Консультация для родителей:" Музыка начинается в семье"
консультация (средняя группа)

Вячина Юлия Владимировна

«Музыка начинается в семье»

«Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии». Д. Б. Кабалевский.

 

     Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Не удивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется такое внимание.

Важное звено в этой системе - музыкальное воспитание в семье. Однако, здесь, как показывает практика, ещё далеко не всё обстоит благополучно. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке - всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребёнку музыка? С какого возраста лучше начинать музыкальное воспитание? Как учить музыке дошкольников? Всех ли можно научить слушать музыку и как сделать это? Какая музыка важнее для человека - лёгкая или серьёзная?

Цель музыкального воспитания не только в обучении игре на инструменте и тем более не в подготовке музыкантов-профессионалов. Главное, чтобы ребёнок полюбил музыку. Было бы очень обидно, если только особенно талантливые дети могли бы получать радость от общения с музыкой. Ввести музыку в жизнь всех детей необходимо. Более того, детям с так называемыми плохими музыкальными данными музыка особенно нужна. Так же как особенно нужно плавание и физические упражнения ослабленному ребёнку.

Начать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанной музыке, ходить на концерты, рассказывать им о музыкантах и композиторах.

Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Нет ребёнка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из «мультиков», не узнавал бы знакомый мотив. Музыкальность - это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребёнка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично «произносят» песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые - это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили.

Как же развить музыкальные задатки, которые есть у каждого ребёнка? Как добиться, чтобы все дети без исключения полюбили музыку?

«Хорошие родители важнее хороших педагогов» - именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно их организовать.

Мать и отец, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если они не играют ни на каком музыкальном инструменте и не поют, в деле музыкального воспитания ребёнка могут сделать очень многое.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринуждённость обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создаётся во время занятий - всё это определяет большие возможности для приобщения ребёнка к музыке.

На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу. Это совсем не так! Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Нередко приходится слышать от родителей, что в 4-5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали не неё, пели и танцевали. А сейчас, в 9-10 лет, это всё исчезло бесследно Ничего удивительного. Задатки требуют развития. Они переходят i способности только в совместной деятельности с взрослыми, в общении с ними.

Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите, как обстой'; дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:

  1. Слушаете ли вы с детьми музыку?
  2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
  3. Поёте ли с детьми?
  4. Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты?
  5. Играете ли сами на каком-либо музыкальном инструменте?
  6. Любите ли серьёзную музыку?

Психологи провели опрос родителей по этим вопросам, и утвердительно на них ответило от 11 до 15% родителей. Это говорит о низком музыкально-эстетическом уровне родителей, о больших резервах, которые существуют сегодня в музыкальном воспитании в семье.

Итак, музыке надо учить всех детей без исключения. «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки ... Каждый ребёнок с нормальными музыкальными данными располагает также и способностями музыкальными. Способности эти могут развиваться, если воспитывать ребёнка с детства подходящим способом. Мера этих способностей, правда, зависит от врождённых данных, но они поддаются совершенствованию» (Д.Михайн, венгерский педагог).

Первый нарком просвещения А.В.Луначарский великолепно сказал: «Образованный человек - это человек, в котором доминирует образ человеческий», т.е. человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо. Мы много внимания уделяем умственному воспитанию детей. Сегодня неграмотный человек -музейная редкость. Завтра такой же редкостью будет человек, не имеющий среднего образования. Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности - интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. «Опасность не в том, - сказал однажды известный математик Г.Суворов, - что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина».

Действительно, если человека лишить эмоций, то он превратится в робота, он перестанет мечтать, любить и надеяться.

Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребёнка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

И тут на помощь может прийти музыка ... Далеко не все верят в такую возможность.

 

Основную тенденцию современной музыкальной педагогики тонне сформулировал Д.Б. Кабалевский: «Главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на ш нравственность».

У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фалыш и неискренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть к непосредственность чувств.

Одним из важнейших средств эмоционального развития ребёнка становится музыка, для которой язык эмоций родной. Слушая музыку пытаясь выразить свои чувства, охватившие их при этом, выдумывая, дета учатся доброте, душевной тонкости.

