Главные вкладки

    КОНСПЕКТ мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями».
    методическая разработка по теме

    Шепенева Анжелла Николаевна

    Цель мастер класса: повышение компетентности педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_aktivnoe_slushanie.docx32.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №1

    муниципального образования Щербиновский район

    станица Старощербиновская

    КОНСПЕКТ

    мастер-класс для педагогов ДОУ

    «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями».

    Подготовила:

    Шепенева Анжелла Николаевна

    педагог-психолог

    “Говорят, что природа для того
    каждому дала два уха и один язык, 
    чтобы говорить меньше, чем слушать”.
    Плутарх

    Цель: повышение компетенций педагогов при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

    Задачи:

    • Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами «активного слушания».
    • Совершенствовать навыки «активного слушания»;
    • Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и  невербальные способы общения;
    • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

    Оборудование: мультимедийная система, слайдовая презентация.  На каждого педагога: зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ».

    Ход.

    1. Организационный момент (слайд  1).

    Уважаемые педагоги, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки общения с родителями. Перед вами на столах – стикеры, котрые помогут нам с вами общаться. Зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью стикеров на вопросы (после поднятия стикеров, ведущий комментирует полученные данные):

    • Получаете ли вы удовольствие, общаясь с родителями своих воспитанников?
    • Родители ваших воспитанников часто делятся с вами проблемами воспитания детей?
    • Смотрите ли вы в глаза родителям при общении с ними?
    • К вам на мероприятия приходят родители всех воспитанников группы?
    • Часто ли у вас при общении с родителями возникают трудности, конфликтные ситуации?
    • Прислушиваются ли родители к вашим советам, консультациям по поводу воспитания ребёнка?
    • Хотите ли вы совершенствовать навыки общения с родителями воспитанников?

    Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.

    1. Теоретическая часть.

    Я хочу открыть вам секрет. На самом деле, есть прекрасный метод, который помогает в общении людей (слайд  2). Этот метод применяется  в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяет точнее понимать психологическое состояние, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений (слайд 3). В настоящее время этим методом активно пользуются продавцы, консультанты в магазинах, когда предлагают купить вам тот или иной товар. Мы с вами тоже можем использовать данный метод в работе, но цели у нас с вами будут совершенно другие.

    Откуда возник этот метод? Автор метода активного слушания — Карл Роджерс — американец, гуманистический психотерапевт (слайд 4). Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Но наибольшую известность получила его книга «Консультирование и психотерапия», где изложены Принципы роджеровской терапии — это безоценочное принятие индивида и его выражений, открытое реагирование.  

    Если кратко охарактеризовать этот метод: необходимо слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону (слайд 5).  Ваш собеседник  должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют –эмпатическим слушанием. Главное – в момент слушания уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок (слайд 6).  Это очень важный ключевой момент – вы не должны в момент активного слушания высказывать свои собственные мысли, выражать свои оценки тому или иному событию или поступку собеседника. Именно от желания высказать свое мнение, навязать свою точку зрения, выразить оценку событию – так трудно отказаться большинству.  Но если вы сможете себя сдержать – результат может превзойти все ваши ожидания (слайд 7).

    1. Практическая часть.

    Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из  детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?

    Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в аудиторию. Попрошу выйти участников из аудитории. (Участники выходят).

    Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.

    Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

    Упражнение «Испорченный телефон» Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который  пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

    Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.

    Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

    Обсуждение.

    Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

    – Какое впечатление произвело это упражнение?

    – Что мешало слушать более внимательно?

    – Какие моменты запомнились лучше и почему?

    Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

    Вывод: у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

    Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания. Что же это за правила (слайд 8)?

    Правила активного слушания.

    1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
    2. Не устраивайте расспросы. Стройте предложения в утвердительной форме.
    3. Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать.
    4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
    5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

    Этапы  активного слушания.

    1. (слайд 9) Уточнение - использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение партнера. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности.

            «Не повторите ли еще раз?»

            «Что вы под этим подразумеваете?»

            «Пожалуйста, уточните это...» 

    2. (слайд 10) Парафраз (переформулирование) - необходимо сформулировать ту же мысль иначе, т.е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование используется для уточнения  своего понимания того, что сказал собеседник. При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

            Переформулирование можно начать следующими словами:

            «Как я понял вас...» 

            «Насколько я понимаю, вы говорите...»

            «По вашему мнению...»

            «Другими словами, вы считаете...» 

    3. (слайд 11) Отражение чувств, состояния партнёра – отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

            При отражении чувств, во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства (печаль, радость, злость).

            Во-вторых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника.

            В-третьих, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего.

            В-четвёртых, следует понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам.

            Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:

            «Мне кажется, вы расстроены...» 

            «Чувство         - настолько естественное в этой ситуации...» 

            «Вероятно, вы чувствуете...» 

    4.(слайд 12) Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

            Типичными вступительными фразами могут быть:

            «Вашими основными идеями, как я понял, являются...»

