Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»
статья

Вербина Лариса Владимировна

Консультация для воспитателей на тему

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

 

 

 Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походки, развитие предметной деятельности и овладение речью.

         В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

         Восприятие тесно связно с выполняемыми предметными действиями. Малыш может достаточно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребенка может оказаться весьма расплывчатым, неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

         Однако, если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления. Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими тем или иным свойством.

         Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей.

         Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

         Как же связано развитие восприятия и образование представления о свойствах предметов в раннем возрасте с развитием речи ребенка?

         Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, - речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

         Наряду с развитием восприятия в младшем дошкольном возрасте активно идет процесс совершенствования внимания. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым с ними действиям.

         Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

         Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим внимание лишь тогда, когда будут называть то, что они должны удержать в поле своего внимания.

         Детям 2-4 лет трудно сосредоточиться, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

         Память дошкольника, как и внимание, в основном, непроизвольна. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, чо произвело на него впечатление, было интересно.

         Дети лучше запоминают в игре, однако, у самых маленьких детей в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать материал в игре могут уже дети 3-4 лет.

         У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти дошкольниками быстро совершенствуется речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, ориентация в обстановке.

         Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.

         Ниже приведенные игры и упражнения могут быть использованы как воспитателем в детском коллективе, так и родителями в семье. 

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения.

Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

  1. «Кто что услышит». Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.
  2. «Узнай по звуку». Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.
  3. «Угадай, что делать». Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
  4. «Кто внимательный». Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

 

Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

 

  1. «Громко-тихо». Цель: развитие умения менять силу голоса, говорить то громко, то тихо.
  2. «Идите с нами играть». Цель: выработка умения пользоваться громким голосом.
  3. «Не разбуди куклу». Цель: развитие умения пользоваться тихим голосом.
  4. «Кто как кричит». Цель6 выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.

 

Игры, развивающие речевое дыхание

 

  1. «Чей одуванчик улетит дальше». Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
  2. «Пузырь». Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

 

 

 

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

 

  1. «Во дворе». Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
  2. «Часы тикают». Цель: развитие звукоподражания, закрепление правильного произношения звука «к», звука «т»; развитие голосового аппарата; выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
  3. «мышка». Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука «п», «пь», отчетливого произношения слов; воспитание звуковой культуры речи.
  4. «Барабан». Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука «б», «бь», обучение регулированию силы голоса.
  5. «Стоит домик». Цель: развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах; дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._sayt.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» д. Семино

 

Консультация для воспитателей на тему

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Подготовила: Вербина Л.В.  

Воспитатель первой категории

МДОУ детский сад «Солнышко»

Д. Семино

 

 Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походки, развитие предметной деятельности и овладение речью.

          В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

          Восприятие тесно связно с выполняемыми предметными действиями. Малыш может достаточно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребенка может оказаться весьма расплывчатым, неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

          Однако, если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления. Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими тем или иным свойством.

          Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей.

          Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

          Как же связано развитие восприятия и образование представления о свойствах предметов в раннем возрасте с развитием речи ребенка?

          Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, - речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

          Наряду с развитием восприятия в младшем дошкольном возрасте активно идет процесс совершенствования внимания. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым с ними действиям.

          Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

          Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим внимание лишь тогда, когда будут называть то, что они должны удержать в поле своего внимания.

          Детям 2-4 лет трудно сосредоточиться, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

          Память дошкольника, как и внимание, в основном, непроизвольна. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, чо произвело на него впечатление, было интересно.

          Дети лучше запоминают в игре, однако, у самых маленьких детей в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать материал в игре могут уже дети 3-4 лет.

          У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти дошкольниками быстро совершенствуется речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, ориентация в обстановке.

          Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.

          Ниже приведенные игры и упражнения могут быть использованы как воспитателем в детском коллективе, так и родителями в семье.  

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения.

Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

  1. «Кто что услышит». Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.
  2. «Узнай по звуку». Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.
  3. «Угадай, что делать». Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
  4. «Кто внимательный». Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

  1. «Громко-тихо». Цель: развитие умения менять силу голоса, говорить то громко, то тихо.
  2. «Идите с нами играть». Цель: выработка умения пользоваться громким голосом.
  3. «Не разбуди куклу». Цель: развитие умения пользоваться тихим голосом.
  4. «Кто как кричит». Цель6 выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.

Игры, развивающие речевое дыхание

  1. «Чей одуванчик улетит дальше». Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
  2. «Пузырь». Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

  1. «Во дворе». Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
  2. «Часы тикают». Цель: развитие звукоподражания, закрепление правильного произношения звука «к», звука «т»; развитие голосового аппарата; выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
  3. «мышка». Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука «п», «пь», отчетливого произношения слов; воспитание звуковой культуры речи.
  4. «Барабан». Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука «б», «бь», обучение регулированию силы голоса.
  5. «Стоит домик». Цель: развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах; дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...