Формирование элементарных математических представлений
материал

Магусева Майя Евстафьевна

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений в детском саду

     Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

     Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

     Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном учреждении способствует: развитию любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов, навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, учебных умений; овладению математической терминологией; развитию познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того, в какой мере, на каком уровне заложены элементарные математические представления в дошкольном детстве, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития ребёнка, успешность его продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными представлениями из области математики имеет важный воспитательный аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности, внимательности, усидчивости, дисциплинированности, способствует формированию у них целенаправленности, ответственности.

     Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

     В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

 2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания;

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Воспитание готовности детей к обучению в школе, активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.            

     Все задачи математического развития дошкольников решаются, если сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.     Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания развивающей предметно-пространственной среды.

    Формы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста разнообразны, их использование зависит от конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т.д.: организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты, эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.

     Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС ДО – принцип интеграции образовательных областей. Развитие математических представлений детей, приобретение ими основных математических знаний в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями осуществляется через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются: продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия; рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.); активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

     Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных задач математического развития старших дошкольников; они активизируют умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом, увлекают и развлекают детей, развивают интеллектуальные способности, углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.

     Итак, математическое развитие детей предполагает широкую программу приобщения их к разным видам деятельности, которой руководит взрослый (воспитатель, родители). В игровой форме прививание ребенку знания из области математики, развитие памяти, мышления, творческих способностей способствуют умственному развитию ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...