Проблемы подбора материалов и оборудования для детского сада
консультация

Легачева Ирина Сергеевна
Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0008f85a-a6ee57ec_1.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада

Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:

упорядочение, введение в систему множества материалов;

конкретное оснащение группового помещения.

Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.

В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.

Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».

Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:

1) игрушки (для свободной деятельности детей),

2) дидактические пособия для занятий.

Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.

В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).

В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.

Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.

Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.

Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменямых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.

Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового помещения.

Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.

Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».

К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит хорошее».

Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:

выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;

материалы должны подбирать сбалансировано.

В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное оборудование в детском саду

Подготовила: Воеводина Ангелина Михайловна ГБДОУ № 86 Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и пр...

Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.

Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика  плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правил...

Практическая консультация для воспитателей «Материалы и оборудование для детского сада»

Консультация поможет воспитателям понять значимость и важность правильной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада...

Подбор стихотворений для заучивания в детском саду.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действи...

Атлас развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО. "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА"

Цель данного пособия задать направление для подбора материалов и оборудования, которые могут обеспечить целостный образовательный процесс и подходить для любой программы, а также могут быть дополнены ...

Материалы и оборудование для детского сада.

Иллюстрированный атлас. Пособие для воспитателейНормативные и научно-методические материалы задают общие стратегические принципы организации развивающей среды в детском саду, но не отвечают ...