Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
статья

В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста, а также средства их стимулирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx125.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие  и воспитание детей раннего возраста.

Сенсорное развитие (сенсорика) это процесс формирования определённых представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, вкуса, запаха и т.д. Когда малыш впервые столкнётся с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически впервые же дни жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоится в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребёнка – планомерном, последовательном ознакомленииего с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребёнок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного, могут оказаться ложными и неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возрастявляется наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребёнка.

ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые

Именно в соответствии с ними у ребёнка

формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕНСОРИКИ

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребёнка должно учитывать его возрастные  особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило. Наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трёх лет ребёнок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвёртом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребёнка.

ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, солёный, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, лёгкий, тяжёлый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5 – 2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трёх размерную матрёшку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объёмных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования ( проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2 – 4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение чётко различать объёмные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д. ), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

КОГДА И В КАКОЙ ФОРМЕ НЕОБХОДИМО ПРИУЧАТЬ МАЛЫША К СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЕ

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребёнка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается всё рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребёнка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра недолжна утомлять малыша, иначе он  быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребёнок вынес из занятия что – то полезное для себя.

ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, ка она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребёнка предметами с разной текстурой ( варежка, пёрышко, мочалка, игрушка и т. д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребёнку свою улыбку, прокомментировав её словом «добрый». Сделайте гримасу злого человека, назвав её «злой». Попросите малыша повторить  вашу мимику;
  • если ребёнок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ:

  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (горох, гречу, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребёнку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать не сложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон ( жёлтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребёнкапри правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Сенсорное познание у детей дошкольного возраста"

О важности развития сенсорного познания у детей дошокльного возраста. И о том, как оно развивается....

Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»

Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...

Статья "Типичные проблемы в развитии детей раннего возраста".

Раннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка. В раннем возрасте ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с близкими, ребенок овладевает нормат...

статья «Игротерапия как средство развития детей раннего возраста»

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества...

Статья на тему " Речевое развитие детей раннего возраста"

   Развитие речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо...

Статья "Роль игры в развитии детей раннего возраста"

Ранний возраст – самое благоприятное время для начала развития у малыша любых способностей. Очень важно не упустить момент. Надо вовремя начать заниматься с малышом. Игра – первое, чему ну...