Сюжетно-ролевые игры в старшей группе детского сада:требования ФГОС
методическая разработка (старшая группа)

Юсовских Елена Борисовна

Сюжетно-ролевые иргы в старшей группе детского сада:требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Юсовских Е. Б., воспитатель

ГБДОУ детский сад №87  Приморского района

Санкт-Петербурга

Сюжетно-ролевые  игры в старшей группе

детского сада: «Требования ФГОС»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально-создаваемых или игровых воображаемых условиях; воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику, жесты для более эффективного выражения своих мыслей сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе – это интерпретация увиденного и услышанного. Ребенок познает мир во всем его разнообразии через виды деятельности. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализацией целей и задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Игровая деятельность по ФГОС:

  • развивает логическое, образное, критическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • заставляет проявлять инициативу;
  • развивает различные психические функции, в том числе и речь;
  • способствует физическому развитию.

Дети 5-го года жизни начинают выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия; могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета. Они способны по ходу игры менять свою роль, если это требует развертывания сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним - двумя партнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому нужно действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того как действовать нельзя. В игре ребенок отражает предметные действия взрослого, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я-доктор, я-мама, я-продавец).

Основная наша задача в работе с детьми 5-го года жизни – формировать более сложное ролевое поведение в сюжетной игре: умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, меняя игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Для того, чтобы сформировать это умение, мы включаемся в совместную игру с детьми в качестве участника, партнера и развертываем ее особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесению его ролей с множеством других ролей, а также возможность смены роли в процессе придумывания интересного сюжета. С этой целью воспитатель использует многоперсонажные сюжеты с определенной структурой, где одна из ролей (основная) непосредственно связана по смыслу с несколькими другими (дополнительными). Любую интересующую детей тему можно представить через такую структуру ролей. Играя с ребенком, воспитатель разворачивает сюжетные события постепенно, внося предложения, требующие появления нового персонала (и соответственно, новой роли). В совместной игре с детьми мы должны использовать минимальное количество сюжетных игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребенка от ролевого взаимодействия; активизируем ролевой диалог (ролевую речь), стимулируем вербальное обозначение ребенком своей роли для других участников, используем в игре предметы-заместители. В процессе такой игры дети овладевают гибким ролевым поведением и приобретают интерес к динамичному разворачиванию сюжета за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей.

Мы в течении всего года обеспечиваем условия для свободной самостоятельной игры детей; помогаем им выбирать удобное место для игры; стимулируем к использованию строительного материала и других предметов для создания игровой обстановки; в случае необходимости помогаем ребенку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу игровую роль; поощряем самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах; обеспечиваем условия для индивидуальной игры детей с игрушечными персонажами. Вносим разнообразие в тематику детской игры, используя в качестве основы мотивы известных сказочных и литературных сюжетов.

Для того, чтобы решить эти задачи и научить ребенка правильно играть мы создали в группе условия для самостоятельной игры. Если в младшей группе пространство делилось на зоны, то в средней группе от зонирования мы отказываемся, т.к. четкая организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им творчески проявить себя. Дети создают пространство сами. В предметно-игровой среде мы используем различные коробки, ширмы, кукольную мебель, прозрачные контейнеры с картинками (это для того, чтобы ребенок мог понять, где лежит та или иная вещь). Костюмы в уголке ряжения висят на вешалках, чтобы ребенок мог свободно взять тот костюм, который ему необходим.

Обогащению содержания способствуют кубики, конструкторы (как большие – напольные, так и небольшие («лего дупло», «деревянный конструктор» и др.)); бросовый материал (бутылки, баночки, куски ткани). Весь материал игрушки безопасен, находится на уровне ребенка на полках или на полу, в открытом доступе. На улице мы используем природный материал (палочки, веточки, камешки, опавшие листья). Также для пополнения игрового содержания мы активно сотрудничаем с родителями (помощь в создании атрибутов для игр).

Игра для дошкольников является сквозным механизмом развития, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО).

В своей работе мы реализуем все эти задачи, ведь правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада» на тему: «Почта»

«Формирование ключевых компетенций в игровой деятельности»...

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшей группы детского сада

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»Цели:- закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллек...

Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры дл...

"Психологический уголок в группе детского сада. Требования ФГОС"

Согласно ФГОС сейчас в системе образования на первое место выдвигается индивидуальность ребёнка. Именно поэтому важно иметь в группе место, в котором ребёнок может на время оградитьсяч от большого чис...

Конспект НОД в форме сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Детское кафе" в проблемно – диалогической технологии

Занятие - игра подводит детей к созданию игровых замыслов, выполнению игровых действий, развивант кругозор, познавательный интерес к профессиям (официант, администратор и т.д.)...