, работники зоопарка. Воспитатель играет роль экскурсовода.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Путешествие на теплоходе»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развитие воображения.

Оборудование: Строительный материал, катера, теплоходы, одежда для моряков, игровой набор  животных и птиц, предметы заместители.

Ход игры: При обсуждении распределения ролей, дети шли на уступки и договаривались между собой, предлагали и обсуждали дальнейшее развитие сюжета игры, самостоятельно и справедливо разрешали возникающие спорные ситуации в игре.

 

  1. Конструирование

Тема: «Жизнь на другой планете»

Цель: Развивать умения согласовывать  свои действия с действиями товарища.

Оборудование: Пригласительные, строй материалы (кубики, предметы мебели)

Ход игры: Дети по приглашению отправляются на другую планету, чтобы построить там красивые и удобные дома для жителей планеты.

 

  1. Эстафета

Тема: «Самый ловкий»

Цель: научить детей работать в команде,развитие  координации движений.

Оборудование: Мячи, кольца,  ориентиры.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в центре зала параллельно, каждая команда лицом к кольцу. По сигналу игроки разных команд добегают каждый к своему кольцу, стараясь забросить мяч в кольцо, и возвращаются в свою команду. Передают мяч следующему игроку, а сами встают в конец колонны.

 

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Почта»

Цель:Формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.

Оборудование: Посылки, открытки, телеграммы, письма, конверты, детские журналы и газеты, деньги, кошельки

Ход игры: В игре дети осваивают партнерские отношения при посылке телеграммы, при этом делятся на работников почты и посетителей, потом меняются ролями.

 

  1.  Лепка

Тема: «Дед Мазай и зайцы»

Цели: Развивать умения согласовывать  свои действия с действиями товарища,  учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними, формировать у детей привычку заниматься лепкой, объединяясь в коллективы по 2-3 человека, и выполнять одну работу под руководством воспитателя.

Оборудование: Пластилин, стеки, дощечки, бумажные салфетки, вылепленная фигурка Деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах, композиционная основа для коллективной работы: овальная форма обёрнутая фольгой, вылепленные дерево, пенёк, плывущее бревно.

Предварительная работа: Чтение стихотворения H. A. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (выделить тот момент, когда дед Мазай спасает маленьких зайчат), рассматривание иллюстраций по прочитанному произведению, рассматривание весенних пейзажей (желательно, с изображением весеннего разлива или половодья).

Ход занятия: Воспитатель зачитывает отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», просит детей уточнить о каком времени года говорится. Далее воспитатель проводит небольшую беседу о том, почему с зайчатами приключилась такая беда и почему дед Мазай спас их от гибели. Затем показывает заранее подготовленную основу для сюжетной композиции. Рассказывает, что овальная форма, обёрнутая в фольгу – это водоём, а на поверхности находятся пенёк, дерево и плывущее бревно, на которых будут спасаться зайцы от воды. Воспитатель обыгрывает ситуацию спасения зайцев: помещая деда Мазая в лодке на поверхность формы, как будто он плывёт и собирает зайцев к себе в лодку. – Давайте вылепим своих зайчиков и посадим их на пенёк, на дерево, на бревно, а дед Мазай будет их спасать. Обращает внимание детей на карточки со схематичным изображением зайцев в разных позах. В ходе беседы объясняет, что настроение можно показывать не только выражением лица, а также через позу и движение туловища тоже. Детям предлагается описать различные позы словами, обращая внимание на самое существенное: зайчик встал на задние лапки, зайчик сидит, сжавшись в комочек, или вытянулся столбиком, поднял уши. Дети берут пластилин нужного цвета, договариваются и начинают лепить. В конце занятия вылепленных зайчиков выставляют на общую основу, составляя коллективную композицию.

 

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Космическое приключение»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развитие воображения.

Оборудование: Кубики, различный строительный материал, стулья, мягкие модули, костюм врача, атрибуты для космонавтов (костюмы, инструменты)

Ход игры: Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

 

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Телевидение»

Цель: формировать дружеские отношения детей в игре, закреплять знания о правилах поведения.

Ход занятия: Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей

Оборудование: Компьютеры; рации; микрофоны;  фотоаппараты, «хлопушка», программы (тексты);  символика различных программ;  элементы костюмов;  грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии.

 

  1. Рисование

Тема: «Мой любимый город»

Цель: Учить детей совместно в парах, рисовать достопримечательности и природу родного города.

