Рабочая программа «Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность»
рабочая программа (старшая группа)

Эльвира Николаевна Никонорова

Поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»

Рабочая программа

«Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность»

Возраст детей 5-6 лет

                                                    Руководитель:  

                                                                                           Никонорова Эльвира Николаевна

                                                                                            Первая квалификационная категория

        

П.Харп

2019г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цель и задачи программы

4

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

4

2.

Содержание Программы

4

2.1.

Методическое обеспечение

7

3.

Материалы мониторинга освоения программы

8

4.

Список литературы

10

Приложения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

           Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности. Отличительным признаком «одаренных детей» является познавательная способность, а именно:

  1. Любознательность и живое воображение.
  2. Хорошая память и концентрация внимания.
  3. Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли.
  4. Большое упорство в решении той или иной задачи.

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Проектная деятельность, как форма работы с одаренными детьми – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Нормативно -  правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее - ФГОС ДО),
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»,
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

В основу рабочей Программы положены принципы:

1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;

2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;

3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);

4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.

5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

       6. Принцип ведущей деятельности;

Список детей:

№ п/п

ФИО ребенка

График занятий:

Дни недели

Часы работы

Понедельник (2-4 неделя)

17.15-17.40

Вторник (1-3 неделя)

17.15-17.40

Среда (2-4 неделя)

17.15-17.40

Четверг (1-3 неделя)

17.15-17.40

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.

        Задачи Программы:

         1.Содействовать самореализации одаренных детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.

         2.Развивать  интеллектуальную сферу, эмоциональный мир, социальные умения и коммуникативную гибкость детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости;

         3. Удовлетворять потребность детей в новой информации;

         4. Повышать психологическую компетенцию участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.

         Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.

Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 25 минут.

Срок реализации Программы: 1 год

  1. Планируемые результаты:

  1. Развитие интеллектуальной и коммуникативной сферы, формирование адекватной самооценки и уверенности  в себе.
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
  3. Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги, родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
  4. Самореализация детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерное годовое планирование работы

Мероприятие

Форма работы

Срок выполнения

1

Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями

Наблюдение, беседы

Сентябрь

2

Представление педагогической информации родителям, общественности

Консультации, беседы

Октябрь- Ноябрь

3

Проведение занятий с использованием различных технологий

Групповые, индивидуальные занятия

Ноябрь – апрель

4

Проведение профилактических и просветительских работ

Работа с родителями

консультации, рекомендации

В течении года

5

Итоговая диагностика (мониторинг)

Диагностика, наблюдение

Май

6

Систематизация материалов по итогам реализации Программы

Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных

Учебный план

№п/п

Название темы

Срок проведения

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего:

1.

Познавательно – исследовательский проект

«Мир воды»

Октябрь-Ноябрь

1ч 40м

(2недели)

1ч. 90 м.

(3 недели)

3ч. 30 м

Презентация проекта Результаты участия в конкурсах.

Игра – лото « Кому нужна вода»

2.

Познавательно – исследовательский проект

«Солнце»

Декабрь

1ч 40м

(2недели)

1ч. 90 м.

(3 недели)

3ч. 30 м

Презентация проекта

Результаты участия в конкурсах

3.

Исследовательский проект

«Радуга - дуга»

Январь

1ч 90м

(3недели)

2ч. 40 м.

(4 недели)

4ч. 30 м

Презентация проекта

Результаты участия в конкурсах

4.

Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!»

Февраль

1ч. 40 м.

(2 недели)

 

1ч.90 м.

(3 недели)

3ч. 30м.

Презентация Результаты участия в конкурсах

5.

Познавательно – исследовательский проект

«Волшебник- воздух»

Март

1ч. 90 м.

(3 недели)

1ч.90 м.

(3 недели)

3ч. 30м.

Презентация Результаты участия в конкурсах

6.

Познавательно исследовательский  проект «Мобильный телефон»

Апрель

1ч. 90 м.

(3 недели)

2ч.40 м.

(4 недели)

4ч. 30м.

Презентация Результаты участия в конкурсах

Содержание учебного плана.

Название темы

Теория

Практика

Цель

1.

Познавательно – исследовательский проект

«Мир воды»

Изучение материала по теме проекта

1) Проведение опытов экспериментов

2) Презентация проекта

Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды. Её качестве, о значении в жизни человека.

2.

Познавательно – исследовательский проект

«Солнце»

Изучение материала по теме проекта

1)Проведение опытов  экспериментов

2)Презентация проекта

Выявить влияние солнечного света и тепла на природу.

3.

 Исследовательский проект

«Радуга- дуга»

Изучение теоретического материала по теме.

1)Проведение опытов  экспериментов

2)Презентация проекта

Узнать, что такое радуга и как она появляется.

4.

Познавательно – исследовательский проект

«Купите мне собаку!»

Изучение теоретического материала

 1)Проведение опытов и экспериментов.

2.)Презентация проекта

Выяснить для чего собака нужна человеку.

5.

Познавательно – исследовательский проект

«Волшебник-воздух»

Изучение теоретического материала

1)Проведение опытов и экспериментов.

2.)Презентация проекта

Выявить для чего нужен воздух. Развить желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом.

6.

Познавательно исследовательский  проект «Мобильный телефон»

Изучение теоретического материала

1)Проведение опытов и экспериментов.

2.)Презентация проекта

Выяснить , для чего мобильные телефоны

( культура пользования). Сформировать представление о пользе и вреде мобильного телефона.

  1. Методическое обеспечение

Методы:

-словесный (беседы, рассказывание, объяснение)

- наглядный (показ иллюстраций, презентаций, видео и фото материалы)

- практический (проведение опытов, экспериментов, выполнение практических     заданий конкурсов и т.д.)

-игровой

-дискуссионный

Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:

-индивидуальные занятия;

-участие в конкурсах;

-участие в олимпиадах, викторинах;

-исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.

- памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.

- совместные проекты исследовательской деятельности детей и родителей.

3.  МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.

Форма представления результатов внедрения Программы:

-обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;

-печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);

 -использования информационных технологий (презентация, сайт).        

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду (Организация проектирования .Конспекты проектов) Волгоград :Учитель,2012г.
  4. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
  5. Понасенкова С.В. «Одаренные дети: формирование и развитие способностей». - 2003.
  6.  Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва:   Педагогическое общество России, 1999 г.
  1. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
  2. Интернет-ресурсы:
  3.  http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti

Приложение 1

Участие детей в конкурсах

Ф.И. участника

Мероприятие

Место

Сроки


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»            Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...

Рабочая программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Лаборатория Почемучки"

Программа  «Лаборатория Почемучки» направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет....

Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Почемучка"

Цель программы: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности....

Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"

Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"...

рабочая программа "Одаренный ребенок"

Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происход...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...