"Использование приёмов «активного слушания» при взаимодействии с родителями"
методическая разработка

Юсупова Миниса Минатуловна

«Слушание один из самых приятных элементов внимания, которое оказывает один человек другому»  Маделин  Баркли Ален

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Использование приёмов  «активного слушания» при взаимодействии с родителями

                                     

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37

                                                         г. Ачинска

                                                          Красноярского края

Юсупова М.М.

Цель.  Повышение компетенций педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи.

• Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами «активного слушания»;

• Совершенствовать навыки «активного слушания»;

• Развивать  коммуникативные навыки у  педагогов,  вербальные и невербальные способы общения;

• Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Оборудование.  На каждого педагога: зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ».

Ход работы.

1. Организационный момент 

Уважаемые педагоги,  сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки общения с родителями. Перед вами на столах – стикеры, котрые помогут нам с вами общаться.  Зелёный стикер с надписью «ДА»,      жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА»,   красный стикер – с надписью «НЕТ». С помощью стикеров нужно ответить на вопросы.

• Получаете ли вы удовольствие, общаясь с родителями своих воспитанников?

• Родители ваших воспитанников часто делятся с вами проблемами воспитания детей?

• Смотрите ли вы в глаза родителям при общении с ними?

• К вам на мероприятия приходят родители всех воспитанников группы?

• Часто ли у вас при общении с родителями возникают трудности, конфликтные ситуации?

• Прислушиваются ли родители к вашим советам, консультациям по поводу воспитания ребёнка?

• Хотите ли вы совершенствовать навыки общения с родителями воспитанников?

Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.

2. Теоретическая часть.

Есть прекрасный метод, который помогает в общении людей. Этот метод применяется в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяет точнее понимать психологическое состояние, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. В настоящее время этим методом активно пользуются продавцы, консультанты в магазинах, когда предлагают купить вам тот или иной товар. Мы с вами тоже можем использовать данный метод в работе, но цели у нас с вами будут совершенно другие.

Активное слушание -  это  умение  слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Ваш собеседник должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют – эмпатическим слушанием. Главное – в момент слушания уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок.  Это очень важный ключевой момент – вы не должны в момент активного слушания высказывать свои собственные мысли, выражать свои оценки тому или иному событию или поступку собеседника. Именно от желания высказать свое мнение, навязать свою точку зрения, выразить оценку событию – так трудно отказаться большинству. Но если вы сможете себя сдержать – результат может превзойти все ваши ожидания

3. Практическая часть.

Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга.

Игра «Испорченный телефон».

Инструкция:  Нужно выбрать  4 участников игры,  которые  выходят  из аудитории. Прошу войти первого (входит первый участник). Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина,  произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа  Веры  Коркиной,  который пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.

Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Обсуждение.

Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

– Какое впечатление произвело это упражнение?

– Что мешало слушать более внимательно?

– Какие моменты запомнились лучше и почему?

Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Вывод:  у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания. Что же это за правила.

Правила активного слушания.

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивайте расспросы. Стройте предложения в утвердительной форме.

3. Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5.Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

Этапы активного слушания.

1. Уточнение - использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение партнера. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности.

«Не повторите ли еще раз?»

«Что вы под этим подразумеваете?»

«Пожалуйста, уточните это.»

2. Парафраз (переформулирование) - необходимо сформулировать ту же мысль иначе, т. е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование используется для уточнения своего понимания того, что сказал собеседник. При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

Переформулирование можно начать следующими словами:

«Как я понял вас.»

«Насколько я понимаю, вы говорите.»

«По вашему мнению.»

«Другими словами, вы считаете.»

3. Отражение чувств, состояния партнёра – отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

При отражении чувств, во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства (печаль, радость, злость).

Во-вторых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника.

В-третьих, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего.

В-четвёртых, следует понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам.

Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:

«Мне кажется, вы расстроены.»

«Чувство - настолько естественное в этой ситуации.»

«Вероятно, вы чувствуете.»

4. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

Типичными вступительными фразами могут быть:

«Вашими основными идеями, как я понял, являются.»

«Если подвести итог тому, что вы сказали…»

Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Ведущий. Сейчас я хочу предложить использовать приемы активного слушания на практике. Для этого выйдите в центр зала, разделимся на подгруппы.

Упражнение «Мудрый слушатель».