Оборудование:Проектор, музыкальное сопровождение, наглядные приметы достопримечательностей. Листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по родным местам родного города. Затем  нарисовать на бумаге то, что они запомнили. После окончания работы, дети выкладывают из своих рисунков улицу, помещая работы в ряд.

 

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Детский сад»

Цель: формировать умения объединяться в игре, выполнять игровые действия по смыслу (зарядка, кушают, музыкальное занятие, осмотр врага);

Оборудование: Куклы, наборы детской посуды, набор «Доктор», телефон, предметы заместители, мягкие игрушки

Ход игры: В игре дети обговаривали распределение ролей. Игровая деятельность разворачивалась между воспитанниками детского сада и воспитателем.

 

  1. Подвижная игра

Тема: «Дружные ладошки»

Цель: научить детей правильно взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: Кегли, стулья, строительные, мягкие модули.

Ход игры: Эта игра проводится в парах. Дети прижимаются своими ладошками друг к другу и таким образом, двигаются по комнате, где они преодолевают или обходят различные препятствия. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, она приседает.

 

  1.  Игровое занятие

Тема: «Рисунки»

Цель:

Оборудование: Пособие по играм Воскобовича «Геовизор», листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры.

Ход игры: Дети выбирают фигуру из альбома и рисуют на листе бумаги, раскрашивают или придумывают свои.

 

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «ПДД»

Цель: закрепление учащимися знаний по ПДД и навыков их соблюдения.Воспитание безопасного поведения детей.

Оборудование:Костюм инспектора ГИБДД. Оборудование: жезлы, свистки; дорожные знаки;  светофоры.

Ход игры: Воспитатель играет роль инспектора ГИБДД и рассказывает (проводит инструктаж) о правилах дорожного движения. Дети, прослушав информацию, делятся на группы по 3 человека и разыгрывают разные ситуации, которые могут случиться на дороге.

 

  • Благодаря общению ребенок  учится быть гуманным, иметь сострадание и сочувствие к окружающим и накопить бесценный опыт для становления личности.
  • Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не столько в ее результатах, а в самом процессе.
  • В процессе игры активно работают все психологические процессы ребёнка: эмоции, мышление, воображение, память и общение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сюжетно-ролевая игра

Тема: «В гостях у друзей»

Цель: Обучение детей культуре поведения в гостях.

Оборудование: Наборы детской посуды, предметы заместители, предметы мебели (детской)

Ход игры: Все игровые действия происходили вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Дети обговорили между собой, кто  и чем займет гостей. Основное содержание и идеи более интересного развития сюжета дети придумывали сами. Самостоятельно составляют план игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Когда пришли гости, хозяева  правильно и удобно рассадили их за столом. Во время чаепития велась оживленная беседа. После чаепития хозяева развлекали гостей: все вместе пели песни, загадывали загадки, играли в игры. Все это  дети заранее обсудили и приготовили, распределяя, кто какие развлечения будет проводить. В игре дети самостоятельно выстраивали взаимоотношения, учились считаться со сверстниками, налаживали доброжелательные отношения друг с другом. Осваивали правила гостеприимства, чуткости, внимательности.

  1. Сюжетно-ролевая игра

Тема:«Школа»

Цель: Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми.  

Игровой материал: Тетради, учебники, ручки, карандаши, счётные палочки, предметные картинки, цифры, звонок.  

Предварительная работа: Экскурсия в школу, беседа о школьных принадлежностях, рассматривание иллюстраций на тему «Школа», Д.игра «Собери портфель» чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок», показ фильма и мультфильма о школьной жизни, разучивание песни «Чему учат в школе».  

Ход игры: Воспитатель говорит о том, что через год дети пойдут в школу. Представьте себе, что год уже пролетел, и вы пошли в школу. Дети называют профессии сотрудников, которые работают в школе. Выбирают Директора школы, учителя, вахтёра. Вахтёр звенит звонком, дети садятся за парты. Учитель начинает вести первый урок математики. Дети работают со счётными палочками Далее вахтёр снова даёт звонок, приглашая детей на перемену. После перемены начинается другой урок. Учитель даёт детям задания, ставит оценки. Ученики слушают учителя и делают все, что он говорит. В диалогах игры дети осваивали культуру общения, устанавливали дружеские, доверительные взаимоотношения. В игре налаживалось взаимное ориентирование и согласование действий детей.

  1. Аппликация

Тема:«Чудо – дерево»

Цель: Вызвать у детей желание объединяться для совместной деятельности, учить детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева, цветы), обращать внимание детей на результат общей работы.          

Предварительная работа: Загадывание загадок о деревьях. Рассматривание иллюстраций о жителях леса. Беседа о правилах поведения в лесу.  

