Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта педагогом-психологом
статья по коррекционной педагогике

Карпова Лариса Михайловна

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта педагогом-психологом

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта педагогом-психологом».

Роль педагога-психолога в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями выходит далеко за рамки простого развлечения. Это сложная и многогранная работа, направленная на создание благоприятной среды для всестороннего развития ребенка, его социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни. Педагог-психолог выступает не только как организатор игр, но и как специалист, глубоко понимающий особенности психического развития детей с ОВЗ и владеющий целым арсеналом методов и приемов, позволяющих достичь максимального эффекта. Его деятельность строится на четко структурированных этапах, начиная с тщательной диагностики.

Этап диагностики – это фундамент всего процесса. Он включает в себя комплексную оценку текущего уровня развития ребенка, анализ его когнитивных способностей, эмоционального состояния, уровня социальной адаптации, коммуникативных навыков и особенностей поведения. Педагог-психолог использует различные методики, тесты и наблюдения, чтобы выявить как сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в процессе развития, так и зоны ближайшего развития – области, требующие пристального внимания и коррекционной работы. Важно отметить, что диагностика – это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, позволяющий отслеживать динамику изменений и корректировать план работы в соответствии с прогрессом ребенка. Полученные данные ложатся в основу индивидуального плана игровой деятельности.

Планирование игровой деятельности – это следующий ключевой этап, требующий глубокого понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Здесь педагог-психолог разрабатывает программу, учитывающую возраст, уровень развития, интересы, диагностированные особенности и потенциальные возможности ребенка. Программа не может быть шаблонной; она должна быть гибкой и адаптируемой, постоянно корректируемой в зависимости от динамики развития ребенка. Планирование включает в себя подбор соответствующих игр, дидактических материалов, определение оптимального темпа и интенсивности занятий, а также прогнозирование возможных трудностей и разработку стратегий их преодоления. Реализация игровой программы – это непосредственно работа с ребенком. Педагог-психолог проводит игровые занятия, используя разнообразные методы и приемы. Это может быть как индивидуальная работа, позволяющая сконцентрироваться на специфических потребностях ребенка и обеспечить максимально индивидуальный подход, так и групповая работа, направленная на развитие социальных навыков, коммуникации и сотрудничества.

В процессе реализации программы педагог-психолог широко использует наблюдение – он внимательно следит за поведением ребенка, его реакциями, эмоциональным состоянием, фиксируя даже мелкие детали, чтобы своевременно внести коррективы. Важную роль играет моделирование игровых ситуаций, позволяющее ребенку отработать различные социальные роли, научиться решать проблемные ситуации и адаптироваться к реальному миру. К методам работы относятся и использование различных дидактических материалов – специально подобранных игрушек, настольных игр, картинок, книг, пазлов, конструкторов и других вспомогательных средств, которые помогают развить мелкую моторику, когнитивные способности, речь, воображение и творчество. В зависимости от целей и задач используются различные виды игр: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры с правилами, творческие игры.

Особое внимание уделяется включению родителей в игровую деятельность. Совместные игры родителей и детей под руководством педагога-психолога позволяют укрепить семейные связи, повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить ребенку чувство безопасности и поддержки.

 Заключительный этап – оценка результатов. Педагог-психолог систематически отслеживает прогресс ребенка, анализируя его достижения и трудностей. Для этого используются различные методы – наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. На основе полученных данных в индивидуальный план вносятся необходимые изменения, чтобы обеспечить максимально эффективное развитие ребенка. Важно помнить, что работа педагога-психолога – это длительный и постоянный процесс, требующий терпения, профессионализма и индивидуального подхода к каждому ребенку. Только такой подход позволяет достичь значимых результатов в развитии детей с интеллектуальными нарушениями и помочь им адаптироваться к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи»...

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста

Создание условий для организации и содержание детской деятельности...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Продуктивные виды деятельности играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности в...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате.На начальных этапах обучение направ...

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....