Выступление на методическом объединении
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Но! Причины и предпосылки девиации возникают намного раньше – начиная с дошкольного возраста. Так как именно в этом периоде закладывается фундамент для формирования и развития личности. Поэтому задача каждого дошкольного психолога и воспитателя – как можно раньше распознать проявление девиантных форм поведения у ребенка и вести целенаправленную работу по формированию личности ребенка «группы риска» с социально устойчивыми, положительными установками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума

дошкольного учреждения

педагог – психолог А.В. Данилина

Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Но! Причины и предпосылки девиации возникают намного раньше – начиная с дошкольного возраста. Так как именно в этом периоде закладывается фундамент для формирования и развития личности. Поэтому задача каждого дошкольного психолога и воспитателя – как можно раньше распознать проявление девиантных форм поведения у ребенка и вести целенаправленную работу по формированию личности ребенка «группы риска» с социально устойчивыми, положительными установками.

  • «группе риска» относятся дети, имеющие незначительные трудности в развитии и социализации.

В нашем детском саду к «группе риска» мы относим:

 детей, имеющих усложненную и тяжелую степени адаптации к детскому саду;

 детей с высоким уровнем тревожности, наличием страхов, с низкой самооценкой;

 детей подготовительных групп, неготовых к обучению в школе;

 детей, имеющих нарушения в развитии, но не обследованных специалистами ПМПК;

 детей с отклоняющимся поведением: гиперактивных, агрессивных, демонстративных, застенчивых, пассивных.

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша в большинстве случаев многообразны и сложны.

  • медико-биологическим причинам относятся врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. У некоторых наших детей, имеющих диагнозы СДВГ, парциальная несформированность, недоразвитие высших психических функций, в психологическом анамнезе зарегистрированы токсикоз, инфекционные заболевания матери (краснуха, герпес) во время беременности.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Родители во время консультаций говорят о том, что в детстве часто болели, поэтому и их ребенок, также, растет слабеньким; отец, его брат и сестра не говорили до 3-4 лет, поэтому и у ребенка задержка развития речи.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Длительные недуги способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. У нас есть ребенок, редко посещающий детский сад из-за возникших осложнений после операции по удалению аденоидов, неоднократной госпитализации. В этом учебном году ему был поставлен диагноз ЗПР.

  • социальным причинам девиантного поведения детей относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: нарушения внутрисемейных отношений, недостаточное внимание воспитанию и развитию ребенка со стороны родителей, неполный состав семьи, отрицательное отношение родителей к детскому саду, как к социальному институту.

Педагогические причины обусловлены:

 игнорированием детских вопросов (Почему нельзя? Сказано: Нельзя и всё!);

 злоупотреблением запретами;  отсутствием учета индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка.

Дети с нарушенным поведением вызывают особую озабоченность у воспитателей. Именно по поводу таких детей чаще всего они обращаются с запросом к педагогу-психологу детского сада.

Решение проблемы должно начинаться с выявления причин, мотивов плохого поведения. При внешнем сходстве проявлений (крик, плач, агрессия, отказ от деятельности) мотивами могут быть - привлечение внимания значимых взрослых или сверстников, стремление ребенка отстоять свои интересы любой ценой («добиться власти») или же избежать неудачи. В каждом случае основные методы профилактической и коррекционной работы будут различны.

В нашем детском саду организовано поэтапное психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска».

Алгоритм его следующий.

  1. Получив запрос от воспитателей или родителей педагог-психолог собирает полную информацию о ребенке.

Во время встречи с родителями важно выяснить особенности семейной ситуации, стиль семейного воспитания, способы поощрения и наказания, информацию о склонностях и интересах ребенка.

Во время беседы можно предложить заполнить опросник взаимодействия родителей с детьми, разработанный И.М. Марковской, который позволяет оценить требовательность родителя, мягкость-строгость, авторитарность, контроль по отношению к ребенку, эмоциональную связь с ним, отвержение—принятие ребенка, наличие сотрудничества, согласия, удовлетворенность отношениями, последовательность родителя. С этой же целью можно использовать опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОРДЭВ) и другие.

Можно предложить родителям дома написать сочинение на темы открытого типа — «Мой ребенок» и «Я как родитель» или «Что мне нравится и что не нравится в моем ребенке», «Что я разрешаю и что запрещаю моему ребенку». Данная методика «Родительское сочинение» может быть весьма продуктивно использована как на этапе диагностики, так и на этапах собственно коррекционной работы для контроля динамики изменения родительской позиции и оценки эффективности такой работы.

Воспитатели на начальном этапе осуществляют педагогическое наблюдение за ребенком, заполняют дневник наблюдения, в котором дают фактическое описание возникающих «проблемных ситуаций» (когда и что произошло, как все разрешилось, как эмоционально реагировал ребенок, что радует и что огорчает воспитателя).

На основании анализа результатов наблюдения воспитатели составляют педагогическую характеристику, в которой описывают специфику поведения ребенка во время совместной, самостоятельной деятельности, режимных моментов, характер взаимодействия с другими детьми, игровые умения, а также семейную ситуацию (для этого используют данные первичного анкетирования, бесед с родителями, личных наблюдений за взаимоотношениями между родителями и ребенком).

Педагог-психолог (получив согласие родителей на проведение диагностики и оказание психолого-педагогической помощи ребенку) изучает личность ребенка, наблюдая за ним во время пребывания в детском саду, проводя комплексное диагностическое обследование. При проведении экспресс-диагностики для исследования познавательной деятельности я использую следующие диагностические методики, объединенные в «Чемоданчике Семаго»: «Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву), «Предметная классификация, «Исключение предметов», «Установление последовательности событий».

При обследовании детей, склонных к негативным поведенческим проявлениям, особое внимание уделяю методикам: «Тест рука», «Цветовой тест отношений», «Эмоциональные лица».

Часто, дополнительно использую рисуночные методики «Рисунок семьи», «Несуществующее животное». Для выявления особенностей межличностных отношений между детьми группы, которую посещает обследуемый ребенок, использую социометрию «Капитан корабля».

В результате складывается представление о личности ребенка: его «сильных» и «слабых» сторонах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов

Данная презентация прилагается к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов....

Мое выступление на методическом объединении

Презентация на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...