Образовательной деятельности детей старшей группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности в логико-математическом развитии дошкольников
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

Павлова Ирина Алексеевна

Тема: «Число 1. Цифра 1»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1konspekt.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

-Расширить представления детей  о числе  и цифре 1.

-Закрепить умение соотносить цифру с количеством  и находить предметы с данным количеством в окружающей обстановке.

-Развивать исследовательские умения, речь, умение работать в коллективе.

-Активизировать и поддержать интерес к экспериментированию.

-Формировать представления детей о здоровом образе жизни.

Предварительная работа:

Изготовление совместно с детьми макета города Циферляндии. Разучивание физминутки.

Материал: Кукла мальчика-Считайка. Макет города Циферляндии. Канат или длинная веревка. Иллюстрация новогодней ели. Цифра 1.Иллюстрации с изображением одного и нескольких предметов, карточки с изображением единичной мебели.

материл к творческой деятельности: схемы, образцы, картинки, ….. карточки «Вредное и полезное».

Физкультурное оборудование: обручи, кегли.

Методы и приемы: психологический настрой, вопросы, проблемные ситуации, Физминутка, актуализация нового, беседа, педагогическая оценка нового, практическая деятельность, словесный инструктаж, поддержка при выполнении заданий, игровой прием.

План работы:

1.Психологический настрой

2. Рассказ воспитателя

3

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Рассказ воспитателя:

Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я хочу вам рассказать новую сказку. Слушайте:

«В некотором царстве, в математическом государстве, где правит царица Математика, есть необычный город,  и называется он Циферляндией.  И живут в этом необычном городе цифры и числа, с которыми происходят разные необычные истории.

 Сегодня к нам пришел гость, а зовут его Считайка, он как раз отправляется в этот город  и приглашает нас отправиться вместе с ним и познакомиться с его необычными  жителями.

И я предлагаю вам отправиться вместе со Считайкой  в этот удивительный город Циферляндия.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие?

 Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: А как вы думаете, мы можем пойти пешком?

 Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Да, я тоже думаю, что мы можем пойти пешком? 

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: А как вы думаете, это принесет нам пользу и почему?

 Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Правильно ребята, я согласна с вами, что пешие прогулки, экскурсии походы приносят   неоценимую пользу нашему здоровью.

А что мы можем взять с собой?

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Правильно рюкзак  с продуктами, 

а все ли продукты полезны?

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, красиво будет прийти в гости с пустыми руками?

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель:  Я согласна, нужно подарить подарок в знак вежливости и уважения. А что мы можем подарить?

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Правильно, лучший подарок это подарок сделанный своими руками.

-Ребята, а какой праздник приближается? 

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Конечно Новый год, а как вы думаете, в Циферляндии будут наряжать елку?

 Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Конечно, а как мы можем порадовать жителей Циферляндии?

Воспитатель: Я согласна с вами, что новогодние игрушки, сделанные своими руками,  будут лучшим подарком к новому году. Тогда я вам предлагаю проявить фантазию и сделать игрушки для елки жителей Циферляндии.

Проводится творческая – продуктивная  деятельность по  изготовлению новогодней игрушки (на выбор)

Теперь, когда у нас с вами есть подарки, мы можем отправляться в путь.

Дети отправляются в путь по дорожке с различными препятствиями из физкультурного оборудования

Вот мы и добрались до Циферляндии, посмотрите какие красивые, необычные дома в этом городе, а чем они необычны?

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Ребята, а как мы можем узнать, какая цифра живет в этом домике? 

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, какая же цифра живет в этом доме. Смотрите сколько столов в этом доме, а стульев, а кроватей.

Так как вы думаете, какая же цифра живет в этом домике?

 Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Правильно цифра 1.

Ребята, что вы уже знаете о числе и  цифре один?

Выслушиваются ответы детей.

Правильно, цифра один обозначает один какой-либо предмет. И это число обозначается символом – цифрой 1.

Посмотрите, на что похожа эта цифра?

Выслушиваются ответы детей.

Посмотрите, это единица очень тонкая как спица.

Давайте напишем ее в воздухе указательным пальцем.

