Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития
рабочая программа (младшая группа)

Фатима Хазретовна

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

            Первичные представления об объектах окружающего мира:

  • формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды;
  • устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
  • делать простейшие обобщения;
  • учить определять цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый) предметов;
  • учить определять положение предметов по отношению к ребёнку (далеко, близко, высоко);
  • знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина)
  • знакомить со свойствами материалов (прочность, твёрдость, мягкость);
  • поощрять исследовательский интерес;
  • проводить простейшие наблюдения;
  • учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвётся – не рвётся);
  • учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь – одежда, посуда чайная, столовая, кухонная).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой Дошкольного Образования Дошкольных групп МБОУ «СШ № 24» аула Шенджий.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

        ООП ДО разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

- и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Цели и задачи реализации ООП ДО

        Ведущие цели ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.

        Особое внимание ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий направлены на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими  и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию ООП ДО

Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий

        В ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

        ООП ДО Дошкольных групп  при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:

- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- всестороннее воспитание;

- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

        Особая роль в ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий строится на принципе культуросообразности, реализации которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого  детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

        Первичные представления об объектах окружающего мира:

  • формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды;
  • устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
  • делать простейшие обобщения;
  • учить определять цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый) предметов;
  • учить определять положение предметов по отношению к ребёнку (далеко, близко, высоко);
  • знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина)
  • знакомить со свойствами материалов (прочность, твёрдость, мягкость);
  • поощрять исследовательский интерес;
  • проводить простейшие наблюдения;
  • учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвётся – не рвётся);
  • учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь – одежда, посуда чайная, столовая, кухонная).

        Сенсорное развитие:

  • обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;
  • совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств)
  • развивать образные представления;
  • создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов ( теплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т.п.);
  • развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи;
  • закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
  • подсказывать детям название форм ( круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).

        Дидактические игры:

  • подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2 – 3 цветов);собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определённой последовательности 2 – 3 цвета;
  • собирать картинку из 4 частей ;
  • в совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ

        Рабочая программа реализуется в организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 10 минут,  2 раза в месяц,

В заданиях активно используются сказочные сюжеты, так как сказки и подвижные игры позволяют детям не только переживать, но и изучить различные процессы преобразования. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

        Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

ИГРОТЕКА

        Цель:

- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;

- развитие любознательности и инициативности;

- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития.

        Задачи:

- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;

- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;

- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;

- актуализировать коммуникативные навыки.

ПОИСКОВО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

        Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности.

        Задачи:

- развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста;

- стимулировать развитие аналитических навыков, устанавливать причинно-следственные связи;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- развивать эвристические способы познания окружающего;

- обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.

«СОБРАНИЕ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ И ЗНАМЕНИТЫХ ИСТОРИЙ»

        Опосредованное  обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во  время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Специальное изучение коллекционирования как известной сферы человеческой деятельности не только доступно дошкольникам, но и привлекательно для них.

        Коллекционирование в общем понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, марок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и много другое.

        Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация,  а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.

        При реализации образовательной области «Познавательное развитие» могут использоваться своеобразные формы коллекционирования:

- собирание великих идей;

- изучение истории научных открытий и изобретений;

- истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество.

        Тематика такого коллекционирования многообразна и бесконечна.

         В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети

- определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы часов;

- наблюдают за развитием человеческой мысли;

- анализируют;

- находят объяснение выражению, послужившему названием темы;

- делятся своими знаниями с родителями и другими детьми, знакомя их с «экспонатами» коллекции.

КЛУБ ИГР, ПРАЗДНИКОВ, ТУРНИРОВ И ЗАБАВ

        Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности;

- приобщение к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.

        Задачи:

- обогащать математические представления детей         дошкольного возраста, представления об окружающем социальном, предметном мире и мире природы;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общение со сверстниками.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Цель:

- формирование предпосылок обще учебных и регулятивных универсальных учебных действий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

        Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов.

        Продолжительность НОД во второй ранней  группе – 10 минут.