Много тысяч лет назад у первобытного человека, делающего нож, топор из острого камня, появилось желание сделать так, чтобы эти орудия радовали глаз формой и соразмерностью частей. Так в процессе трудовое деятельности появилась свойственная только человеку способное наслаждаться прекрасным, способность творить прекрасное. Постепенно рождались всё новые и новые формы эстетической деятельности Первобытный художник рисовал изображения людей и животных на стена> пещер. Возникла живопись. Первобытный музыкант прислушивался к звуку который издавала тетива лука, подпевал этому звуку. Возникла музыка.

С тех пор музыка никогда не покидала человека. Это искусство которое сближает людей, приобщает их к лучшим помыслам и стремлениям человечества. Благодаря музыке мы можем побывать в разных странах, разных эпохах. Понимание музыки помогает увидеть подлинную красоту i жизни и в людях. Музыка учит чувствовать глубоко и полно, так, что,  писал Гоголь, «... даже самая мелкая душа слушателя должна вздрогнут] необыкновенным содроганием».

Дорогие мамы и папы! Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который поможет сделать жизнь яркой, интересной не оставит в трудную минуту. В душе каждого ребёнка есть искорка любви i прекрасному. От вас зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.

Высказывания великих людей о музыке.

•      Платон:

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

•      Р.Ролланд:

«Музыка подобна дождю: капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».

 

•      Л.Бетховен:

 

«Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

•      Р.Вагнер:

 

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль».

 

•      Э.Гофман

«Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает».

 

•      В.Гюго:

«Музыка выражает то, чего нельзя сказать, но относительно чего невозможно хранить молчание».

 

•      Г. Лонгфелло:

 

«Музыка - универсальный язык человечества».

 

•      Стендаль:

«Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей ясностью и напряжённостью над тем, чем занят внутренне».

•   И.Репин:

«Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось её слушать, я тосковал».

 

•   А.Герцен:

«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую».

 

•   И.Тургенев:

 

«Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках».

 

•   Ч.Дарвин:

«... Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки.... Быть может, путём такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а ещё вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».

 

•   В.Сухомлинский:

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

 

•   Б.Арним:

 

«Музыка - это посредник между духовной и чувственной жизнью».

          Ж.Санд:

«Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, И сама она также вдохновляется ими».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_nachinaetsya_v_seme._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка начинается в семье»

«Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии». Д. Б. Кабалевский.

     Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Не удивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется такое внимание.

Важное звено в этой системе - музыкальное воспитание в семье. Однако, здесь, как показывает практика, ещё далеко не всё обстоит благополучно. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке - всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребёнку музыка? С какого возраста лучше начинать музыкальное воспитание? Как учить музыке дошкольников? Всех ли можно научить слушать музыку и как сделать это? Какая музыка важнее для человека - лёгкая или серьёзная?

Цель музыкального воспитания не только в обучении игре на инструменте и тем более не в подготовке музыкантов-профессионалов. Главное, чтобы ребёнок полюбил музыку. Было бы очень обидно, если только особенно талантливые дети могли бы получать радость от общения с музыкой. Ввести музыку в жизнь всех детей необходимо. Более того, детям с так называемыми плохими музыкальными данными музыка особенно нужна. Так же как особенно нужно плавание и физические упражнения ослабленному ребёнку.

Начать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанной музыке, ходить на концерты, рассказывать им о музыкантах и композиторах.

Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Нет ребёнка, который бы не любил слушать музыку, хотя бы из «мультиков», не узнавал бы знакомый мотив. Музыкальность - это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребёнка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично «произносят» песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые - это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и потому загубили.

Как же развить музыкальные задатки, которые есть у каждого ребёнка? Как добиться, чтобы все дети без исключения полюбили музыку?

«Хорошие родители важнее хороших педагогов» - именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно их организовать.

Мать и отец, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если они не играют ни на каком музыкальном инструменте и не поют, в деле музыкального воспитания ребёнка могут сделать очень многое.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринуждённость обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создаётся во время занятий - всё это определяет большие возможности для приобщения ребёнка к музыке.

На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу. Это совсем не так! Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Нередко приходится слышать от родителей, что в 4-5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали не неё, пели и танцевали. А сейчас, в 9-10 лет, это всё исчезло бесследно Ничего удивительного. Задатки требуют развития. Они переходят i способности только в совместной деятельности с взрослыми, в общении с ними.

Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите, как обстой'; дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:

  1. Слушаете ли вы с детьми музыку?
  2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
  3. Поёте ли с детьми?
  4. Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты?
  5. Играете ли сами на каком-либо музыкальном инструменте?
  6. Любите ли серьёзную музыку?

