Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
презентация к уроку (старшая группа)

Валентина Сергеевна Поспелова

Продуктивные виды деятельности играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности воспитываются его личностные качества, происходит коррекция его поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нарушение интеллекта 1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила: Поспелова В.С.

Слайд 2

Продуктивные виды деятельности Изобразительная деятельность (Рисование) Лепка Аппликация Конструирование Продуктивные виды деятельности играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности воспитываются его личностные качества, происходит коррекция его поведения.

Слайд 3

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате. На начальных этапах обучение направлено на формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дети учатся анализировать предметы, их свойства и качества, а затем передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций. Изобразительная деятельность и конструирование связаны с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучению игре.

Слайд 4

На занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления. Основной формой обучения изобразительной деятельности и конструированию являются фронтальные и индивидуальные занятия, на которых ведущая роль принадлежит воспитателю. Большой коррекционной эффективности в процессе обучения можно достичь при проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Сочетание рисования красками с обрывной аппликацией, использование разнообразной клеевой техники, создание коллажей и другие виды работы создают условия для возникновения и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Слайд 5

Занятия ручным трудом, особенно работа с природными материалами (глина, песок, вода, объекты живой природы — листья, ветки, семена, ракушки, шишки, желуди и др.), развивает полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно-образующую сферу. Работа с бумагой, с тканью различной фактуры, нитками, веревками создает предпосылки для освоения элементов трудовой деятельности.

Слайд 6

При проведении коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта на занятиях по ручному труду воспитателю приходится уделять большое внимание развитию у них умения выполнять задание по образцу. Несмотря на то, что образец находится перед ними, дошкольники не соотносят с ним отдельные свои операции и постройку в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. В результате готовый предмет сильно отличается от образца, имея с ним лишь некоторые сходные черты.

Слайд 7

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе рисования у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность. Из продуктивных видов деятельности наиболее изучена изобразительная деятельность умственно отсталых детей (Головина Татьяна Николаевна, Ольга Петровна Гаврилушкина и др.).

Слайд 8

Изобразительная деятельность Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность. Дети с нарушениями интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства может появиться предметный рисунок. Рисунки отличаются грубыми ошибками и неточностями.

Слайд 10

Море, дом, люди.

Слайд 11

Рисунок нарисован обучаемым ребенком 7 лет 7 месяцев. Она изобразила относительно сложные элементы (волосы, зрачки, уши), но упустила основные (туловище и руки). Трудно определить по одному этому рисунку, был ли он нарисован ребенком с задержкой развития или эмоциональным расстройством. Эта нелепая двусмысленная фигура была нарисована обучаемым ребенком с задержкой развития. Возраст ребенка 7 лет 10 месяцев.

Слайд 14

Лепка Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. На этих занятиях ребенок знакомится с основными признаками предметов, пробует передать их форму и величину. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Слайд 15

Аппликация Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т.е. умения изобразить предмет той или иной формы. Создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Слайд 16

Конструирование В раннем возрасте у нормально развивающихся детей конструирование тесно связано с сюжетной игрой. Поэтому в детскую конструктивную деятельность из строительных материалов включаются разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Конструктивную деятельность у умственно отсталых детей необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности. В ходе целенаправленной работы у детей с нарушениями интеллекта формируются элементы предметно-игровой деятельности: они овладевают некоторыми игровыми действиями и умением выполнять постройки по подражанию.

Слайд 17

В связи с низким уровнем развития тонкой моторики большое значение имеет использование конструктивной деятельности в качестве общеразвивающего и коррекционного средства. Наиболее эффективным является развитие сюжетного конструирования, когда процесс конструирования подчинен игровой цели. В такой ситуации одновременно развивается не только моторика, но и высшие, опосредованные формы психической деятельности: произвольная память, элементарное планирование, пространственное мышление.

Слайд 18

Методика организации продуктивной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Выбор темы происходит согласно учебного плана. Учитывается, уровень психологических и физических возможностей ребенка. Подбор дидактического и наглядного материала. Материал должен быть ярким, красочным (что бы вызвать интерес у ребенка )

Слайд 19

Подготовка слайдов поэтапного изготовления поделки . Заранее пошагово сделать все детали поделки или рисунка сфотографировать их для дальнейшей демонстрации. (Использование схем как при проведении занятий в общеобразовательных группах не желательно, так как уровень развития интеллекта не позволяет ребенку понять инструкцию) Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами, клеем, пластилином, и т.д Текст инструкции должен быть простым, доступным для понимания.

Слайд 20

Демонстрация готовой поделки. Обсуждение, рассказ о ней. Подчеркиваем детали поделки. Рассказываем увлекательную историю. Раздача материала для практической деятельности. С помощью слайдов поэтапно делаем детали поделки. Физкультурная минутка. Продолжаем работу по слайдам. Выставка работ. Разбор, обсуждение. Оценивание совместно с детьми. Уборка рабочего места.

Слайд 21

Г лавные мысли : Умственно отсталые дети не овладевают изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность формируется замедленно и своеобразно . Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности . Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа. Конструктивную деятельность у умственно отсталых детей необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности . Наиболее эффективным для развития мелкой моторики является развитие сюжетного конструирования, когда процесс конструирования подчинен игровой цели. Развивается: произвольная память, элементарное планирование, пространственное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении слуха

Консультация раскрывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха....

Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта средствами продуктивной деятельности

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по теме: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушениямиинтеллекта средствами продуктивной деятельности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

             Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...

«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. ...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате.На начальных этапах обучение направ...

Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данная консультация для педагогов отражает особенности, содержание и организацию работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта....