Мои программы
рабочая программа

Сухих Екатерина Олеговна

Программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnye_stupenki.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА 

«театр и дети»

Воспитатель : Сухих Е.О.

г.Красноярск

Пояснительная записка

 Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём ни только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.  

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность, такие как дружба, доброта, честность, смелость и другие, помогают раскрепощению и внутренней зажатости.

Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи:

 • формировать и активизировать познавательный интерес детей;

 • создавать условия для совершенствования внимания, памяти;

 • создавать условия для раскрепощения детей и снятия зажатости;

 • создавать условия для развития творческих способностей и коммуникативные навыки;

 • создавать условий для воспитания культуры поведения в театре.

Ожидаемый результат:

 • дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;

 • дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;

 • самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки.

 Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты

Формы работы: индивидуальная, групповая.

 

Формы проведения занятий: 

  • игры
  • инсценировки
  • постановки спектакля
  • рассказ  детей
  • пантомимические этюды и упражнения.

 График проведения занятий: два раза в неделю                                             Максимальный объем образовательной нагрузки: 25мин.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности.

Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия.

В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

 Правило помогающих вопросов. 

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом  помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. 

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Интеграция образовательных областей:

 Социально-коммуникативное развитие

  • использование дидактических и театрализованных  игр;
  • участие в спектаклях, подготовка к ним – это огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке  и после художественного творчества;
  • знакомство с правилами поведения в театральном кружке;
  • ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами;
  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

Познавательное развитие

дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Речевое развитие

  • дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
  • дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, развитие четкой дикция.

Художественно-эстетическое развитие

  • дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля;
  • рисование разными техниками героев или персонажей по сюжету спектакля;
  • изготовление детьми реквизитов к спектаклям, билетов, афиш;
  •  дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

Физическое развитие

использование подвижных-сюжетных игр.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2005-2010.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.
  4. Гришина Г. Н. Игры для детей на все времена М., 2008.
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:
  6. Н.П.Ильчук, В.В.Гербова Хрестоматия для дошкольников. М. 2001.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  8. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.
  10. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  11. Н.Сорокина, Л. Миланович Кукольный театр для самых маленьких М., 2009.
  12. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  14. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
  15.  «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
  16.   «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин
  17.  «Психогимнастика» М. Чистякова
  18.  «Театр возможного» А. Буренина

Календарно-перспективное  планирование на 2015-2016 учебный год

Неделя

Тема  занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

ОКТЯБРЬ

1

1) Знакомство с театром «Пока занавес закрыт»

2) Игра: «И я тоже»

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Действия с воображаемыми предметами, беседа

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, быстроты реакции, памяти.

2

3) Кто работает в театре. «Закулисье».

4)  Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Знакомство с правилами поведения в театре.

3

5) Знакомство с варежковым театром

6) Мимика

Самостоятельная игровая деятельность

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

4

7) Сила голоса

8) Знакомство с  пальчиковым театром

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Самостоятельная импровизация детей

Развиваем силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

НОЯБРЬ

1

1) Знакомство с плоскостным шагающим театром

2) Ритмопластика

Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Игра-импровизация «Осенние листья»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

2

3) Пантомима

4) Театральная игра

Артикуляционная  гимнастика; игра «Вьюга»;

 упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Игра-драматизация «Веселые обезьянки»

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость.

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

3

5) Сила голоса и речевое дыхание

6) Культура и техника речи

Ритмопластика

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

«Мыльные пузыри»

«В стране отгадай-ка»

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

4

7) Культура и техника речи

8) Мимика и жесты

«Волшебная корзинка»

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов.

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

ДЕКАБРЬ

1

1) Знакомство с теневым театром

2) Ритмопластика

Театральная игра

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

«Веселая зарядка»

«Дружные зверята»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

2

1) Знакомство со сценарием сказки «Новогодние приключения».

2) Беседа о героях сказки.

 Распределение ролей. Разучивание слов.

Совместная деятельность детей и родителей.