        Возраст  детей 2-3 года

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

        Развитие познавательно – исследовательской деятельности

        Методические пособия:

        Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

        Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников (2-3 лет)

        Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (2-3 лет)

ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ООП ДО ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП  ПРИ МБОУ «СШ № 24» А.ШЕНДЖИЙ

Характеристика особенностей развития детей третьего года жизни

Вторая  группа раннего развития (от 2 до 3 лет)

        

        Кризис трех лет.

        Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

        На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года  появляются основы наглядно-образного мышления.

        Предметная деятельность.

        Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

        Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

        Речь

        В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжа-ют осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

        Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 – 2500 слов.

        К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

        Виды деятельности

        В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

        Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенны-ми к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

        Изобразительная деятельность

        Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.

        Восприятие

        На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2 – 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

        Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

        Мышление

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

        К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

        Мотивы

        Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

        Поведение

        В этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

        Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

        Цель включения НРК в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

        Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

        Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в РА;

- ознакомление с предметным и социальным миром, миром природы с использование возможностей народной и музейной педагогики.

        Познавательное развитие детей с учетом НРК с учетом программы    «Расти умным, здоровым, смелым и воспитанным», в которой условно выделены четыре учебных блока, разделенных по видам деятельности:

Расти умным – образовательная деятельность

здоровым –оздоровительная деятельность;

смелым -  исследовательская деятельность;

умелым – практическая деятельность;

воспитанным – социально-коммуникативная

        Первый блок посвящен формированию у детей экологических знаний.

        В ходе изучения данного раздела ребенок:

- узнает об особенностях живой и неживой природы о разнообразии живых организмов, связях между ними и с окружающей средой, о необходимости охраны и бережного отношения кто всему живому;

- получает знания о природе своего края как неотъемлемой части природы в целом, о необходимости рационального использования и охраны ее богатств;

- получает опыт применения гигиенических правил (уход за зубами, ушами, руками и т.д.) и условий безопасного поведения (знание правил дорожного движения, поведения в помещении, на улице, с незнакомыми людьми и т.д.).

        Второй блок. Оздоровительная деятельность включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные минуты во время занятий, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, праздники, Дни здоровья.

        Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции широко используемые в игровом занятий: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия, изображенные на картинках и оживляют их; знакомое упражнение «обновляют» новыми структурными элементами, т.е. в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.

        Третий блок – «исследовательская деятельность» и четвертый – «практическая деятельность» взаимосвязаны как между собой, так и с другими блоками.

        Труд в природе (практическая деятельность):

- способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам);

- позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому;

- позволяет почувствовать радость дружеских контактов с миром природы;

- совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка;

- благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

        Играя с растениями и животными, наблюдая за ними (исследовательская деятельность), дошкольник учится распознавать настроение, повадки, характер живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

        В ходе реализации пятого блока:

- у дошкольников формируется целостная система знаний об окружающем мире, которые трансформируются в умения экологически целесообразного поведения в природе, с окружающими людьми, на улице, дома;

- ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

        При обучении детей экологической грамотности учитывается возрастные особенности детей:

- на первой ступени – в младшей группе дети только знакомятся с основными правилами поведения, самообслуживания, здорового образа жизни;

- в средней группе эти знания повторяются и закрепляются;

- в старшей (выпускной) группе они трансформируются в навыки.

        Аналогично происходит формирование учебных, исследовательских, практических знаний, умений и навыков.

        Необходимым условием, повышающим эффективность процесса обучения, является многократное повторение пройденного материала, в различной форме (игра, экскурсия, домашнее задание и т.д.).

        Каждое занятие по данной программе является комплексным – интегрирующим разные виды деятельности:

- учебно-оздоровительную;

- учебно-исследовательскую;

учебно-практическую;

- практически-исследовательскую;

- учебно-оздоровительно-воспитательную.

        Тематику занятия воспитатели выбирают из программы по своему усмотрению, времени года.

