Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста
статья на тему

Сухарева Елена Кирилловна

Создание условий для организации и содержание детской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:



 Педагогическое  чтение.

Тема: Организация игровой деятельности
детей дошкольного возраста.


Выполнила воспитатель: Сухарева Елена Кирилловна
МБДОУ детский сад №2 « Солнышко»






с.Шира, Республика Хакасия
                                    2017г

 Тема: Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста.

               Введение ФГОС ДО  определило новые цели образования, предусматривающие достижение не только предметных, но и личностных результатов, поэтому ценность игры ещё больше возрастает.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой и реализуются  все образовательные области.
Особенности развития игровой деятельности определены в  ФГОС ДО
- младенческий возраст (2месяца-1год)
- ранний возраст ( 1год- 3года)
- дошкольный возраст( 3года и 8 лет)
Рассмотрим развитие  игры в дошкольном возрасте. При правильной организации игра создаёт условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
В современных условиях стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современного ребёнка. То, что отрабатывалось  на практике годами  и применялось  на практике дошкольными педагогами  теперь – в изменившихся условиях - перестает  работать . Сенсорная составляющая окружающей ребёнка среды может привести к кризису игровой культуры. Разнообразные игрушки, игры также различные телепередачи не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию.
 Современному педагогу требуется умение сохранять баланс между желанием ребёнка и пользой для него. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в  мире  современных  игрушек и игр, мультфильмов больше внимания уделять современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребёнка.
По мнению (Е.В. Зворыгина и Т.А. Новосёлова) существует и классификация игр.
Игры, возникающие по инициативе детей:
- Самостоятельные игры:
- игра- экспериментирование.
- Самостоятельные сюжетные игры: 
- сюжетно – отобразительные.
– сюжетно- ролевые.
– режиссерские.
- театрализованные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
-  Традиционные или народные.
Игры, возникающие по инициативе взрослого:
. Обучающие:
- сюжетно – дидактические.
- Подвижные.
- Музыкально – дидактические.
.
Досуговые:
- игры развлечения.
- интеллектуальные.
- празднично- карнавальные.
- Театрально – постановочные.
   От формы, организации  и содержания детской деятельности, зависит и конкретное содержание игры. Своевременное развитие игровой деятельности и достижение в ней ребенком творческих результатов является особенно важным.
В  ФГОС ДО подчеркивается, что для организации предметно пространственной развивающей среды необходимо:
-  создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-  поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной и т.д.)
-  поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Очень важное место занимает организация предметно- пространственной развивающей среды для развития  игровой деятельности.
Игры занимают особое  место в  работе с дошкольниками, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно  участвуя  в игре, ребёнок прочно осваивает знания.
Для того чтобы ребёнок играл, получал знания в группе  детского сада должно быть многообразие игр. Чтобы решить эту совсем не простую задачу в наше время я изготавливаю игры своими руками. Мне нравится  вязание, потому первыми  игрушками  для театрализованной деятельности в моей группе   стали вязаные куклы, а затем для изготовления театральных кукол стало использоваться все, что «находится под рукой» (баночки и бутылочки из пластмассы, ложки, картон, поролон, ткань, палочки от мороженного.).  Куклы получились весёлые, сказочные дети с большим  удовольствием играют с ними.  Самое главное, что кукольная игра – главное средство развития речевой культуры фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера,  которая влияет на формирование личности ребёнка. Для развития творческих способностей детей связной речи памяти и мышления использовала в своей работе театрализованную
 деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол который способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.  Несколько театров, которые находятся в нашей группе, изготовлены моими руками : 
1. Стаканчиковый настольный театр: Сделать кукол не сложно. Материал всегда есть под рукой: это стаканчики пластиковые. Упаковки от сметаны и йогурта, а также различные виды цветной бумаги и картона. Выкройки для основы костюма «человека или животного служат любые изображения, вырезанные с различных упаковок, где изображены сказочные герои. Детали: руки хвост лапы и т.д. требуют индивидуальной фантазии. Настольный театр готов.
2. Театр на палочках: «Придумай, покажи и расскажи сказку»
Для этого вида театра с ребятами используем палочки от мороженного. Вырезаем изображение животных, персонажей мультфильмов и закрепляем на полочки. Детям очень нравится обыгрывать, а тем самым совершенствуется умение придумывать и выразительно рассказывать сказки.
3. Пальчиковый театр на (варежках) – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки ( разные , но обязательно по оригинальному  тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследование физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование « речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребёнка. Поэтому развитие рук помогает ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Детские рукавички или пальчики от перчаток использую  как театр «Петрушки» с мордочками сказочных героев. Дети надевают рукавички или пальчики и обыгрывают любимую сказку, потешку. Роли распределяются на начальном этапе воспитателем, а затем самостоятельно могут выбрать себе роль.
Эти игры развивают диалогическую речь, помогают  сочетать слова с действиями и добиваться, чтобы речь была выразительней.
4. Театр на шапочках (в старших группах)
В группе имеются детские шапочки с мордо
чками сказочных героев, дети распределяют роли между собой, надевают шапочки и обыгрывают любую сказку. Этот театр развивает речь и навыки театральной исполнительской деятельности.

Далее я стала использовать бросовый материал и для изготовления разнообразных дидактических игр.  От этого процесса придумывания , выполнения, обыгрывания  получаю большое удовольствие не только я , но и главное - мои воспитанники.  Для дошкольников  это становится    игрой,  через которую они получают новые знания и закрепляют уже полученные ранее.
Начала я свою работу с самого простого – изготовления дидактических игр из материала, который был под руками. Дидактические игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
1. Дидактическая игра « Шнуровка»
Педагог завязывает узелки, а ребёнок должен их развязать. Выполнение задания обязательно сопровождается стихотворением, потешкой.
Эта игра служит для развития мелкой моторики рук, речи, памяти.
2. Дидактическая игра «Подбери предмет», « Найди пару», «Что лишнее»,      « Составь слово».
Упражнение на составление картинки из отдельных частей; через содержание картинок происходит закрепление знаний детей о предметах, активизируется речь детей. В своей деятельности особое внимание удаляя взаимодействие с семьёй. Участие родителей в жизни группы позволяет нам быть единомышленником, сформировать единые подходы к обучению и воспитанию ребёнка.
Из опыта работы с детьми, я могу сделать вывод, что игра является важнейшим фактором для развития детей дошкольного возраста.
Используемая литература:
1.Доронова Т.Н.
 Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6лет: метод.пособие для воспитателей дош.образоват.учреждений/ Т.Н.Доронова.-2-е изд.- М.Просвещение,2005.
2. Сорокина Н.Ф. Милонович Л.Г.Кукольный театр для самых маленьких:(татр.занятия с детьми от 1 года до 3 лет)/ Н.Ф.Сорокина, Л.Г. Милонович.-М.: Линка-Пресс, 2009.
3. Недоспасова В.А.Растём играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособия для воспитателей и родителей/ В.А.Недоспасова.- 2-изд.-М.: Просвещение,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста через "LEGO-конструирование"

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста

Основные моменты организации игровой деятельности дошкольников по ФГОС...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

Памятка по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В памятке даны рекомендации по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

 Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...