Дидактические игры на нравственное воспитание.
консультация (старшая группа)

Информация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_nravstvennoe_vospitanie.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство нравственного воспитания старших дошкольников.  

 

Развитие нравственно-волевой сферы у детей актуально при любых условиях. Особенно важно заложить начало развития нравственности уже в дошкольном возрасте ,так как именно в этом возрасте закладываются основы мироощущения и мировосприятия, основы характера отношения к окружающему, умения  адаптироваться в социуме.      

Поскольку основной вид совместной и самостоятельной деятельности дошкольников игра, она становится основой самоорганизации любой детской группы. Вокруг неё и в ней строятся реальные взаимоотношения детей.  Умеет ли ребёнок играть интересно, справедливо – это один из важных критериев которые определяют отношения между сверстниками их симпатии и антипатии. А войти в общество сверстников очень важно для эмоционального благополучия ребёнка.    

Неумение играть вызывает отвержение ребёнка обществом сверстников и часто оборачивается негативными последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольников. Первоначальный внешний конфликт,  когда не принимают в игру,переходит во внутриличностный – снижается самооценка ребёнка, у него возникает чувство малоценности или наоборот негативизм, который с трудом поддаётся психологической коррекции.  

Неоценимую помощь взрослому окажут игры с правилами дидактические игры, поскольку именно здесь ребёнок начинает понимать что чтобы не вызвать к себе недоброжелательные отношения сверстников нужно научиться соблюдать правила.    

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности и в обучении и в воспитании дошкольников. Она может и должна успешно использоваться и как форма обучения и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. В правилах многих дидактических игр уже заложены предпосылки нравственного воспитания, но содержание чаще всего решает задачи развития интеллектуальной сферы ребёнка, а дидактических игр нравственного воспитания и развития на сегодняшний день практически нет. Поэтому, чтобы игра являлась средством нравственного воспитания необходимо иметь дидактические игры с таким содержанием, в которых раскрывались бы либо человеческие отношения, либо эмоциональное состояние.    

  Такие игры помогут развивать у детей нравственно – волевые качества, способствовать общению друг с другом и со взрослым. Игры помогут развить у детей чувство дружбы, отзывчивости, стремлении помочь другому, проявлять волевые усилия, контролировать свои действия, контролировать свое поведение.

Эмоциональные игры

«Угадай, чей голосок»

По считалке выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:

Собрались мы все в кружок,

Ты послушай нас, дружок,

Угадай — чей голосок?

По указанию воспитателя один из детей говорит: «Это я». В конце игры следует похвалить детей, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.

«3мейка»

Рисуется большой круг. По окружности садятся играющие. За их спинами ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку — змейку. Все вскакивают, стремясь как можно быстрее встать на нее. Тот, кому места не хватит, выбывает из игры. Водящий, бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который и становится водящим.

Эмоциональная игра

«Ласковые лапки»

Взрослый кладет на стол 6—7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенок закатывает рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке,— отгадать предмет. Прикосновения должны
быть поглаживающими, приятными.    

 Советы драчунам и злюкам

«Не подражайте шимпанзе»

Наверное, вы обращали внимание, как ведут себя драчуны перед схваткой? Они стоят напыжившись, отведя локти далеко в стороны. Кого они напоминают в этот момент? Пусть не обижаются драчуны, но больше всего они похожи на шимпанзе, которые, когда злятся, становятся в такую же позу. Они еще вздыбливают шерсть, что бы выглядеть больше и страшнее»

Но стоит ли так старательно подражать шимпанзе?

 ИГРЫ

Игра №3 Поступаем правильно

Цель игры — давать детям понятие о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Игра развивает у детей аккуратность, вежливость и предупредительность.

Для игры понадобятся парные картинки. Каждая пара картинок посвящена одной теме, но одна из картинок изображает плохой поступок, а вторая — хороший. Например, на одной картинке пары может быть изображена бабушка, несущая тяжелую сумку, и мальчик, сидящий у бабушки на руках (плохой поступок), а на второй картинке мальчик помогает бабушке нести сумку (хороший поступок). Всего можно нарисовать и вырезать от 10 до 20 пар картинок.

Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно назвать хорошими, а какие — плохими, затем предлагает детям привести примеры хороших и плохих поступков. После этого игра начинается. Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая — плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока — найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитателю важно проследить, чтобы дети работали аккуратно, спокойно, обращались друг к другу вежливо. После того как все пары найдены, игроки, объединившись по двое, описывают сюжет картинок, разъясняя, на какой из них изображен хороший поступок, а на какой — плохой, и почему они пришли к такому мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.