Цель: развитие навыков активного слушания.

Члены подгруппы выбирают «родителя» и «педагога». Каждой группе выдаётся кейс, где находится ситуация, цель педагога в общении и первое высказывание родителя. Задача – продолжить диалог, педагогу достичь цели общения. Остальные участники отмечают приёмы активного слушания (кейсы в приложении 1)

Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.

– Что первое пришло в голову, как захотелось ответить собеседнику?

– Почему?

– Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете.

4. Рефлексия.

Ведущий. Сегодня на занятии вы узнали, как вы слушаете, слышите, познакомились с приемами активного слушания, и использовали их на практике. С помощью стикеров ответьте, пожалуйста,на следующие вопросы:

• Был ли полезен для Вас мастер-класс?

• Узнали ли Вы что-то новое?

• Приобрели ли новые навыки?

• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Желающие могут высказать своё мнение.

 (Ведущий раздает участникам памятки)

Приложение 1

Кейс № 1.

Конверт для мамы:

Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

Мама (возмущённо): Вечно в вашем детском саду вещи теряются.

Конверт для педагога:

Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок не  знает стихотворение.

Кейс № 2.

Конверт для мамы:

Ситуация: мама обеспокоена слабой подготовкой ребёнка к школе.

Мама (возмущённо): Мне хотелось бы знать, что в Вашем детском саду делается для подготовки ребёнка к школе, как ни придёшь, они вечно с конструктором возятся.

Конверт для педагога:

Ситуация: мама обеспокоена слабой подготовкой ребёнка к школе.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок не знает стихотворение.

Кейс № 3.

Конверт для мамы:

Ситуация: ребёнка не успели поменять, он мокрый, пришла мама.

Мама (возмущённо): А что, переодеть моего Сашу некому было? Почему ребёнок мокрый?

Конверт для педагога:

Ситуация: ребёнка не успели поменять, он мокрый, пришла мама.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок не знает стихотворение.

Кейс № 4.

Конверт для мамы:

Ситуация: мама обеспокоена плохим аппетитом дочери.

Мама (возмущённо): Опять Олечка в обед осталась голодной? Я же Вас предупреждала, что она рыбу не ест, можно же как – то решить этот вопрос.

Конверт для педагога:

Ситуация: мама обеспокоена плохим аппетитом дочери.

Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок не знает стихотворение.

Приложение 2

 «Приемы и правила  активного слушания»

(памятка)

1. Этапы активного слушания

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивайте расспросы. Стройте предложения в утвердительной форме.

3. Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне. 1. Уточнение - использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение партнера. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности.

«Не повторите ли еще раз?»

«Что вы под этим подразумеваете?»

«Пожалуйста, уточните это.»

2. Парафраз (переформулирование) - необходимо сформулировать ту же мысль иначе, т. е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование используется для уточнения своего понимания того, что сказал собеседник. При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

Переформулирование можно начать следующими словами:

«Как я понял вас.»

«Насколько я понимаю, вы говорите.»

«По вашему мнению.»

«Другими словами, вы считаете.»

3. Отражение чувств, состояния партнёра – отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

При отражении чувств, во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства (печаль, радость, злость).

Во-вторых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника.

В-третьих, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего.

В-четвёртых, следует понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам.

Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:

«Мне кажется, вы расстроены.»

«Чувство - настолько естественное в этой ситуации.»

«Вероятно, вы чувствуете»

4. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

Типичными вступительными фразами могут быть:

«Вашими основными идеями, как я понял, являются.»

«Если подвести итог тому, что вы сказали…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями".

Современный родитель -активный, нацеленный на результат, открытый для общения, знающий свои права, умеющий пользоваться техническими новинками...

«Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями».

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно–образовательный процесс дошкольных учреждений...

КОНСПЕКТ мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями».

Цель мастер класса: повышение компетентности педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями в ходе реализации образовательной программы (сообщества группы и электронной почты)

В материале предствлен мой опыт организации взаимодействия с родителями воспитанников с использованием информационно-коммуникационных технологий  (сообщества группы и электронной почты). Опы...

Использование технологий фасилитации, как форма взаимодействия с родителями

отчет по теме самообразования. Технология фасилитации при работе с родителями...

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и г...

Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»

Цель: повышение компетенций  молодого педагога  при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить  молодого педагога  с методами, приёмами и правилами...