Игры на формирование коммуникативных навыков
картотека

Соломонова Анна Владимировна

Игры на формирование коммуникативных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения: 

Игры на формирование коммуникативных навыков.

Подвижная дидактическая игра «НЕ». Формирование понятия «отрицание».

– Встаньте НЕ мальчики.

– Поднимите руки НЕ девочки.

– НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.)

– Сядьте на корточки НЕ слонята.

– Ребята, я знаю одного мальчика, которому всёвремя говорили: «НЕ делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете объяснять и показывать жестами,что НАДО делать:

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дёргать за косички!

(Дети перечисляют действия: играть, дружить с девчонками, пожать руку, погладить.)

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

(Надо спокойно сидеть и кушать.)

Дидактическая игра «Угадай цвет».

Ведущий предлагает детям определить, какой цвет он загадал, если такого же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.)

Аналогично разгадываются другие цвета.

Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов «своего» цвета. За правильный пример группе засчитывается очко. Победит та группа детей, которая наберёт больше всего очков.

Дидактическая игра «Повтори-ка»

Один из играющих называет какой-либо овощ, допустим капусту.Следующий повторяет: «Капуста»,и от себя прибавляет название другого овоща: «Лук».Третий повторяет: «Капуста – лук»,и добавляет: «Огурец». И так каждый следующий игрок, перечислив все названные ранее овощи, прибавляет от себя ещё одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех овощей или перепутает их порядок (за этим следит ведущий, он выбывает из игры.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Для этой игры желательно нечётное количество участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся на слово «плохо».

Примеры:

– Хорошо, что сегодня солнечный день.

– Плохо, что нужно рано вставать.

– Хорошо, что мы завтра пойдём в кино.

– Плохо, что в речке купаться нельзя.

Дидактическая игра

«Чтобы – нужно»

В этой игре прослеживается логическая цепочка. Последняя часть предложения – задание для следующего игрока.

Примеры:

– Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

– Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

– Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

– Чтобы быть сильным, нужно заниматься физкультурой, и т. д.

Дидактическая игра «Пять определений»

Участникам задается слово (имя существительное). Первый участник даёт ему первое определение, следующий другое и т. д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово-задание.

Примеры:

Полотенце – бумажное – махровое – цветное– кухонное – банное.

Крокодил – огромный, страшный – зелёный – зубастый – злой.

Дидактическая игра

«Слова-двойняшки»

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор сказки «Алиса в Стране Чудес». Для игры в словадвойняшки выбирается любое слово (желательно от трёх до пяти звуков) и изменяется в нём только один звук. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством звуков, что и у первого.

Примеры:

Роса – коса – кожа – ложа – лужа – луна …

Дидактическая игра «Что мы видим?»

Каждый участник игры называет одним словом то, что он видит (например, небо, дерево, рябину, листик и т. д.). Говорить надо быстро, повторяя слова, сказанные другими и добавляя своё новое слово. Кто не сможет сказать слово, выходит из игры.

Дидактическая игра «Что такое?»

Дети поочерёдно называют предмет и его свойство или признак (например: листик – зелёный, машина – красная, небо – синее и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.

Дидактическая игра «Что умеет делать?»

Дети поочерёдно называют предмет и его действие (например: листик – летает, машина – едет и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.

Дидактическая игра «Словесная дуэль»

Ведущий предлагает командам назвать по очереди: считалки, пословицы, поговорки на определённую тему. Побеждает команда, которая назовёт больше примеров.

Дидактическая игра «Что я знаю о тебе»

Передавая куклу по кругу, ребёнок, в руках у которого она оказалась,говорит следующие слова: «Я хочу рассказать о своём друге (или подруге)».И рассказывает приблизительно по следующей схеме: как зовут, как можно назвать ласково, какой он (какая она, как одет и во что, чем любит заниматься, почему он с ним (с ней) дружит.

Дидактическая игра «Расскажу вам о себе»

Проводится аналогично предыдущей, только с эстафетной палочкой. Ребёнок, у которого она оказалась в руке, рассказывает о себе по схеме предыдущей игры.

Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Игру можно проводить по схеме: ребёнок – ребёнок или ребёнок – родитель. Обращаясь друг к другу, участники игры поочередно говорят партнёру приятные слова, комплименты.

Дидактическая игра «Путаница»

Дети образуют круг и ходят вокруг ведущего, который стоит в центре и произносит текст, специально делая ошибки. Там, где она допущена, дети должны захлопать в ладоши. Где ошибки нет, дети должны затопать ногами. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Для текста ведущего подойдёт любая «путаница».Например:

Птички певчие поют:

гав-гав-гав.

(Дети хлопают в ладоши.)

Колокольчики звенят:

жу-жу-жу.

(Дети хлопают в ладоши.)

Лает пёсик на дворе:

мяу-мяу-мяу.

(Дети хлопают в ладоши.)

Жук на дереве жужжит:

жу-жу-жу.

(Дети топают ногами.)

Утки серые кричат:

кря-кря-кря.

(Дети топают ногами.)

Козлик серенький кричит:

му-му-му.

(Дети хлопают в ладоши.)

А барашек у реки:

бе-бе-бе.

(Дети топают ногами.)

А корова на лугу:

чик-чирик, чик-чирик.

(Дети хлопают в ладоши.)

Эта игра может продолжаться как угодно долго, если ведущий будет менять звукоподражательные слова.

«Только хорошее»

Педагог с мячом в руках встаёт перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому бросает мяч. Ребёнок ловит его только тогда, когда педагог произносит слово, обозначающее какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность и проч.). В этом случае игрок делает шаг по направлению к педагогу. Если ребёнок случайно «поймает плохое качество» (жадность, злость, обидчивость и проч., он делает шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога. Этот ребёнок становится ведущим.

«Добрые волшебники»

Все дети становятся добрыми волшебникам: они должны подарить людям чтонибудь хорошее и нарисовать свой подарок на листочке – лепестке. Затем каждый ребёнок рассказывает, почему он делает именно этот подарок и что в результате изменится в мире. В конце игры все листочки лепестки соединяются в одну ромашку. Это подарок добрых волшебников всем людям.

«Покажи стихотворение»

Дети распределяются на небольшие группы. Каждой из них даётся, не слышно для других, стихотворение, содержание которого нужно изобразить с помощью пантомимы. Игроки договариваются, кто и как будет выступать. После этого каждая группа показывает свой номер. Остальные группы должны угадать стихотворение. За каждый верный ответ группа получает очко.

Для игры выбираются простые,хорошо знакомые детям стихотворения: «Мишка косолапый», «Зайка», «Самолёт», «Лошадка», «Мячик» («Наша Таня громко плачет», «Кошкин дом» (например, сцена тушения пожара, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

Роль игры в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь....

«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....

Игра - средство формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.

   Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, ...

"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Проце...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Предлагаемые упражнения, игры развивают у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение ...

"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста с ОНР"

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых ...