"Новые дети, или Проблема адаптации в детском саду"
консультация (младшая группа)

Демидина Ирина Николаевна

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_dlya_rod.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

Новые дети, или Проблема адаптации к детскому саду

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляется воспитатели, помощники воспитателя и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья. Малыш медленно привыкает к спальне с множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны “организовать” задолго до поступления в детский сад.

Начать надо с самого главного – с наблюдения за состоянием здоровья малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки. Причем прививки делаются не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное – это закаливание и физкультура. Воздушные ванны, влажные обтирания, длительные прогулки на свежем воздухе и другие закаливающие процедуры являются необходимым элементом всей подготовки детей к поступлению в детский сад. Закаленные физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

Затем следует перестроить весь домашний режим под распорядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать утреннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пищи в детском саду. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, сор. Им необходим дневной сон, его ни чем нельзя заменить, поэтому родители должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то время, в которое он проходит в детском саду, либо если ребенок не спал днем привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтение книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого выиграет.

В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки. Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания.

Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и помощником воспитателя. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время, постепенно переключая малыша на воспитателя и на помощника воспитателя.

В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому саду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой.

В первое время маме можно даже постоять незамеченной вблизи ограды садика или у открытой двери группы, наблюдая за ребенком. Она увидит, как он играет со сверстниками, разговаривает, ведет себя за столом, ладит с воспитателем, агрессивен малыш или забит. Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только с взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям. Хорошо, если малыш быстро научится навыкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит быстро и безболезненно. Если малыш с радостью рассказывает о новенькой, которая все время ревет, мягко остановите его, посочувствуйте девочке, а утром, собирая в сад, положите в карман конфету для ревы, и пусть он не забудет улыбнуться и позвать ее играть. Старайтесь не возмущаться, выполнять все требования воспитателя – от задания что-то принести до подготовки карнавального костюма. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать им или стыдиться своих родителей.

Никогда не выясняйте отношений с воспитателем (что бы ни случилось!) в присутствии ребенка. Страдающей стороной все равно будет малыш. Если отношения не улучшаются, лучше перевести его в другой садик, нанять няню или взять надомную работу. Постоянный контакт с педагогами детского сада позволит родителям избежать и многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педиатром, а родителям следует неукоснительно выполнять все врачебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составляют дети с заболеваниями центральной нервной системы.

Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становиться, очевидно, не сразу. Дети внушаемы, говорят плохие слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально – волевые нарушения. Есть дети невротики – они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут воспитываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовремя помочь в сложной ситуации. Конечно, в таких случаях нельзя говорить о целом дне в саду – дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши сами определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно в не домашней обстановке, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в таких ситуациях происходит по-особому плавно и мягко. Протест, слезы и другие откланения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду. Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться в “луже”, выдавать повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным. Не одно такое явление не возникает на пустом месте. Существует причина и наша задача найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравиться. Например, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в детском саду, не поддаются описанию. Опытный психолог скажет: “Плохой детский сад. В хорошем саду воспитатели не допустят подобную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон”.

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного – двух раз в неделю, и то когда это бывают какие – либо причины. Малыш ложиться спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой – либо предмет), он почти не мочиться в постель. Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет.

Если это добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш, привык к детскому саду и у него, началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.

Психологи утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче “домашних” детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения – умению согласовать свои действия, других детей и взрослых, контролировать эмоции. Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например), будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. “Домашние” дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться. Ведь, кроме радости от родительской любви ему приходилось нести груз родительских ошибок. Ребенку, которым неумеренно восторгались дома, и ребенку, которому предъявлялись неумеренные требования, одинаково трудно привыкнуть к новому обществу, найти свое место среди многих. У детей именно в детском саду формируется адекватная самооценка. Как правило, в дошкольном учреждении трудятся профессионалы, знающие свое дело. И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки. Чтобы адаптация прошла мягко, спокойно, безболезненно нами разработаны рекомендации по сотрудничеству с родителями при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД И ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  1. Начните работу с родителями до поступления ребенка в детский сад.
  2. Посетите семью, познакомьтесь с ребенком и его родителями заранее.
  3. Проведите беседы с родителями.
  4. Организуйте встречу с родителями по пригласительным билетам в детском саду в мае.
  5. Проведите экскурсии родителей и детей по детскому саду и участкам.
  6. Устройте “День открытых дверей” – это даст возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию родителей к жизни детского сада.
  7. Организуйте консультации для родителей по адаптации детей в детском саду (с медицинским работником, психологом, заведующей детским садом), можно индивидуальные и групповые.
  8. Начните приучать ребенка к режиму детского сада постепенно. Кратковременное пребывание в группе, от 1 часа до целого дня (после прохождения медосмотра).
  9. Для приобщения родителей к педагогической литературе создайте библиотеку – по раннему возрасту, папки – передвижки со статьями (по желанию) родителей давайте домой для ознакомления.
  10. Оформите родительский уголок по теме адаптации и других тем, которые будут востребованы родителями.
  11. Во время адаптации ребенка используйте элементы телесной терапии (возьмите ребенка на руки, обнимите, погладьте).
  12. По рекомендации врача подвесьте над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
  13. Дайте ребенку в постель мягкую игрушку (по желанию детей).
  14. Расскажите сказки, пойте колыбельные песни перед сном.
  15. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком.
  16. Создайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
  17. Проведите родительские конференции. Основная цель конференций – обмен опытом семейного воспитания.
  18. Проведите вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей.
  19. Организуйте спортивные развлечения, посиделки.
  20. Подготовьте спектакли с участием родителей и покажите их детям.
  21. Проверьте нетрадиционные формы собраний.
  22. Организуйте телефон доверия, “День добрых дел”, “Вечера вопросов и ответов”.

Типичные ошибки родителей во время

адаптации ребенка к ДОУ

 

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие  и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

 

             Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

             Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

 

 

 

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

 

         Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду. Выясните, в какое время вам лучше всего придти в первый день и какой режим посещения будет в первые дни.  В нашем детском саду в первый день вам предложат привести ребенка к 8.00 и забрать в 10.00. В последующие дни время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться в индивидуальном порядке, предложенном воспитателем.

         Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет (если он достаточно большой, предоставьте этот выбор ему) и какие вещи он возьмет в качестве запасных.

         Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.

         Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Скорее всего, платица не будут приветствоваться – сидя на песке, девочка будет пачкать трусики. Также не очень удобны брючки на бретельках и боди – ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.

         Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.

         Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

         Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь с ней как можно больше – тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе.

         Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора  или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются  сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

         Первые дни или даже недели  могут быть  тяжелыми  - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства  любой матери – жалость, сострадание и, возможно,  даже чувство вины за причиненные страдания.    

         Как справиться с этим состоянием? Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами  и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй  про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.

         Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство  - многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с  родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то  отрицательные моменты, подумайте, как вы можете  помочь своему ребенку, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.

         Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам было плохо, вас обижали дети  или воспитатели были жестки, не справедливы  - это не значит, что  ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и , наверняка,  вы нашли лучший садик из всех вариантов.

         Не совершайте ошибки  и не делайте  перерывов  в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть  другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного пребывания все результаты, которых достиглул ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!

         Конечно, маме, которая с рождения ребенка сидела с ним дома и практически не расставалась в течение 3 лет  даже на несколько часов,  будет очень трудно смириться с фактом, что она не знает, чем в данную минуту  занят ее малыш.  Дома ей покажется пусто  и одиноко  без топота ножек,  грохота  игрушек, смеха или плача родного человечка.

          Даже работающая женщина будет переживать, хотя она и раньше расставалась с ребенком на целый день.  Но пока  малыш  дома с бабушкой  или няней, мама постоянно  в курсе их  занятий,  может  часто звонить домой, а вечером получает подробнейший отчет  о прожитом дне,  о каждом достижении ребенка  и о каждой  его бандитской проделке.

         Пройдет не много времени  и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось.  Он стал более капризным. По вечерам  вас могут ждать  неожиданные истерики  по поводу и без повода,  скандалы, сопровождающиеся  криком, плачем,  швыряние предметов и т.д. Некоторые родители  могут прийти в настоящий ужас  при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

         Причин же  может быть  несколько. Во-первых,  действительно,  адаптация  к садику -  большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка.  Кроме того, в окружении  посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что  выплескиваются они  только вечером  на головы родителям.

         Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст.  Все наслышаны о знаменитом кризисе.  Садик может ускорить  взросление  ребенка,  и этот самый кризис  свалится  вам на голову без предупреждения  вместе с проблемами  адаптации  крохи  в коллективе.

         Единственный совет, который  можно дать родителям в этот период – терпение  и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытаетесь  помочь  ему справится  с эмоциями, не  провоцируйте его лишний раз,  старайтесь  сохранять  в доме  спокойную  обстановку.                                          

         Такие моменты  могут быть очень трудными для мамы. Она может  чувствовать себя  покинутой -   еще  вчера  ее кроха был маленьким, теплым, преданным комочком, каждую  минуту нуждавшимся в маме, и вдруг он превращается в кричащего злобного монстрика, отталкивающего ее руки  и не желающего  слушать  уговоры и слова утешения. Не отчаивайтесь на беритесь терпения.

         Главное – помнить, что это  все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его,  лежите  и сидите рядышком, пошепчите  ему на ушко  его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать, если конечно для вас это приемлемо, - и вы убедитесь, что рядом все тот же крохотный человечек, который когда-то благодаря вам  появился на свет.

         Вы быстро  заметите и  положительное влияние садика  на развитие ребенка. Он станет более самостоятельным, научится есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам скатываться с горки и  забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова,  новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то  это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки  и пробует  вылететь  из  теплого и мягкого маминого гнездышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к детскому саду.

В этой статье я хочу осветить причины основных проблем адаптации детей к детскому саду....

Проблема адаптации в детском саду

Проблема адаптации в детском саду...

Проблема адаптации в детском саду

Статья посвящена проблеме адаптации в детском саду....

Консультация для воспитателей ясельной группы "Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возраста"

Что такое адаптация?Адаптация- это привыкание человека к новым обстаятельствам и новой обстановке, в конкретном случае-это привыкания малыша к детскому саду....

Консультация для воспитателей ясельной группы "Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возраста"

Презентация-" Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возроста"...