        Занятия оздоровительной гимнастикой проводятся с воспитанниками каждый день, утром и после дневного сна. Продолжительность этих занятий составляет от 5 до 15 мин. Занятия оздоровительной гимнастикой:

- способствуют мобилизации, укреплению, оздоровлению организма, повышению активности;

- формируют полезную привычку к одному из правил здорового образа жизни.

        Интеграция физического воспитания с другими видами деятельности в рамках данной программы, благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста, формирует у них адекватное экологическое сознание, создает определенный эмоциональный настрой, повышает функциональную активность ребенка, развивает физические качества.

        Виды совместной деятельности педагога и детей

- организованная образовательная деятельность;

- изобразительная деятельность (экологическая тематика);

- трудовая деятельность (обучение детей по уходу за растениями, животными в уголке живой природы, на участке);

- развитие речи (умение объяснять, рассказывать);

- совместной наблюдение во время прогулки, в живой уголке;

- постановка опытов;

- игры (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные);

- чтение детской художественной литературы, рассматривание картинок о природе, разучивание стихов;

- сбор коллекции семян, камней, осенних листьев;

- изготовление поделок из природного материала;

- просмотр диафильмов, видеофильмов;

- совместное ведение календаря природы, дневника наблюдений;

- участие в выставках, конкурсах рисунков, показательных выступлениях, экологических праздниках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Сентябрь

1

«Папа, мама, я – семья»

10 мин.

2

«Чудесный мешочек» (тактильные ощущения)

10 мин.

Октябрь

3

«Что изменилось осенью?

10 мин.

4

«Теремок» (знакомство со свойствами льда).

10 мин.

Ноябрь

5

«Любимый дом»

(знакомство с предметами домашнего обихода)

10 мин.

6

«Любимый дом» (продолжение знакомства с предметами домашнего обихода)

10 мин.

Декабрь

7

«Морозко»  (превращение снежинки)

10 мин.

8

«Превращение» (поиск превращений «был – будет, был – стал)

10 мин.

9

«Деревянный брусочек» (тонет – не тонет)

10 мин.

Январь

10

«Зимние чудеса»

(экспериментирование с водой, снегом, льдом)

10 мин.

Февраль

11

«Смешной рисунок» (свойства бумаги, её структура)

10 мин.

12

«Лед – вода» (развивать представление о таянии льда)

10 мин.

Март

13

«Золотая мама» (свойства ткани, её структура)

10 мин.

14

«Чудесный мешочек» (тактильные ощущения)

10 мин.

15

«Чудесный мешочек» (тактильные ощущения)

10 мин.

Апрель

16

«Тарелочка из глины» (свойства глины, её структура)

10 мин.

17

«Что лучше: бумага или ткань?»

10 мин.

Май

18

«Подарки для медвежонка»

(совершенствовать умение различать материалы)

10 мин.

19

«Опиши предмет»

(вычленение существенных признаков предмета)

10 мин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

        

        Ребёнок

  • называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал);
  • умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • проявляет исследовательский интерес, умеет проводить простейшие наблюдения;
  • умеет группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: цвету, величине, форме.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Дети имеют представления о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  • Умеют применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т.д.).
  • Развит познавательно-исследовательский интерес.
  • Развито зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
  • Более совершенствована координация руки и глаза; развита мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности.
  • Развито умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
  • Сформировано умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.
  • Формируется  проектная деятельность индивидуального и группового характера.
  • Дети умеют использовать в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
  • Умеют играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развито умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Могут изготавливать простейшие дидактические игры.
  • Умеют согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
  • Умеют самостоятельно решать поставленную задачу.
  • У детей проявляются качества произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического  мышления, воображения, познавательной активности.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

        Диагностика уровня познавательно-исследовательской деятельности и критерии оценки уровня развития  соответствует авторской методике Вераксы Н.Е., Галимова О.Р. по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).  

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:

- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;

- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

        Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада

        Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;

- оптимизации работы с группой детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).

2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.

3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.

4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

        Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

        В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.

        Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.

        В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).

        Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):

        I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;

        II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);

        III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.

        Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

        Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:

- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);

- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

        Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:

- доминирующий уровень развития детей в группе,

- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.

Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.

Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.

Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).

Карта заполняется воспитателем три раза в год:

первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;

второй раз – в середине года (в январе);

третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):

«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.         В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.

        К концу года дети должны уметь:

        Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

        Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

        В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

        Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

        Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

        Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

        Иметь  элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.

        Знать что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

        Иметь  элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

        Знать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

        Иметь представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, представления о Москве — главном городе, столице России.

        Называть Флаг, герб и гимн России.

        Иметь представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

        Иметь представления о родном крае,  достопримечательностями региона, в котором живут дети.

        Иметь возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).

        Иметь представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.).

        Иметь  элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.

        Иметь представления о людях разных профессий.

        Иметь целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

Код

Сфера инициативы

ФИО

Т

Творческая инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Ц

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень

2 уровень

2уровень

К

Коммуникативная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

П

Познавательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Д

Двигательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

обычно

изредка

нет

КАРТА РАЗВИТИЯ

КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ

Код

Составляющие психологического фона

Показатели благополучия

ФИО

Б

Растущая независимость в бытовом плане

Уверенно справляется с бытовыми задачами

стремиться к самообслуживанию

В

Контакты со взрослыми

Легко обращается за помощью

Делится впечатлениями и эмоциями

С

Контакты со сверстниками

Легко вступает в контакты

Имеет близких друзей

Я

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

обычно

изредка

нет

Дата заполнения___________________________________________

ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Назначение функционального модуля

Для педагогов

Для родителей

- проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.) – беседы, наблюдения, игры, экскурсии, экспериментирование

исследование, рассказ воспитателя, тайна, сюрприз.

- организация различной деятельности дошкольников, предполагающей исследовательскую деятельность;

- беседы познавательные, экскурсии.

- обращать внимание на ценность детских вопросов;

- ориентация родителей на развитие потребности к познанию и общению.

Источник требований по организации модуля

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуника-тивное

Познава-тельное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

х

х

х

х

Реализуемые виды деятельности

игровая

коммуникативная

 познавательно-исследовательская

изобразительная

музыкальная

двигательная активность

восприятие художественной литературы и фольклора

конструирование из различных материалов

трудовая

х

х

х

х

Х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

вторая группа раннего развития

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Подготовительная группа

Возраст

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

х

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

        Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

        Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

        Ведущие цели:

- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

        Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ

        Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;

- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

        Постоянное взаимоинформирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:

- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);

- опосредованно, при получении информации из различных источников:

стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),

семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),

переписки (в том числе электронной).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

        В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

        Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.

        Основные формы просвещения:

- родительские собрания;

- родительские и педагогические чтения.

        Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».

        Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:

- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресности – учета образовательных потребностей родителей;

- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;

- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ  и его корректировки.

        Основные формы обучения родителей:

- лекции;

- семинары;

- мастер-классы;

- тренинги;

- проекты;

- игры.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ

         Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

        Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

        Семейные праздники

        Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

        Проектная деятельность

        Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

        Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

                Образовательная деятельность

        по реализации национально-регионального компонента

        Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

        Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

        Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа с семьей по тематическому блоку «познание»

- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми, сверстниками;

- обращать их внимание на ценность детских вопросов;

- побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;

- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.);

- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха;

- привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;

- проводить совместные с семьей конкурсы, игры–викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности во второй группе раннего развития №12 «Умка» на тему «Волшебный цветок» (“Тылсымлы чәчәк”).

ОД была проведена мною в рамках семинара-практикума воспитателей ДОУ Зеленодольского муниципального района РТ в рамках работы Клуба молодого педагога "Путь к мастерству" по теме: "Сказк...

Перспективное планирование по работе самообслуживания, самостоятельной деятельности детей второй группы раннего развития (2-3 лет) на 2016-2017 учебный год

Перспективное планирование  по работе самообслуживания, самостоятельной деятельности детей второй группы раннего развития  (2-3 лет) на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года

Каждый возраст характеризуется возрастающим  интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление  к наблюдению и сравнению ). Аппликация  в развити...