Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста.
В современном мире чтение не является привлекательной формой проведения совместного досуга детей старшего дошкольного возраста и родителей. Это может быть связано с разными факторами:
- всё большее предпочтение отдаётся просмотру телевизора или играм с гаджетами.
- дети 5-7 лет, как правило, приобретают навык самостоятельного чтения и родители считают, что ребёнок должен читать сам;
- родители используют чтение не как способ развития детей, а как способ получения информации для дальнейшего формирования навыков которые им пригодятся в школе. Как сказал Гераклит Эфесский (древнегреческий философ) – «Многознание уму не научает».
Всё это ведёт к снижению читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
К сожалению, и в дошкольных учреждениях существует негативная тенденция к школьной форме ознакомления с художественной литературой. Многие методические разработки очень похожи на уроки в школе, где происходит разбор текста, образы героев, заучивание жанров литературных произведений, что совершенно не соответствует возрастным способностям детей. Педагог детского сада не может реализовать эти разработки в полной мере, что сводится к простому проговариванию, беседе или пересказу. В примерных образовательных программах дошкольного образования дан список литературы, рекомендуемый для чтения разных возрастных групп детей дошкольного возраста. В рекомендательном списке в основном используются малые литературные формы – короткие рассказы, сказки, стихи; из больших текстов рекомендуются лишь отдельные фрагменты. В то время как детям старшего дошкольного возраста интересны литературные произведения с длительным сюжетом, где они могут видеть любимого героя в разных ситуациях, когда они с нетерпением ждут новых встреч с ним, фантазируют, воображают, какие необычные и увлекательные приключения ждут его впереди.
Для того чтобы ознакомление с художественной литературой происходило в увлекательной форме и несло в себе развивающий потенциал, педагогу необходимо:
- тщательно подбирать подходящие для детей его группы художественные тексты;
- предварительно знакомиться с книгой, чтобы понять художественную мысль, логику фактов её чтение и последующий анализ;
- постановка программных задач;
- разработка образовательной ситуации.
При разработке образовательной ситуации нужно заранее продумать вопросы для обсуждения, место в групповом помещении, где целесообразно проводить ситуацию, использование средств наглядности, объяснение малопонятных слов.
В структуре непосредственно организованной образовательной ситуации по литературным произведениям можно условно выделить три части (Л. М. Гурович).
Целью первой части является знакомство с художественным произведением. Задача педагога – вызвать желание прочесть литературное произведение. Для этого следует показать портрет автора произведения, спросить, с какими его произведениями они знакомы, рассмотреть титульный лист, озвучить заглавие книги, предложить детям высказать свои предположения, о чем пойдет речь в этом произведении. Педагогу необходимо выразительно и эмоционально читать произведение. Таким образом, первая встреча детей с художественным произведением очень важна и ответственна.
Во второй части ситуации нужно рационально провести беседу, основанную на детском восприятии произведения. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. Различают следующие группы вопросов, задаваемых детям после прослушивания литературного произведения:
- вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям;
- вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему;
- вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей;
- вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности;
- вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
- вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.
Третья часть образовательной ситуации должна возвратить читателя-ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа. (1, с. 370)
Методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста:
- Чтение взрослого (при чтении предоставляется больше свободы для фантазирования);
- Беседа (для более глубокого понимания литературного произведения);
- Рассматривание иллюстраций (детям старшего дошкольного возраста целесообразно предоставлять иллюстрации разных художников-иллюстраторов);
- Театрализованные игры (предоставляют детям возможность в увлекательной форме выразить своё отношение к прочитанному);
- Метод проектов.
Предложенные методы помогут педагогам отказаться от школьной формы знакомства с художественной литературой в детских садах и помогут реализовать развивающий потенциал художественного произведения, так как на сегодняшний день чтение произведений литературы рассматривается как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации.
Список используемых источников.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПБ.: Питер, 2015.- 464С.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)
- Короткова Н. А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд./ Короткова Н. А., Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
- Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. — М.: Институт социологии образования РАО, 2013. — 167 с.
Интернет источники.
- Российская государственная детская библиотека [Электронный ресурс] http://soc.rgdb.ru/list-of-reference/katalog-materialov/225-praktiki-detskogo-chteniya-rezultaty-kompleksnogo-issledovaniya
- https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-chtenie-kak-deyatelnost-kulturnaya-praktika-i-sotsialnyy-institut
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-302143-1382512801.jpg)
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.
Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/26/picture-1047737-1532583491.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с рассказом Н.Носова "Живая шляпа" "
Познакомить детей с произведением Н. Носова « Живая шляпа». Продолжать развивать интерес к художественной литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-603321-1570511839.jpg)
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1207986-1579265561.jpg)
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....