Психологи провели опрос родителей по этим вопросам, и утвердительно на них ответило от 11 до 15% родителей. Это говорит о низком музыкально-эстетическом уровне родителей, о больших резервах, которые существуют сегодня в музыкальном воспитании в семье.

Итак, музыке надо учить всех детей без исключения. «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки ... Каждый ребёнок с нормальными музыкальными данными располагает также и способностями музыкальными. Способности эти могут развиваться, если воспитывать ребёнка с детства подходящим способом. Мера этих способностей, правда, зависит от врождённых данных, но они поддаются совершенствованию» (Д.Михайн, венгерский педагог).

Первый нарком просвещения А.В.Луначарский великолепно сказал: «Образованный человек - это человек, в котором доминирует образ человеческий», т.е. человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо. Мы много внимания уделяем умственному воспитанию детей. Сегодня неграмотный человек -музейная редкость. Завтра такой же редкостью будет человек, не имеющий среднего образования. Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности - интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. «Опасность не в том, - сказал однажды известный математик Г.Суворов, - что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина».

Действительно, если человека лишить эмоций, то он превратится в робота, он перестанет мечтать, любить и надеяться.

Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребёнка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

И тут на помощь может прийти музыка ... Далеко не все верят в такую возможность.

Основную тенденцию современной музыкальной педагогики тонне сформулировал Д.Б. Кабалевский: «Главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на ш нравственность».

У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фалыш и неискренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть к непосредственность чувств.

Одним из важнейших средств эмоционального развития ребёнка становится музыка, для которой язык эмоций родной. Слушая музыку пытаясь выразить свои чувства, охватившие их при этом, выдумывая, дета учатся доброте, душевной тонкости.

Много тысяч лет назад у первобытного человека, делающего нож, топор из острого камня, появилось желание сделать так, чтобы эти орудия радовали глаз формой и соразмерностью частей. Так в процессе трудовое деятельности появилась свойственная только человеку способное наслаждаться прекрасным, способность творить прекрасное. Постепенно рождались всё новые и новые формы эстетической деятельности Первобытный художник рисовал изображения людей и животных на стена> пещер. Возникла живопись. Первобытный музыкант прислушивался к звуку который издавала тетива лука, подпевал этому звуку. Возникла музыка.

С тех пор музыка никогда не покидала человека. Это искусство которое сближает людей, приобщает их к лучшим помыслам и стремлениям человечества. Благодаря музыке мы можем побывать в разных странах, разных эпохах. Понимание музыки помогает увидеть подлинную красоту i жизни и в людях. Музыка учит чувствовать глубоко и полно, так, что,  писал Гоголь, «... даже самая мелкая душа слушателя должна вздрогнут] необыкновенным содроганием».

Дорогие мамы и папы! Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который поможет сделать жизнь яркой, интересной не оставит в трудную минуту. В душе каждого ребёнка есть искорка любви i прекрасному. От вас зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.

Высказывания великих людей о музыке.

•        Платон:

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему... Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

•        Р.Ролланд:

«Музыка подобна дождю: капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».

•        Л.Бетховен:

«Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

•        Р.Вагнер:

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль».

•        Э.Гофман

«Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает».

•        В.Гюго:

«Музыка выражает то, чего нельзя сказать, но относительно чего невозможно хранить молчание».

•        Г. Лонгфелло:

«Музыка - универсальный язык человечества».

•        Стендаль:

«Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей ясностью и напряжённостью над тем, чем занят внутренне».

•        И.Репин:

«Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось её слушать, я тосковал».

•        А.Герцен:

«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую».

•        И.Тургенев:

«Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках».

•        Ч.Дарвин:

«... Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки.... Быть может, путём такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а ещё вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».

•        В.Сухомлинский:

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

•        Б.Арним:

«Музыка - это посредник между духовной и чувственной жизнью».

        Ж.Санд:

«Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, И сама она также вдохновляется ими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"

В статье затронуты вопросы о важности  музыкального воспитания ребенка в семье....

Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"

Уважаемые родители, помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает вашу  жизнь яркой и интересной....

Консультация для родителей "Музыка начинается в семья"

Консультация для родителей«Музыка начинается в семье» В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согр...

Консультация для родителей. Музыка начинается в семье.

Все мы от природы музыкальны.Задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения слуха и голосового аппарата) имеются у каждого....

Консультация для родителей "Музыка начинается в семье"

Консультация для родителей о музыкальном воспитании в семье....