Статья "Ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Статья "Ознакомление  с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление  с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста.

В современном мире чтение не является привлекательной формой проведения совместного досуга детей старшего дошкольного возраста и родителей. Это может быть связано с разными факторами:

  • всё большее предпочтение отдаётся просмотру телевизора или играм с гаджетами.
  • дети 5-7 лет, как правило, приобретают навык самостоятельного чтения и родители считают, что ребёнок должен читать сам;
  • родители используют чтение не как способ развития детей, а как способ получения информации для дальнейшего формирования навыков которые им пригодятся в школе. Как сказал Гераклит Эфесский  (древнегреческий философ) – «Многознание уму не научает».

Всё это ведёт к снижению читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.

К сожалению, и в дошкольных учреждениях существует негативная тенденция к школьной форме ознакомления с художественной литературой. Многие методические разработки очень похожи на уроки в школе, где происходит разбор текста, образы героев, заучивание жанров литературных произведений, что совершенно не соответствует возрастным способностям детей. Педагог детского сада не может реализовать эти разработки в полной мере, что сводится к простому проговариванию, беседе или пересказу. В примерных образовательных программах дошкольного образования дан список литературы, рекомендуемый для чтения разных возрастных групп детей дошкольного возраста. В рекомендательном списке в основном используются малые литературные формы  короткие рассказы, сказки, стихи; из больших текстов рекомендуются лишь отдельные фрагменты. В то время как детям старшего дошкольного возраста интересны литературные произведения с длительным сюжетом, где они могут видеть любимого героя в разных ситуациях, когда они с нетерпением ждут новых встреч с ним, фантазируют, воображают, какие необычные и увлекательные приключения ждут его впереди.

Для того чтобы ознакомление с художественной литературой происходило в увлекательной форме и несло в себе развивающий потенциал, педагогу необходимо:

  • тщательно подбирать подходящие для детей его группы художественные тексты;
  • предварительно знакомиться с книгой, чтобы понять художественную мысль, логику фактов её чтение и последующий анализ;
  • постановка программных задач;
  • разработка образовательной ситуации.

При разработке образовательной ситуации нужно заранее продумать вопросы для обсуждения, место в групповом помещении, где целесообразно проводить ситуацию, использование средств наглядности, объяснение малопонятных слов.    

В структуре непосредственно организованной образовательной ситуации по литературным произведениям можно условно выделить три части (Л. М. Гурович).

Целью первой части является знакомство с художественным произведением. Задача педагога – вызвать желание прочесть литературное произведение. Для этого следует показать портрет автора произведения, спросить, с какими его произведениями они знакомы, рассмотреть титульный лист, озвучить заглавие книги, предложить детям высказать свои предположения,  о чем пойдет речь в этом произведении.  Педагогу необходимо выразительно и эмоционально читать произведение. Таким образом, первая встреча детей с художественным произведением очень важна и ответственна.

Во второй части ситуации нужно рационально провести беседу, основанную на детском восприятии произведения. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. Различают следующие группы вопросов, задаваемых детям после прослушивания литературного произведения:

  • вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям;
  • вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему;
  • вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей;
  • вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности;
  • вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
  • вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

Третья часть образовательной ситуации должна возвратить читателя-ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа. (1, с. 370)

Методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста:

  • Чтение взрослого (при чтении предоставляется больше свободы для фантазирования);
  • Беседа (для более глубокого понимания литературного произведения);
  • Рассматривание иллюстраций (детям старшего дошкольного возраста целесообразно предоставлять иллюстрации разных художников-иллюстраторов);
  • Театрализованные игры (предоставляют детям возможность в увлекательной форме выразить своё отношение к прочитанному);
  • Метод проектов.

Предложенные методы помогут педагогам отказаться от школьной формы знакомства с художественной литературой в детских садах и помогут реализовать развивающий потенциал художественного произведения, так как на сегодняшний день чтение произведений литературы рассматривается как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации.

Список используемых источников.

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПБ.: Питер, 2015.- 464С.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)
  2. Короткова Н. А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд./ Короткова Н. А., Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
  3. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. — М.: Институт социологии образования РАО, 2013. — 167 с.

Интернет источники.

  1. Российская государственная детская библиотека [Электронный ресурс] http://soc.rgdb.ru/list-of-reference/katalog-materialov/225-praktiki-detskogo-chteniya-rezultaty-kompleksnogo-issledovaniya
  2. https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-chtenie-kak-deyatelnost-kulturnaya-praktika-i-sotsialnyy-institut

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй. Памятка для воспитателей ДОУ.

Методы работы по сочинению старшими дошкольниками сказок, историй. Тест, который могут провести сами родители....

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....