Примечание: для закрепления полученных знаний воспитатель может прочитать детям произведения детской литературы, которые в доступной форме объясняют правильность или неправильность тех или иных поступков. Можно обратиться, например, к таким произведениям, как «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, рассказам В. Осеевой («Три товарища», «Волшебное слово» и др.). Прочесть их детям можно и перед игрой, и после нее.

Игра №4 А что сказали бы вы?

Цель игры — дать детям представления о хороших и плохих поступках, воспитывать у них чувство дружбы, умение делиться.

Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта того, как на нее следует отвечать. Задача детей — выбрать из трех вариантов ответа верный.

Например, воспитатель обыгрывает следующую ситуацию: «Мама дала тебе конфету. Что вы на это скажете?» Предлагаемые варианты ответа такие:

1) дай мне еще одну;

2) я такие не люблю, дай мне другую;

3)спасибо.

Задача игроков — выбрать правильный вариант. Если игроки по какой-то причине ошибаются, воспитатель ни в коем случае не должен оставлять эту ошибку без внимания: важно объяснить, почему именно этот, а не другие варианты ответа является верным.

Кроме уже приведенной, можно предложить вниманию детей следующие ситуации.

Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?

  1. Мне она нужна самому.
  2. Бери, пожалуйста.
  3. Я дам тебе ее, только если ты дашь мне поиграть твою.

Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?

Не хочу.

Конечно.

Я устал, сама помой.

Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подчеркиваться действиями. Например, мало пообещать помочь кому-то, важно действительно это сделать.

Примечание: в качестве подготовительной работы можно прочитать с детьми стихотворение С. Михалкова «Лапуся», рассказ В. Осеевой «Плохо» или другие на выбор воспитателя, объяснить детям, в чем неправы главные герои этих произведений, предложить подумать, как надо было бы поступить на их месте.

Игра №5 Доктор вежливых наук

Цель игры — научить детей отзывчивости и вежливости.

Для игры потребуются набор призовых жетонов, красиво разрисованный диплом доктора вежливых наук, в который остается лишь вписать имя, а также головной убор профессора — черная шапочка-цилиндр с квадратным верхом и кисточкой.

Ведущий (воспитатель, педагог, родители) объясняет, что сейчас состоится экзамен. Самому вежливому игроку присудят звание профессора вежливых наук. Игроки по очереди называют по одному слову, которое должно быть либо вежливым («спасибо», «пожалуйста», «извините»), либо дающим положительную оценку кому-нибудь или чему-нибудь («красивый», «бескорыстный», «добрый»). За каждое названное слово игрок получает один призовой жетон. Если игроку не удается сразу найти вежливое слово, то он уступает очередь следующему участнику игры. Игра заканчивается, когда все слова исчерпаны, а жетоны розданы играющим. После этого ведущий подсчитывает баллы (по одному баллу за каждый призовой жетон) и подводит итоги: игрок, который нашел больше вежливых и ласковых слов, объявляется доктором вежливых наук, награждается дипломом, в который торжественно вписывается его имя, и профессорской шапочкой.

Примечание: в качестве предварительной работы можно прочесть вместе с детьми или инсценировать произведения, в которых говорится о вежливости или, наоборот, о невежливости, а также поговорить о том, насколько приятно слышать от других хорошие, вежливые слова и насколько важно говорить их самому.

Игра №6 Кинолента (М. Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, преодоление застенчивости

Количество играющих: группа (6-7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.      

Игра Сказочная тропинка Эмоциональная игра.  

Ход игры.    

Воспитатель предлагает детям пройти по сказочной тропинке используя музыкальное сопровождение. Детям предлагается встать друг за другом паровозиком .Если звучит весёлая музыка то дети идут спокойным шагом а если звучит устрашающая музыка дети должны полуприсестом идти медленно и следить за тем чтобы никто не сошёл с тропинки. Усложнение игры когда звучит весёлая музыка воспитатель может назвать кого-то по имени тот ребёнок которого назвали должен выйти из шеренги  паровоза и встать первым .Дети должны его выпустить и дать встать первым. Таким образом каждый ребёнок может быть первым особенно если есть застенчивые дети.

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игр Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в нравственно-патриотическом воспитании

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способ...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию Средняя группа

Данное пособие предназначено для педагогов Средней группы....

Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию

Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию...

Ситуативно-дидактическая игра по нравственному воспитанию в ДОУ для детей подготовительной группы

Ситуативно-дидактическая игра по нравственному воспитанию в ДОУ для детей подготовительной группы...

Картотека «Дидактические игры по нравственному – воспитанию»

«Дидактические игры               по нравстве...