            «Если подвести итог тому, что вы сказали…» 

    Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое (слайд 13).

    Ведущий. Сейчас я хочу предложить использовать приемы активного слушания на практике. Для этого выйдите в центр зала, разделимся на подгруппы.

    Деление на подгруппы методом «Цепочка»: 4 лидера выбирают по очереди себе членов команды, после первого выбора, выбирают члены команды и так далее (по 5-6 членов в подгруппе).

    Упражнение «Мудрый слушатель».

    Цель: развитие навыков активного слушания.

    Члены подгруппы выбирают «родителя» и «педагога». Каждой группе выдаётся кейс, где находится  ситуация, цель педагога в общении и первое высказывание родителя. Задача – продолжить диалог, педагогу достичь цели общения. Остальные участники отмечают приёмы активного слушания.

    Кейс № 1.

    Конверт для мамы:

    Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

    Мама (возмущённо): Вечно в вашем детском саду вещи теряются.

    Конверт для педагога:

    Ситуация: У ребёнка потерялись колготки.

    Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

    Кейс № 2.

    Конверт для мамы:

    Ситуация: мама обеспокоена слабой подготовкой ребёнка к школе.

    Мама (возмущённо): Мне хотелось бы знать, что в Вашем детском саду делается для подготовки ребёнка к школе, как ни придёшь, они вечно с конструктором возятся.

    Конверт для педагога:

    Ситуация: мама обеспокоена слабой подготовкой ребёнка к школе.

    Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

    Кейс № 3.

    Конверт для мамы:

    Ситуация: ребёнка не успели поменять, он мокрый, пришла мама.

    Мама (возмущённо): А что, переодеть моего Сашу некому было? Почему ребёнок мокрый?.

    Конверт для педагога:

    Ситуация: ребёнка не успели поменять, он мокрый, пришла мама.

    Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

    Кейс № 4.

    Конверт для мамы:

    Ситуация: мама обеспокоена плохим аппетитом дочери.

    Мама (возмущённо): Опять Олечка в обед осталась голодной? Я же Вас предупреждала, что она рыбу не ест, можно же как –то  решить этот вопрос.

    Конверт для педагога:

    Ситуация: мама обеспокоена плохим аппетитом дочери.

    Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение.

    Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.

    – Что первое пришло в голову, как захотелось ответить собеседнику?

    – Почему?

    – Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?

    4. Рефлексия.

    Ведущий. Сегодня на занятии вы узнали, как вы слушаете, слышите, познакомились с приемами активного слушания, и использовали их на практике. С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    • Был ли  полезен для Вас  мастер-класс?
    • Узнали ли Вы что-то новое?
    • Приобрели ли новые навыки?
    • Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

    Желающие могут высказать своё мнение.

    Всем спасибо за работу.  А для того, чтобы Вы не забывали о приёмах активного слушания  - памятка.

    Ведущий раздает участникам памятки «Приемы и правила  активного слушания»

    Правила активного слушания

    Этапы активного слушания

    1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
    2. Не устраивайте расспросы. Стройте предложения в утвердительной форме.
    3. Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать.
    4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
    5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

    1. Уточнение - использование открытых вопросов, уточняющих первоначальное сообщение партнера. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности.

            «Не повторите ли еще раз?»

            «Что вы под этим подразумеваете?»

            «Пожалуйста, уточните это...» 

    2.Парафраз (переформулирование) - необходимо сформулировать ту же мысль иначе, т.е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование используется для уточнения  своего понимания того, что сказал собеседник. При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

            Переформулирование можно начать следующими словами:

            «Как я понял вас...» 

            «Насколько я понимаю, вы говорите...»

            «По вашему мнению...»

            «Другими словами, вы считаете...» 

    3.Отражение чувств, состояния партнёра – отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

            При отражении чувств, во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства (печаль, радость, злость).

            Во-вторых, надо следить за интонацией, позой, жестами собеседника.

            В-третьих, следует также представить, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего.

            В-четвёртых, следует понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам.

    Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:

            «Мне кажется, вы расстроены...» 

    «Чувство         - настолько естественное в этой ситуации...» 

            «Вероятно, вы чувствуете...» 

    4. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

    Типичными вступительными фразами могут быть:

    «Вашими основными идеями, как я понял, являются...»

            «Если подвести итог тому, что вы сказали…» 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сертификат об участии во всероссийском вебинаре для педагогов ДОУ "Информационная культура педагога: использование Интернет - сервисов для организации взаимодействия с родителями воспитанников."

    Тема: "Информационная культура педагога: использование Интернет - сервисов для организации взаимодействия с родителями воспитанников"....

    Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»

    Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....

    мастер класс для педагогов ДОУ: "Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников"

    Мастер класс был подготовлен для выступления на конкурсе: "Воспитатель года 2018"...

    Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

    Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование элементов развивающей методики В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ»

          Проведите мастер-класс для воспитателей, расскажите и покажите, как использовать игровую технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры "  для...