Интеллектуальное развитие дошкольников через формирование элементарных математических представлений
методическая разработка

Галеева Ольга Андреевна

Математика! Опять математика. Математика во все времена остается для детей, учеников трудной работой. Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев.

Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика трудная дисциплина. Наша задача - развить творческую личность с активной жизненной позицией, с  собственным логическим мышлением. Не навязывать ребенку свое мнение, а давать ребенку возможность думать самому и получать удовольствие при преодолении трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие детей

через формирование математических представлений

Математика! Опять математика. Математика во все времена остается для детей, учеников трудной работой. Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев.

Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика трудная дисциплина. Наша задача - развить творческую личность с активной жизненной позицией, с  собственным логическим мышлением. Не навязывать ребенку свое мнение, а давать ребенку возможность думать самому и получать удовольствие при преодолении трудностей.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности..

  (слайд 1) Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС ДО, пересмотрели  устоявшиеся в теории и практике, целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми

(слайд 2)    ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.  

. (слайд 3)Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то неизвестным

В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать образовательную деятельность по математическому развитию занимательной и необыкновенной. .  

(слайд 4) А как сделать, чтобы наши дети  были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели и дети получали от образовательной деятельности удовлетворение?   Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний

Вы любите играть? Предлагаю поиграть в игры, а в конце у нас получится модель успешной организации образовательной деятельности.

(5 слайд) Первое задание «вопрос-ответ»

  1. Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Ваши варианты:

Принципы:

Доступности;

Индивидуального подхода;

Систематичности и последовательности;

Постепенность;

Наглядности;

Научности;

Интеграции.

Деятельностный подход

А теперь подробнее о вышеперечисленных принципах

Доступность и Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания).

Систематичность (знания даются детям в строго определенной системе и при этом новый материал должен быть доступен детям)

Последовательность (каждая новая программная задача дробится на более мелкие)

Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу. Этим обеспечивается правильное усвоение материала).

Принцип наглядности Я. А. Каменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо включать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Интеграция  развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

Социально- коммуникативное развитие.

Познавательное развитие,

речевое развитие,

 художественно – эстетическое развитие,

физическое развитие.

и встречается во всех видах детской деятельности: как совместной со взрослыми, так и в самостоятельной.

Игровая;

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская,

Восприятие художественной литературы;

Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

Конструирование из различного материала;

Изобразительная деятельность, музыкальная. Двигательная.

Необходимым условием математического развития на основе интегрированного подхода являются рациональное совмещение различных видов деятельности с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта.

А также - Активизация  познавательного интереса к математике у дошкольников путем создания предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников

  1. Следующее  задание :

Выберите разделы формирования элементарных математических представлений  по программе каждой возрастной группы (традиционные направления ФЭМП)

(слайд 6)

Проверь себя

Форма, количество и счет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

(слайд 7)

  1. Игра «Подбери правильно»

Подберите слова (термины ) которые бы соответствовали данным понятиям

Форма(1) – это очертание, наружный вид какого-либо объекта, фигуры или предмета

Множества(2) - совокупность каких-либо предметов и объектов, объединенных общим, для всех характерным свойством.

Число(3)- Это общий количественный показатель чего-либо.

Цифра(4) – это система знаков для записи чисел (числовые знаки)

Пространство(5)- место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости дальности, понятие направления

Величина(6) – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом.

Время(7) – это  продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Измеряются единицей постоянно повторяющегося процесса. Представляют систему  эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.

(слайд8)

«Какие образовательные задачи необходимо поставить педагогу при подготовке и  проведении образовательной работы по ФЭМП»  

Образовательные - чему ребёнка будем учить (упражнять, закреплять);

Развивающие – что развиваем - развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, развитие осознанности;

Воспитательные – что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, потребность добиваться наилучших результатов);

(слайд 9)

Методы, используемые в образовательной деятельности по математическому развитию

 Словесный метод в ФЭМП занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям;

Характер постановки вопросов зависит от возраста и от содержания конкретной задачи;

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? - в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Практический метод – упражнения, игровые задачи, дидактические игры, дидактические упражнения.  Этом отводится большое место.

 Ребёнок н должен сам участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в д/и, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю»

 Игровой метод – преобладающий метод, материал усваивается детьми быстрее и легче; Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.

(слайд 10)

Назовите средства обучения дошкольников

Выделяют следующие средства обучения детей дошкольного возраста:

  •  Печатные средства – представляют собой разнообразные учебные пособия, книги,  рабочие тетради, раздаточный материал,  
  • Электронные образовательные ресурсы Аудиовизуальные обучающие средства – включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.
  • Наглядные плоскостные средства обучения – это различные обучающие картинки, плакаты, иллюстрации и т.п.
  • Демонстрационные обучающие средства – представляют собой муляжи, игрушки, модели предметов и т.п.
  • Разнообразные учебные приборы, средства измерения  такие как разнообразные часы, термометр, календари, линейки, весы т.д.
  • Средства обучения, представленные спортивным инвентарем (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п.).


Создание предметно – развивающей среды для математического развития в группе – Целенаправленно организованная предметно – развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом

Следует сделать вывод:  эффективность  математического  развития  детей  дошкольного  возраста  в большей  степени  определяется  целенаправленной  работой  педагогов:  

А именно:

Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития;

Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)

Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т. д.)

Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие .

Использование игровой формы ведения занятий Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности

Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка

Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т. д.

Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов.

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальное развитие детей через формирование математических представлений

Слайд 2

Целевые ориентиры по ФГОС ДО Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями ( как? п очему? з ачем?) , пытаясь самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики , истории и т.п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои законы и умения в различных сферах действительности.

Слайд 3

Цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Развитие логико – математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); Развитие сенсорных (предметно – действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; Развитие точной аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Слайд 4

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями п ривлекательным, ненавязчивым, радостным

Слайд 5

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи и т. д. Задача взрослого – поддержать интерес ребенка.

Слайд 6

Вопрос-ответ « Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП » Проверь себя Принципы Доступности; Индивидуального подхода; Систематичности и последовательности; Постепенности; Наглядности; Научности; Интеграции. Деятельностного подхода

Слайд 7

Вопрос-ответ « Что лишнее» Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны) форма с четная деятельность к оличество и счет в ремя в ычислительная деятельность ориентировка в пространстве величина о риентировка во времени

Слайд 8

Проверь себя « Что лишнее» Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны) форма с четная деятельность к оличество и счет в ремя в ычислительная деятельность ориентировка в пространстве величина о риентировка во времени

Слайд 9

1 - это очертание, наружный вид какого-либо объекта, фигуры или предмета 2 - совокупность каких-либо предметов и объектов, объединенных общим, для всех характерным свойством. 3 - это общий количественный показатель чего-либо. 4 - это система знаков для записи чисел (числовые знаки) 5 - место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости дальности, понятие направления 6 – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом. 7 – это продолжитель­ность, последовательность, частота, ритм, темп. Измеряются единицей постоянно повторяющегося процесса. Представляют систему эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей. цифра множество время число форма пространство величина

Слайд 10

Вопрос - ответ «Какие образовательные задачи необходимо поставить перед собой при проведении образовательной работы по ФЭМП» Образовательные Развивающие Воспитательные

Слайд 11

Вопрос - ответ « Перечислите методы используемые в образовательной деятельности по математическому развитию » Словесный метод Практический Игровой метод

Слайд 12

Вопрос - ответ «Назовите средства обучения дошкольников» Печатные средства; Электронные образовательные ресурсы Аудиовизуальные обучающие средства Наглядные плоскостные средства обучения ; Демонстрационные обучающие средства; Разнообразные учебные приборы; Средства обучения, представленные спортивным инвентарем Создание предметно – развивающей среды для математического развития в группе

Слайд 13

Модель успешной организации образовательной деятельности по математическому развитию Постановка образовательных задач Выбор оптимальных методов и приёмов Подбор средств обучения Организация образовательной среды

Слайд 14

Вывод: Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первым образовательным уровнем и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через формирование элементарных математических представлений с учетом ФГОС ДО

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речев...

Развитие речи через формирование элементарных математических представлений

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. Логопед Татьяна Филимошина рассказала, какие упражнения можно делать с малышами дома и во врем...

«Интеллектуальное развитие детей, через формирование элементарных математических представлений».

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на меж аттестационный период 2019-2023 г....

Коррекция интеллектуальной и речевой деятельности через формирование элементарных математических представлений.

Статья содержит материал из опыта работы воспитателя логопедической группы.Предложенные дидактические игры и игровые упражнения математического содержания позволяют включить детей в беседу, строить ме...