Музыкальная гостиная "Творчество П. И. Чайковского"
план-конспект занятия (старшая группа)

Носова Ольга Геннадьевна

Необычна яформа досуга детей старших групп...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_vesna.docx22.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная.

Чудесное природы пробужденье.

Цель

1. На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи поэзии.

2. Приобщать детей к слушанию классической музыки. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, продолжать развивать умение определять характер музыкального произведения. Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Развивать музыкальный слух, воображение, музыкальный вкус, творческие способности. Развивать умение передавать впечатления о музыке в движениях.

3. Воспитывать любовь к природе, к музыке.

 Предварительная работа: 

 Рассматривание с детьми пейзажей живописи русских художников. Наблюдение за живой природой и неживой природой. Разучивание музыкального репертуара, слушание классической музыки. Атрибуты и материал к занятию: камин, репродукции картин, цветы из бумаги,  разноцветные ленты. Формы работы: активное и пассивное восприятия музыки. 

Ход занятия: Дети заходят в зал, становятся полукругом. 

Музыкальный руководитель: Доброе вечер, друзья! Я очень рада видеть вас.

 Я приглашаю всех в музыкальную гостиную погреться у камина. (Дети проходят, рассаживаются у камина).

Воспитатель: Как хорошо прийти в уютный дом, к теплой печке, послушать, как гудит огонь, потрескивает свеча. Наверное, именно в такие минуты родилась вот эта музыка, давайте послушаем её. «У камина», П.И. Чайковский из цикла «Времена года». 

Музыкальный руководитель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (ответы детей) Как она звучала? (ответы детей). Да, эта музыка спокойная, плавная. Как она называется? (ответы детей). Глядя на огонь, легко и приятно мечтать, фантазировать, сочинять, в такие минуты случаются чудеса. Мы с вами попадаем в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о весне, вдохнем её ароматом, послушаем дивные звуки весны и увидим её прекрасные краски. Вы готовы?

Воспитатель: Вот волшебный клубочек покатится по волшебному блюдечку и зазвучит музыка.

Волшебная музыка

Музыкальный руководитель: Из далеких краев, где морская волна Кружевной рассыпается пеной, К нам на крыльях ветров Прилетает весна И приносит с собой перемены. По каким приметам мы весну узнаем? (ответы детей). 

Воспитатель: На смену зимы спешит весна. Это время пробуждения природы, которая все с нетерпением ждут. Признайтесь, и вам хочется по- больше быть на улице: чувствовать, как ласково ветерок касается лица, а лучи солнышка стали намного теплей.

Давайте, и мы выйдем в хоровод, встретим весну веселой песней. Хоровод «Весна красна».

«Весна красна»

 Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, а чье это пение раздается? Пение жаворонка. Музыкальный руководитель: Это жаворонок – первая весенняя птичка, его трели заставляют сердце радостнее биться. В народе считают, что именно жаворонки приносят на своих крыльях весну и тепло.

Воспитатель: В один из мартовских дней люди праздновали приход весны, выпекали из теста булочки в виде жаворонков, пели песни – заклички. С виду жаворонок – скромная и неказистая птичка, так красиво поет, взлетает высоко в небо.

Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем, как изобразил пение этой чудесной птички вам хорошо известный композитор п.И. Чайковский (показ портрета). «Песня жаворонка» П. И. Чайковского из детского альбома. 

ЗВУЧИТ «Песнь жаворонка»

Музыкальный руководитель: Как звучит песня жаворонка? (ответы детей). Да, музыка светлая, беззаботная, приветливая, красивая, нежная. В ней слышны подражания переливам пения жаворонка. (включить фрагмент)

Воспитатель: Скажите, красками какого цвета можно нарисовать песню жаворонка? (Ответы детей: светлыми: голубыми, розовыми, зелеными, желтыми.)

 Музыкальный руководитель: Какие чувства у вас вызывает это? (Дети делятся впечатлениями). Музыкальный руководитель: У меня тоже стало тепло и радостно на сердце и очень захотелось взлететь вместе с жаворонком далеко – далеко в небо, полюбоваться на землю с высоты, поиграть с солнечными лучиками.

Воспитатель: И солнечные лучики на зов жаворонка спешат к земле, бегут по вершинам высоких деревьев, скользят по деревьям стройных березок, нежно касаются земли – и все улыбается им. Хотите стать солнечными лучиками, помочь весне и солнышку разбудить землю от зимнего сна? Но весной очень часто бывает и дождь. Мы с вами под весёлую музыку гуляем, под музыку дождя прячемся пол зонтик.

 «Солнышко и дождик» ПОД ПЕСНЮ «Выглянуло солнышко»

 Музыкальный руководитель: Как хорошо стало кругом! Весь лес оживился, всюду проталинки, и земля украсилась первыми цветами. А какие первые цветы вы знаете? (Ответы детей.) (Показ картины с изображением подснежников.) сейчас АНСАМБЛЬ НАШИХ РЕБЯТ ИСПОЛНЯТ

«Вальс цветов» музыка П. И. Чайковского

Воспитатель: Существует красивая легенда о подснежниках: «Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы – подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни». Вот такая красивая легенда.

Музыкальный руководитель: Этот цветок особенно любят поэты и музыканты за его смелость, мужество, не смотря на хрупкий и нежный вид. Как нежно про подснежник сказал поэт Аполлон Майков: Голубенький, чистый Подснежник - цветок! А подле сквозистый, Последний снежок… Мы сейчас будем слушать музыку, которая так и называется «Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Внимательно послушайте и скажите, как рассказывает музыка о природе, как она звучит?

Слушание «Подснежник» П.И. Чайковского. (ответы детей)

  Музыкальный руководитель: Да, эта музыка трепетная, по – весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском, нежном подснежнике. Музыка робкая, несмелая, ласковая .(фрагмент) Подснежник тянется к солнцу, и мелодия движется все выше. (1-8- й такты). Мелодия в пьесе Чайковского звучит светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что бывает еще холодно, темно ненастно (9 – 24 такты).

Воспитатель: В этой пьесе есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (25-32- й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто головки цветов поднимаются навстречу солнцу, покачиваются на ветру. На какой танец похожа эта пьеса? (Ответы детей.) Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. А сейчас девочки возьмут цветы и мы попробуем передать содержание этого произведения. Слушание «Подснежник». 
(Импровизируют.) 

Музыкальный руководитель: вот и совершилось чудесные превращения: вместо зимних сугробов и голых деревьев – ласковое солнце, пение птиц и цветы. Это пожаловала к нам на звуки музыки и ваши улыбки красавица весна.

Воспитатель: Нарисуйте весну, её прекрасный облик, и мы организуем выставку ваших чудесных картин. Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу.

Музыкальный руководитель: Мы хотим подарить вам на память о нашей встрече эти прекрасные подснежники – символ весны, тепла и надежды. До свидания.

 «Подснежник» П.И. Чайковский.