Ребята, а что еще вы хотели бы узнать о числе и цифре 1? Выслушиваются предполагаемые  ответы детей:

стихи, пословицы, поговорки, игры, где говориться о числе и цифре 1.

Ребята, где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы?

Дети: перечисляют по очереди различные источники информации.

Воспитатель: Хорошо ребята, вы назвали разные источники информации. Я тоже искала информацию о числе и цифре 1.И  хочу поделиться ей с вами. И предлагаю вам послушать рассказ о том, откуда и для чего появились цифры и числа.

Рассказ воспитателя:

«Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. В наше время детей учат считать взрослые люди. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью завесила его жизнь, наш далекие  предки из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей-одного оленя, из выводка плавающих уток-одну птицу, из  колоса с зернами-одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один»-«много».

В начале люди делали записи с иллюстрациями, но это было слишком сложно и долго. А затем спустя много лет они придумали обозначать каждое число, цифрами то есть знаками. Им было удобно записывать и считать с помощью этих обозначений. Вот  так и придумали цифры. Люди всегда ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. И в правду единица – Царица  всякого счета.»

Ребята, так почему же  единицу называют Царицей?

Дети: (выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель: Ребята, Считайка предлагает нам, поиграть с ним в игру.

Детям предлагается поиграть: «Соотнеси цифру»

Ребята давайте разделимся на 2 команды, подойдите к столам, на которых лежат карточки с изображением предметов и карточки с цифрами. Нужно сосчитать предметы и подобрать подходящую цифру к ним. Чья команда закончит быстрее та и победит. Молодцы, все справились с заданием.

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Физминутка. «Стойкий оловянный солдатик»

«На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый»

Ребята, Считайка приготовил для вас веселые, математические задачки. Детям предлагается игра «Веселые задачки»

1)Два сына и два отца съели три яйца. По скольку яиц съел каждый?

2)Шла баба в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?

3)Самосвал ехал в поселок.

По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

Ребята, а теперь настало время прощаться с веселой цифрой и Считайкой.

Ребята Считайка рад, что вы побывали с ним в волшебной стране цифр и чисел, а теперь ему пора попрощаться с нами. Считайка вместе приготовил для вас интересные задания в центрах активности.

Презентация центров активности:

Воспитатель: В центре творчества вы сможете найти и слепить, вырезать, нарисовать цифру один.

В центре математики вы сможете найти и посчитать предметы,

в центре экспериментирования сможете провести опыты и измерить объем в сосудах.

 В центре книги сможете найти иллюстрации с изображением цифры один и еще много интересных заданий.

В строительном центре вы сможете найти схемы построения цифр и построить их из разнообразного строительного материала.

 В центре грамоты есть ребусы и кроссворды..

Презентация мини-проектов детьми.

Итог:

Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

В какой город отправлялись в путешествие?

Что мы узнали о жительнице города Циферляндии нового?

Что вам понравилось?  

Психологический настрой

Дети стоят полукругом на ковре. Воспитатель рассказывает сказку.

Обращает внимание на изображение царства царицы Математика

Показ изображения цифр

Обращает внимание на  куклу мальчика-Считайки.

Проводится игра «Вредное и полезное»

Дети по очереди отбирают карточки с полезными и вредными продуктами.

 Картинка с изображением Нового года

Дети готовят рабочие места и приступают к творческой деятельности

Предлагается сложить подарки в коробку.

Включается веселая, энергичная музыка.

Дети подходят к макету города. Около первого домика выставляется макет новогодней ели.

Дети пересчитывают  предметы.

На доску выставляется графическое изображение цифры 1.

Дети пишут цифру в воздухе несколько раз.

Воспитатель делает запись за детьми  и попутно по желанию распределяются индивидуальные проекты.

Дети проходят на ковер.

Дети садятся на стулья и слушают рассказ воспитателя. Используется слайдовая презентация

Дети проходят к столу, где лежат иллюстрации с изображением одного или нескольких предметов.

Звучит бодрая энергичная музыка.

Презентация центров активности

Дети расходятся по центрам активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...