Репетиции сцены

Формировать интерес к выбранному репертуару.

Способствовать развитию интереса к актерскому мастерству; формировать память; активизировать коммуникативные навыки.

3

3) Продолжаем разучивать слова героев

4) Продолжаем разучивать слова героев

Репетиции сцены

Репетиции сцены

Способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха; формировать дисциплину, ответственность.

4

5) Продолжаем разучивать слова героев.

6) Показ сказки: «Новогодние приключения» для детей детского сада.

Генеральная репетиция.

Способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха; формировать дисциплину, ответственность.

ЯНВАРЬ

2

1) Театральные игры

2) Театральные игры 

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

3

1) Знакомство со сценарием сказки «Заюшкина избушка», беседа о героях.

 Распределение ролей.

2) Разучивание слов,

беседа о героях.

Репетиция эпизода сказки (зайчик и лиса).

Репетиция эпизода сказки (зайчик и собака).

Формировать интерес к данной сказке; способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях.

4

1) Продолжаем разучивать слова героев

2) Продолжаем разучивать слова героев

Репетиция эпизода сказки (зайчик и медведя).

Репетиция эпизода сказки (зайчик и петуха).

Формировать интерес к данной сказке; способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях.

5

1) Продолжаем разучивать слова героев

2) Сводная репетиция.

Репетиция сцены с петухом и лисой.

Репетиция со всеми героями вместе

ФЕВРАЛЬ

1

1) Генеральная репетиция

2)  Показ сказки «Заюшкина избушка» для детей младших групп детского сада

Репетиция со всеми героями в костюмах, музыкальным сопровождением

Способствовать развитию актерских навыков; творческих способностей; умению передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами.

Вызывать пол-ые эмоции от игры в театре, формировать желание дарить радость окружающим своей игрой

2

1) Знакомство с  театром из деревянных фигурок.

2) Театральная игра

Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.

«Волшебная палочка и мячик»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами

3

1) Театр кукол-оригами.

2) Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».

Совместная деятельность детей и родителей

Ощутить себя «творцами» кукол

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

4

1) Чувства, эмоции

2) Ритмопластика

Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти: этюд «Кривое зеркало»

Этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими

МАРТ

1

1) Знакомство с театром масок

2) Продолжение самостоятельно инсценировать знакомые сказки

Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк и Семеро козлят»

«Курочка Ряба»

Совместная деятельность детей.

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности.

Формировать память; развивать фантазию; активизировать коммуникативные навыки.

2

1) Демонстрация театра на фланели.

2) Ритмопластика

Сочиняем сказку сами.

Практическая часть.

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

3

1) Инсценировка шуток-малюток

2) Театральная игра

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Практическая часть: «Превращение предмета».

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

4

1) Культура и техника речи

2) Основы театральной культуры

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу».

«Азбука общения».

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение;

Расширяем словарный запас; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами

АПРЕЛЬ

1- 4

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

МАЙ

1-2

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям.

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

3

Экскурсия в кукольный театр в Абакан

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как  работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

Литература :

 1. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.

 2. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин

 4. «Психогимнастика» М. Чистякова

 5. «Театр возможного» А. Буренина

Список литературы для детей:

  1. И. Петров «Веселые превращения».
  2. Чистоговорка “Ах, трава-мурава”.
  3. Э. Мошковская “Вежливые слова”.
  4. Сказка “Колосок”.
  5. Сказка “Теремок”.
  6. Сказка «Волк и семеро козлят».
  7. С. Маршак «Маленькие феи».
  8. Л. Олиферова “Снеговик”.
  9. О. Высотская “Мы слепили снежный ком”.
  10.  Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк».
  11.  А. Барто «Медвежонок Невежа».
  12.  Г.Х. Андерсон «Дюймовочка».
  13.  Чистоговорки:
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Карл у Клары украл кораллы.
  • Ехал Грека через реку

Видит Грека, в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,                                                                                                                    Рак за руку Греку – цап!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...