Мастер – класс на педагогическом совете на тему : «Основные этапы работы над образом»
консультация

Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна

Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

на педагогическом совете №2

 на тему : «Основные этапы работы над образом»

Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи.

Цели мастер-класса:  

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
  2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
  3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
  4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
  2. Стимулировать к поиску выразительных средствдля создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
  3. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
  4. Формировать навыки импровизации.
  5. Поощрение инициативы при создании образа.

Материал: видео отрывки из мультипликационных фильмов «Храбрый заяц» и «Мешок яблок», иллюстрации с изображением детей в различных эмоциональных состояниях, карточки – схемы «эмоции», маски животных – заяц, собака, мороз, волк, лев, мнемодорожки стихотворений.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер- классе  «Основные этапы работы над образом». Каждому педагогу, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - заяц. Заяц - герой детских сказок, олицетворяющий добрых, но трусоватых персонажей. Часто зайцы и зайчата бывают хвастливыми и безобидными героями, которые любят приключения. Основные этапы работы над образом зайца представлены на схеме.

I. "Первый этап - Определение  характера  образа.

Его  задача  - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

Для реализации этого этапа я использую ряд методов и приёмов, представленных на схеме. Рассмотрим один из них:

«Начитывание контрастных отрывков».

Предлагаю вам посмотреть видео отрывки из мультипликационных фильмов «Храбрый заяц» и «Мешок яблок».

- Какой предстал перед вами заяц хвастун?

(Предполагаемые ответы: воображала, невежа, зазнайка, хвастун и т. д.)

- Какого вы увидели зайца из другого отрывка?

(доброго, справедливого, неунывающего, щедрый и т. д.).

Вывод: Таким образом, с помощью  приема  «Начитывания контрастных отрывков»,  сравнивая два контрастных  персонажа , ваши дети без труда составляют образ зайца.

II. Второй этап -  работа  над мимикой.

Его задача научить детей передавать эмоциональное состояние  героев   с  помощью мимики. Остановимся подробнее на  приёме  « Работа  с иллюстрациями на эмоциональное состояние». Давайте разделимся  на 2 подгруппы: «Храбрый заяц» и  «Мешок яблок». Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего  персонажа , аргументируйте ваш выбор  и  изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего  персонажа . (Выполнение задания слушателями.)

Вывод: Таким образом, мы видим, что  приём  «Работа  с иллюстрациями» даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

III. Третий этап   -  работа  над голосом.

Его  задача  - эмоциональная окраска речи  персонажа . Здесь нам поможет  прием  - «Интонационная выразительность».

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу зайца «Я - Заяц, я – очень смелый, я – никого не боюсь».

 Задание для второй подгруппы - проговорить фразу зайца «Здесь яблок на весь лес хватит».

  Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке.

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод.: Таким образом, с помощью  приёма  "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

IV. Четвёртый этап -  работа  над жестом  и  движением.

Его  задача  - научить детей двигаться в соответствии с  характером   персонажа . Решить эту  задачу  нам поможет игровой метод «Память  физических действий»

Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы «Храбрый заяц».

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее зайцу из вашей подгруппы, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника  и  добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ зайца из сказки «Мешок яблок»).

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей,  и  созданию образа через жест  и  движения: «жест – образ».

Этюды  

Его  задача  - применить изученные методы  и   приёмы  на практике. Используем  прием  Инсценирование диалогов:  Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с  персонажами  героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах  и  движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Тексты диалогов:

«Лиса и заяц»

Собака - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Заяц- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

«Мороз и заяц»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.

Мороз - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

Заяц - Не хвастай, Мороз, не одолеешь!

Мороз - Нет, одолею!

Заяц - Нет, не одолеешь!

«Сказка про волка, зайца и ежика»

Волк - Привет, Зайчик. Ты куда идешь?
Заяц - Здравствуй, Волк. Иду в соседний лес к своему дяде. У него сегодня именины.
Волк -  Так садись, я тебя подвезу.
Заяц - Слушай, Волк, по-моему, мы не туда едем. Сколько раз к дяде в гости хожу, никогда через этот старый лес не ходил.
Волк -Не переживай, это просто короткая дорога. Сейчас мы уже на месте будем.

«Подарок для самого слабого»

Лев -  Ну, кто здесь самый слабый?

Заяц- Не надо , не трогай никого, потому что это я, я самый слабый в этом лесу!

Лев-  Чудак, ведь я пришел заступиться за тебя»

V. Пятый этап - «Заучивание роли».

В своей практике я использую прием – мнемотехника.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использую цветные мнемодорожки, а старшим дошкольникам предлагаю графическое схематическое одноцветное изображение.

В работе над образом с помощью этого приема можно заучивать текст роли, поскольку текст этих сказок Вы знаете, предлагаю с помощью приема «Мнемотехника» выучить стихотворение.

Перед Вами лежит мнемодорожка  стихотворения. Прочтите стихотворение, соотнося слова с изображением, повторите несколько раз. А теперь повторите стихотворение, опираясь только на изображение. А теперь расскажите без опоры на наглядность.

Также можно использовать прием «Книжечка». Он используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили.

Мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, которые помогают научить детей передавать характер персонажа разными средствами художественной выразительности.

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;
  • психогимнастика;
  • упражнение на ритмопластику.

Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом. Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции, дети становятся раскрепощённее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.

 «Лиса и заяц»

Собака - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Заяц- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

«Мороз и заяц»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.

Мороз - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

Заяц - Не хвастай, Мороз, не одолеешь!

Мороз - Нет, одолею!

Заяц - Нет, не одолеешь!

«Сказка про волка, зайца и ежика»

Волк - Привет, Зайчик. Ты куда идешь?
Заяц - Здравствуй, Волк. Иду в соседний лес к своему дяде. У него сегодня именины.
Волк -  Так садись, я тебя подвезу.
Заяц - Слушай, Волк, по-моему, мы не туда едем. Сколько раз к дяде в гости хожу, никогда через этот старый лес не ходил.
Волк -Не переживай, это просто короткая дорога. Сейчас мы уже на месте будем.

«Подарок для самого слабого»

Лев -  Ну, кто здесь самый слабый?

Заяц- Не надо , не трогай никого, потому что это я, я самый слабый в этом лесу!

Лев-  Чудак, ведь я пришел заступиться за тебя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»

         Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...

Презентация "Основные этапы работы над образом персонажа"

Представленная разработка рекомендуется воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов....

Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)

Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)...

Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...

Мастер – класс для родителей и детей «Основные этапы работы над образом»

В совместной практике музыкальный руководитель и  родители часто используются игры с элементами театрализации, которые включают в себя: -этюды на выражение основных эмоций;-этюды на воспроиз...

«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»

laquo;Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»...