Оборудование: Дидактическая игра «С какого дерева листок», фонограмма звуков леса и звука пилы, видео с изображением «Старичка -  лесовичка»,  листы формата А- 4, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, салфетки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию в лес, на ковре – самолёте. Дети усаживаются на ковёр и вспоминают правила поведения в лесу: о том, что в лесу нельзя шуметь, разорять гнёзда, ломать ветки деревьев и разрушать муравейники. Дети прилетают в лес и называют деревья, грибы, диких животных. Воспитатель предлагает подышать свежим лесным воздухом, послушать шум деревьев и голоса птиц. Слышится звук спиленного дерева, на видео появляется изображение Старичка – лесовичка. Где он сообщает о том, что в лесу случилась беда, все цветы завяли, а дикие животные исчезли и воздух стал грязным. Потому что спилили почти все деревья,  и воздух не очищается.(Детям рассказывают как получается чистый воздух, благодаря деревьям, которые впитывают в себя углекислый газ и выделяют нам кислород, то чем мы дышим). Дети согласились помочь Старичку – лесовичку и сделать ему Чудо – дерево. Обсуждают, из чего состоит дерево. (Ствол, ветки, листочки, все листья – крона). Решают крону дерева создать из вырезанных ладошек – это и будут листочки нашего дерева. Дети посмотрите, какое чудесное дерево   у нас получились. - Что произошло в волшебном лесу, давайте посмотрим. (Дети выходят на ковёр и смотрят видео сообщение.) Посмотрите, какие чудеса произошли в волшебном лесу с нашей помощью. Дикие животные возвращаются в свои жилища, а цветы расцветают.

  1. Сюжетно-ролевая игра

Тема:«Пираты»

Цель: развитие коммуникативных навыков при разрешении конфликта

Оборудование: флаг; сундуки, шкатулки;  « сокровище».

Ход игры: Дети распределяются на 2 группы, и каждая группа выполняет свой заранее обговоренный с воспитателем сюжет. Каждый ребенок выполняет свою роль.  Каждая группа создает свой корабль, получает свою карту сокровищ. Во время путешествия происходит столкновение 2х кораблей. Конфликт должен разрешиться мирным путем, иначе игра будет проиграна. Команды продолжают искать сокровище.

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «День Рождения»

Цель: Обучение детей общению через правила гостеприимства.

Оборудование: Игровые наборы посуды. Подготовка к игре. Этическая беседа о правилах поведения.  

Ход игры: Игра началась с уборки квартиры, приготовления угощений, подарков. Когда ко «Дню рождения» все готово, именинник пригласил к себе гостей. Его тепло поздравили родственники и друзья, подарили ему подарки, окружили именинника вниманием. Члены семьи и сам виновник торжества заботились о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они развлекали гостей, придумывали игры, читали стихи, загадывали загадки. Именинник пригласил гостей к праздничному столу. Дети поочередно приветствовали его и дарили свои подарки (уточняя, что они выбрали для него). Организовали чаепитие. Дети поочередно выражали свои пожелания имениннику, а он их благодарил в ответ. В  игровых действиях у детей налаживалось взаимное общение. Они оказывали знаки вежливости друг другу. Дети старались вести себя вежливо и культурно. Когда день рождения закончился, гостей проводили, помогли им одеться. Игра дала возможность реализовать общение детей в интересной для них форме, придать занимательный характер. Дети в игре осваивали доброжелательные и дружеские отношения. Проявляли интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласовывали действий играющих, выполняли игровые действия. В сюжетно-ролевой игре дети менялись ролями, договаривались и обговаривали действия и правила игры.

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Юные строители»

Цель:Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми.  

Оборудование:Детский конструктор, каски, листы бумаги для чертежей, карандаши, линейки

Ход игры: Приступая к строительству, дети заранее должны договориться о том, что должно быть в доме, который они собираются построить. Самостоятельно создать задуманную игровую обстановку. Выстроить  и развивать сюжет игры. Совершенствовать в игре конкретные представления о строительстве, его этапах, развивать сообразительность,  задумать постройку и выполнить её, добиться намеченного результата, развивать навыки общения, творческую активность и воображение. Разрешать возникающие споры при планировке дома. Уступать друг другу, договориться между собой. Налаживать межличностные взаимоотношения.

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Супермаркет»

Цель: Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми.  

