Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка
статья (старшая группа)

Киселева Галина Петровна

Что может быть лучше сказки для воспитания  ребенка!  Сказка всегда  рядом. Мы знаем их с детства. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Сказка -  одно из самых доступных средств воспитания и развития детей. Сказка всегда под рукой и готова помочь педагогу в любой ситуации.

В педагогике  сказка позволяет скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Сказка совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом.  В дошкольном возрасте  ребенку необходимо научится различать добро и зло. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Сказкотерапия является одним их основных средств педагогического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.  Воспитатель может пользоваться сказкой для диагностики, а также для воздействия и влияния на поведение и мироощущение ребенка.

В сказке зеркально отражается мир ребенка. Для детей 3 -4 лет подойдут сказки, где герои животные. Ребенок интуитивно ассоциирует себя с эмоционально близким ему героем. Помимо чтения уже известных сказок можно придумать сказку с любым персонажем. Например,  жил-был котенок (мишка, собачка). Сначала он был хорошим, слушался маму, а потом вдруг стал плохим. Почему, что мешает персонажу оставаться хорошим? Детские произведения очень интересны. Сказка и  придуманные ребенком рассказы выстраивают мостик , дают понять какой перед тобой ребенок.

После пяти лет можно начинать волшебные сказки . Желательно подбирать или специально придумывать сказки с героем ,похожим на ребенка. В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться. Для выхода эмоций можно нарисовать злого героя, можно порвать рисунок.

 Для выхода эмоций можно нарисовать злого героя, можно порвать рисунок. Главная особенность волшебной сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а также жизненным поведением. Сказкотерапия основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем.

После чтения сказки желательно проводить ситуативные разговоры:

-учить говорить о сказке;

-что произошло;

-почему произошло;

-кто хотел ,чтобы это произошло;

-зачем ему это нужно;

- сочинение коротких рассказов (например: жили – были девочка и мальчик, пошли в лес, встретили волшебницу, она дала цветик- семицветик, дети загадали желания.

Это дает информацию о страхах, переживаниях ребенка.

В своей педагогической практике воспитатель часто сталкивается с различными проблемами в поведении детей. Это воспитанники с девиантным, так называем «трудным» поведением, которые проявляют агрессию по отношению к сверстникам. И также есть дети очень тихие, замкнутые, с повышенной тревожностью, очень зажатые, которым тоже испытывают определенные сложности с адаптацией в детском коллективе.

Во всех этих сложных случаях на помощь к педагогу приходит сказкотерапия.

Для детей с агрессивным поведением нужно делать акцент на добром герое. Как герой ведет себя, как поступает, как решает проблемы. Внутри сказки есть разные роли. Можно понять ,какой ребенок: лидер-ведомый-соучастник событий .Это дает возможность решать проблемы внутри детского коллектива

Сказкотерапия нужна как средство образовательной деятельности, ее можно встраивать в разные направления педагогической работы, но ключевая глобальная идея и цель – это терапия отношений. Когда мы читаем  сказку, обсуждаем сказку, анализируем, пытаемся понять поступки героев, сочиняем сказку, разыгрываем сказку или встраиваем в систему обучения коррекционно-развивающей работы, важно зафиксировать характер  общения героев  и взаимоотношений внутри сказки.

         Какие задачи помогает решить сказкотерапия в образовательном процессе:

  1. Развивать навыки социального поведения. В сказках предлагаются модели хорошего, адекватного способа решения конфликта.
  2. Формировать навыки, связанные с умением регулировать свое поведение, научить управлять эмоциями. На занятиях по сказкотерапии у детей есть возможность через этюды с игрушками пережить эмоции, которые по жизни не удалось пережить. Новые эмоции дают возможность развиваться в целом, по всем направлениям
  3. Учить детей показывать свое отношение к другим людям разными способами. Театрализованная деятельность, соединенная со сказкотерапией помогает ребенку научиться реагировать разными способами на одну и ту же ситуацию, подобно тому, как разные герои к этому относятся.
  4. Формировать уверенность в себе, повышать самооценку. Сказкотерапия дает возможность почувствовать себя не только участником, но и организатором каких-то событий. В процессе обсуждения сказки дети могут предлагать интересные идеи, активизировать свой потенциал.
  5. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать у детей способность к сопереживанию. Чтобы быть добрым необходимо приобрести определенный эмоциональный опыт, который можно накапливать как раз в играх по сказкотерапии.
  6. Сплочение коллектива детей. В процессе сказкотерапии у ребенка приходит сознание того, что тот, кто рядом тоже важен, что без его мнения тоже нельзя было бы решить какие-то задачи, несмотря на то, что позиции внутри сюжетов могут быть разные. Это может быть и лидер, и ведомый, и наблюдатель, со всеми ролями необходимо научиться справляться.
  7. Обеспечить познавательное и речевое развитие детей
  8. Развивать творческие способности
  9. Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Что читаем, как импровизируем, кто какую роль будет выполнять. Импровизируя, ребенок проявляет самостоятельность и делает собственный выбор..

 Как подбирать сказки. Виды сказок.

Есть 3 основных вида сказок, которые направлены на решение различных детских проблем. Для каждого случая необходимо подбирать или сочинять соответствующие сказки. Главный секрет метода состоит в том, что после изменений в образном, бессознательном уровне, все последующие изменения происходят естественно и легко.

Дидактические сказки. Предназначены в первую очередь для занимательной подачи учебного материала. Сложная информация подается в игровой форме, абстрактные понятия одушевляются. Особенно актуальна дидактическая сказка в учебной работе с дошкольниками. Замечено, что даже самые невнимательные и труднообучаемые дети проявляют интерес к материалу, подаваемому посредством сказкотерапии.

Психотерапевтические сказки. Особенность состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы. Необходимо учесть важный момент – герой сказки должен быть наделен теми качествами, которые нужно привить ребенку. Если ребенок ленится, то полезно послушать сказку про героя, который был самостоятельный и помогал убираться в доме бабушке. Для детей, которые дерутся, можно найти сказку про героя, который был добрый и нашел много друзей. Через какое-то время ребенок начнет соотносить сказку с реалиями и поведение может измениться в лучшую сторону уже через несколько часов.

Для детей любого возраста необходимо подбирать сказки, где учитываются их личные интересы. Например, любовь к животным, приключения, исследование других стран.

Медитативные сказки. Главным образом способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению, быстрому засыпанию. В таких сказках отсутствуют злые герои, дурные эмоции, конфликты. Через эти сказки идет сообщение позитивных, идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими детьми.

 Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим педагогам решать разные проблемы  в своей работе.  Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей. Любите сказки и читайте их детям!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Сказкотерапия -метод психолого-педагогической коррекции поведения детей.

Сказкотерапия,как метод психологической коррекции детей очень популярен .Он позволяет погрузить ребёнка в сказочный мир,где он сможет на примере персонажей осознать свои собственные проблемы и увидеть...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Слушание сказки выполняет важнейшую роль в развитии воображения. А воображение в свою очередь влияет на умственную деятельность ребенка, что отражается в дальнейшем на деятельности взрослого....

«Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка»

Использование сказок в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКО

Статья посвящена социально-педагогическим основам регулирования конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников яв...