Проблемы чтения в детском саду
статья

Грешнякова Анастасия Вячеславовна

Проблемы чтения в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проблемы чтения в детском саду50 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы  чтения в детском саду

Проблема приобщения ребенка к книге, семейное чтение в современном обществе стоит очень остро. Все реже дети проводят время  с книгой. Чаще дети проводят время у телевизора и компьютеров. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все эти факторы приводят к формированию ложных стереотипов поведения. .Книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.  

 Данные современных исследований говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Международное исследование показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 43 место среди 65 развитых стран мира. Учёные Канзасского университета (США) установили прямую пользу для детей от совместного чтения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

 Поэтические образы художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Таким образом  у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

 Основной задачей взрослых, по мнению С.Я Маршака, является  открыть в ребенке “талант читателя”. Поэтому очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений Воспитатель дошкольного учреждения должн    быть осведомлённым в вопросах детской литературы. Он  воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения. 

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.  Важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Цель работы педагогов:

• Развитие интереса к художественной литературе.

• Формирование литературного вкуса.

• Воспитание будущего читателя.

Задачи:

• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

• Сформировать положительный образ «я».

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:

• Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.

• Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из – за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.

• Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

• Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

Практические:

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

• Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Формы работы:

• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).

• Кружковая работа.

• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

Сотрудничество с родителями.

Формы работы:

• Родительские собрания.

• Индивидуальные консультации.

• Семинары – практикумы.

• Папки – передвижки.

• Фотопрезентации.

• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

-использование фольклора в разных режимных моментах;

-праздники, досуги, развлечения;

-чтение художественной литературы;

-использование художественных произведений в театрализованной деятельности «Театр юного актёра»;

-викторины «Собери сказку»;

-выставки «Галерея замечательных художников»;

-конкурсы «Книжка-малышка»;

-решение ситуаций с использованием литературных персонажей;

-экскурсии в библиотеку.

Всеобуч родителей по семейному чтению детей проводится через следующие формы работы:

-родительские встречи;

-консультации «Читайте, играйте… и подрастайте»;

-беседы «Книги для пап и мам»;

-совместные досуги, праздники;

-семинары-практикумы «Радость общения в семейном кругу»;

-выставки детской литературы;

-дискуссии;

- «дни открытых дверей»;

-анкетирование;

-литературные гостиные.

Совместно с родителями создать в группе:

- библиотеку семейного чтения «Мир сказок», в которой собраны книжные иллюстрации сказочных персонажей, иллюстраций к сказкам, коллекция сказок, детские рисунки к сказкам, которые оформляются в небольшие книжки, сказочные загадки»

- мини – музей «Сказочная страна», в нём собраны игры и лото по сказкам. В музее находится сказочный домик, волшебный сундучок – в нём собраны сказочные вещи,

- сделать дидактические игры: «Сказочные сказки с новыми предметами», «Спасатели», «В стране сказок», «Помоги герою сказки»,

- «Галерея замечательных художников» (где выставляются рисунки и поделки из различных природных материалов детей совместно с родителями на те или иные сказочные темы,

- организовать фотовыставку «Мы играем в сказку»,

- некоторые сказки представить для родителей в виде спектаклей, исполняя роли дети передавали настроение героев, отражали их поступки.

После проделанной работы показания семейного чтения с родителями улучшилось. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень приобщение к художественной литературе.

Благодаря целенаправленному использованию семейного чтения в воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственные. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Такая работа поможет наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Созданная модель повысит уровень познавательной активности, речевой активности и эмоционального благополучия детей и разрешит проблему семейного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые дети, или Проблема адаптации в детском саду"

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду....

Проблемы семейного чтения в детском саду

В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути  решения...

Проблема адаптации в детском саду

Проблема адаптации в детском саду...

Проблема адаптации в детском саду

Статья посвящена проблеме адаптации в детском саду....

Проблемы чтения в детском саду

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

Проекта Год чтения в детском саду «Волшебный мир чтения»

ull;Тип проекта: групповой, возраст детей –3-7 лет.•Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь 2022г).•Вид проекта: литературно-творческий.•Тип проекта: груп...