Оборудование:Касса, наборы продуктов,  спецодежда, кошельки, деньги, наборы игрушек, журналы газеты, одежда, обувь, телефоны, ценники, упаковка,

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Первая – персонал супермаркета, вторая – покупатели. Пока первая группа подготавливает рабочее место, вторая в этот момент ждет открытие магазина.В игре дети согласовывают собственный игровой замысел с замыслами сверстников, меняют роли по ходу игры.

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Цирк»

Цель: научить детей договариваться и принимать роль.

Оборудование: афиши; билеты; программки; элементы костюмов; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри,  «ушки»; гирлянды, фигурки клоунов, флажки

Ход игры: Дети распределяют роли и действуют в соответствии с принятой на себя ролью.Выполняя заранее составленный сценарий.  Роли и задачи могут поменяться во время игры, но только с всеобщего одобрения

Предварительная работа: Изготовление билетов, программок циркового представления; подготовка костюмов; покупка билетов; приход в цирк; покупка атрибутов; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование.

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Больница»

Цель: Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми.  

Ход игры: Дети распределяют роли и действуют в соответствии с принятой на себя ролью. Можно даже разделиться на две группы «врачи-пациенты», а через специально отведенное время поменяться ролями

Оборудование: Игровой набор «доктор», предметы заместители, некоторые реальные предметы (полотенца, подушки, предметы мебели)

  1.  Логико-математическая игра

Тема: «Зверята – цифрята»

Цель: Формирование навыков сотрудничества в команде; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину.

Оборудование:Карточки «Забавные цифры»

Ход игры: Карточки «Забавные цифры» располагаются не по порядку, в три ряда по три в ряд. Детям предлагается найти и назвать числа в порядке возрастания (убывания), показывая их указкой.

  1. Сюжетно -  ролевая игра

Тема: «Путешествие вокруг света на корабле»

Цель:Развивать умения согласовывать  свои действия с действиями товарища

Ход игры: Выбираем капитана, матросов, строим корабль, беседуем о работе команды и отправляемся в дальнее плаванье. По пути заезжая в разные страны, и узнают о культуре и обычаях других стран. Благополучно возвращаемся домой

Оборудование: Мягкие модули, кубики, бескозырки, бинокль, штурвал, карточки с видами разных стран  и другие атрибуты для игры.

  1.  Сюжетно-ролевая игра

Тема: «Поход в зоопарк»

Цель:Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений между детьми.  

Оборудование: Табличка экскурсовода, деньги, билеты, костюмы животных, предметы мебели для создания вольеров.

Ход игры: Дети делятся на три группы: зверята, посетители, работники зоопарка. Воспитатель играет роль экскурсовода.

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Путешествие на теплоходе»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развитие воображения.

Оборудование: Строительный материал, катера, теплоходы, одежда для моряков, игровой набор  животных и птиц, предметы заместители.

Ход игры: При обсуждении распределения ролей, дети шли на уступки и договаривались между собой, предлагали и обсуждали дальнейшее развитие сюжета игры, самостоятельно и справедливо разрешали возникающие спорные ситуации в игре.

  1. Конструирование

Тема: «Жизнь на другой планете»

Цель: Развивать умения согласовывать  свои действия с действиями товарища.

Оборудование: Пригласительные, строй материалы (кубики, предметы мебели)

Ход игры: Дети по приглашению отправляются на другую планету, чтобы построить там красивые и удобные дома для жителей планеты.

  1. Эстафета

Тема: «Самый ловкий»

Цель: научить детей работать в команде,развитие  координации движений.

Оборудование: Мячи, кольца,  ориентиры.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в центре зала параллельно, каждая команда лицом к кольцу. По сигналу игроки разных команд добегают каждый к своему кольцу, стараясь забросить мяч в кольцо, и возвращаются в свою команду. Передают мяч следующему игроку, а сами встают в конец колонны.

  1. Сюжетно – ролевая игра

Тема: «Почта»

Цель:Формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.

Оборудование: Посылки, открытки, телеграммы, письма, конверты, детские журналы и газеты, деньги, кошельки

Ход игры: В игре дети осваивают партнерские отношения при посылке телеграммы, при этом делятся на работников почты и посетителей, потом меняются ролями.

  1.  Лепка

Тема: «Дед Мазай и зайцы»

Цели: Развивать умения согласовывать  свои действия с действиями товарища,  учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними, формировать у детей привычку заниматься лепкой, объединяясь в коллективы по 2-3 человека, и выполнять одну работу под руководством воспитателя.

Оборудование: Пластилин, стеки, дощечки, бумажные салфетки, вылепленная фигурка Деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, комплект карточек со схематичным изображением зайцев в разных позах, композиционная основа для коллективной работы: овальная форма обёрнутая фольгой, вылепленные дерево, пенёк, плывущее бревно.

Предварительная работа: Чтение стихотворения H. A. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (выделить тот момент, когда дед Мазай спасает маленьких зайчат), рассматривание иллюстраций по прочитанному произведению, рассматривание весенних пейзажей (желательно, с изображением весеннего разлива или половодья).

Ход занятия: Воспитатель зачитывает отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», просит детей уточнить о каком времени года говорится. Далее воспитатель проводит небольшую беседу о том, почему с зайчатами приключилась такая беда и почему дед Мазай спас их от гибели. Затем показывает заранее подготовленную основу для сюжетной композиции. Рассказывает, что овальная форма, обёрнутая в фольгу – это водоём, а на поверхности находятся пенёк, дерево и плывущее бревно, на которых будут спасаться зайцы от воды. Воспитатель обыгрывает ситуацию спасения зайцев: помещая деда Мазая в лодке на поверхность формы, как будто он плывёт и собирает зайцев к себе в лодку. – Давайте вылепим своих зайчиков и посадим их на пенёк, на дерево, на бревно, а дед Мазай будет их спасать. Обращает внимание детей на карточки со схематичным изображением зайцев в разных позах. В ходе беседы объясняет, что настроение можно показывать не только выражением лица, а также через позу и движение туловища тоже. Детям предлагается описать различные позы словами, обращая внимание на самое существенное: зайчик встал на задние лапки, зайчик сидит, сжавшись в комочек, или вытянулся столбиком, поднял уши. Дети берут пластилин нужного цвета, договариваются и начинают лепить. В конце занятия вылепленных зайчиков выставляют на общую основу, составляя коллективную композицию.

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Космическое приключение»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развитие воображения.

Оборудование: Кубики, различный строительный материал, стулья, мягкие модули, костюм врача, атрибуты для космонавтов (костюмы, инструменты)

Ход игры: Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Телевидение»

Цель: формировать дружеские отношения детей в игре, закреплять знания о правилах поведения.

Ход занятия: Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей

Оборудование: Компьютеры; рации; микрофоны;  фотоаппараты, «хлопушка», программы (тексты);  символика различных программ;  элементы костюмов;  грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии.

  1. Рисование

Тема: «Мой любимый город»

Цель: Учить детей совместно в парах, рисовать достопримечательности и природу родного города.

Оборудование:Проектор, музыкальное сопровождение, наглядные приметы достопримечательностей. Листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по родным местам родного города. Затем  нарисовать на бумаге то, что они запомнили. После окончания работы, дети выкладывают из своих рисунков улицу, помещая работы в ряд.

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «Детский сад»

Цель: формировать умения объединяться в игре, выполнять игровые действия по смыслу (зарядка, кушают, музыкальное занятие, осмотр врага);

Оборудование: Куклы, наборы детской посуды, набор «Доктор», телефон, предметы заместители, мягкие игрушки

Ход игры: В игре дети обговаривали распределение ролей. Игровая деятельность разворачивалась между воспитанниками детского сада и воспитателем.

  1. Подвижная игра

Тема: «Дружные ладошки»

Цель: научить детей правильно взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: Кегли, стулья, строительные, мягкие модули.

Ход игры: Эта игра проводится в парах. Дети прижимаются своими ладошками друг к другу и таким образом, двигаются по комнате, где они преодолевают или обходят различные препятствия. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, она приседает.

  1.  Игровое занятие

Тема: «Рисунки»

Цель:

Оборудование: Пособие по играм Воскобовича «Геовизор», листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры.

Ход игры: Дети выбирают фигуру из альбома и рисуют на листе бумаги, раскрашивают или придумывают свои.

  1. Сюжетно - ролевая игра

Тема: «ПДД»

Цель: закрепление учащимися знаний по ПДД и навыков их соблюдения.Воспитание безопасного поведения детей.

Оборудование:Костюм инспектора ГИБДД. Оборудование: жезлы, свистки; дорожные знаки;  светофоры.

Ход игры: Воспитатель играет роль инспектора ГИБДД и рассказывает (проводит инструктаж) о правилах дорожного движения. Дети, прослушав информацию, делятся на группы по 3 человека и разыгрывают разные ситуации, которые могут случиться на дороге.

  • Благодаря общению ребенок  учится быть гуманным, иметь сострадание и сочувствие к окружающим и накопить бесценный опыт для становления личности.
  • Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не столько в ее результатах, а в самом процессе.
  • В процессе игры активно работают все психологические процессы ребёнка: эмоции, мышление, воображение, память и общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....