Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД1.   Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"

СЛАЙД 2

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

• развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

• обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;

• помощь в анализе и осознании собственных трудностей в установлении позитивного общения с родителями;

• отреагирование собственных негативных чувств к родителям воспитанников;

Материалы и оборудование: выход в интернет и скайп (телефон, компьютер, ноутбук), бланки с вопросами теста, текст памятки – на эл почту каждому.

Ход практикума.

СЛАЙД3                              1. Психологическое вхождение.                      Кинезиологическое        упражнение "Пальчики в колечки".

Это хорошее упражнение на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Инструкция: Поставьте правую руку на стол. Растопырьте пальцы. Перебирайте пальцы в колечко, соединяя каждый палец с большим. Затем левой рукой. Теперь обеими руками сразу, увеличивая темп.

СЛАЙД 4                     2. Притча «Страшный сон»

                  Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, в чем  разница в толковании первого и второго мудрецов?

2. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?

3. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

СЛАЙД 5            3.Знакомство с темой практикума. Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

                  Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях воспитателей и родителей. В каждой группе есть такие родители, общение с которыми педагогов  напрягает, и есть такие родители, с которыми в радость общаться. Многие родители придерживаются мнения, что воспитывать их ребенка  должны в детском саду, а родители могут  лишь следить за тем, чтобы ребенок был сыт, одет и всё. Встречались с такими родителями, уважаемые коллеги? (Ответы педагогов)

СЛАЙД6    Инструкция:  Давайте составим обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства.

Педагоги говорят. я записываю на лист А4

Самый трудный родитель:

-капризный, уверенный в своей правоте,  считающий педагогов обслуживающим персоналом, высокомерный, слишком умный, агрессивный...

-родители  идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его  уровень  развития, не хотят видеть недостатки;

-родители равнодушны к своим детям  и детскому саду;

-перекладывают  ответственность  за воспитание и обучение  на детский сад;

-низкий  культурный и педагогический уровень родителей.

СЛАЙД7: Спасибо. А теперь составим  портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Самый приятный родитель:

-спокойный, тактичный, желающий развивать и заниматься со своим ребенком, в меру активный, помогающий, понимающий...

Спасибо.  Скажите, пожалуйста:

• Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт? (неприязнь, злость, недовольство...)

• Были ли в вашей практике такие родители?(да)

• Что вы чувствовали при создании положительного портрета? (радость, положительные чувства)

• Есть ли в ваших группах такие родители?(да)

То есть, все люди разные. И мы кому-то не нравимся, и нам некоторые люди неприятны. Но, каков бы ни был родитель нашего воспитанника, нужно искать подход к нему. Безусловно, для этого необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.

СЛАЙД 8:              3. Алгоритм принятия.

Итак, что надо делать, т.е., алгоритм принятия "трудного" родителя:

1. Прежде всего быть терпеливым, надо сдержать свои отрицательные эмоции, постараться найти в родителе его  положительные качества;

2. Прежде чем реагировать, надо подумать о мотивах, побуждающих так действовать родителя. Осознание мотивов помогает снять раздражение;

3. Затем принять родителя таким, какой он есть;

4. Попытаться изменить своё отношение к родителю или же его мотивацию.

СЛАЙД 9:                      4. Упражнение "Три я"

А вы никогда не задумывались, дорогие коллеги, почему мы так по-разному  ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами? 

Согласно теории Эрика  Бёрна, в каждом человеке “живут” три “Я” – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). В зависимости от того, какое «Я» в данный момент преобладает, так мы себя и ведём.

Иногда мы:

• объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый;

• иногда, требуем или заботимся – как Родитель;

• иногда, фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок.

5. Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

Мы заранее провели Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре  личности (я отправляла каждому на электронную почту).

Откройте, пожалуйста, ваши результаты. Вы определили свою  доминирующую позицию.

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу.

Расположите соответствующие символы в порядке убывания ваших чисел. Например: Д-В-Р, или Р-Д-В  и баллы. Как у вас получилось.

Итак, мы с вами узнали, какую позицию мы занимаем. Заметьте, не роли, которые мы играем, а позиции. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В общении с другими человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.

СЛАЙД 10: Интерпретация результатов:

Посмотрите на результат, если у Вас:

больше  Р:   Чаще всего Вы ведете себя как Родитель, Вам соответствует стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

больше  В:   Чаще всего Вы ведете себя как Взрослый. Вам  соответствует сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".

больше Д:   Чаще всего Вы ведете себя как Дитя.  Вам соответствуют  чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

6. Признаки проявления различных Я-состояний.

1. Я-состояние родитель:

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут);  б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

СЛАЙД 11:        2. Я-состояние ребенок:

Вербальные (словесные) признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

3. Я-состояние взрослый:

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

СЛАЙД 12:  Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний друг с другом:

"Единственно правильного" варианта распределения не существует, но тем не менее, ряд исследователей считают, что оптимальны 2 варианта:

В первом случае, когда наиболее выражено Взрослое состояние, а Ребенок и Родитель имеют несколько  меньший вес и примерно равны. В=75%, Р=15%, Д=15%

Во втором случае все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени.   В=34%, Р-33%, Д=33%

Не самой удачной следует считать ситуацию, когда на эгограмме Ребенок или Родитель превышает Взрослого.

        *Если наиболее силен Ребенок (Дитя), то существует вероятность, что в этом случае в личности преобладают инфантильные качества. Такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив - гиперответственнен), этических норм (если при этом Родитель выражен слабо).

        *Если наиболее силен Родитель, то велика вероятность, что такой человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

        Все три эго-состояния необходимы здоровой и гармоничной личности. Родительское состояние "отвечает" за культурные и нравственные ценности и убеждения, а также необходимо для воспитания детей. Взрослое состояние необходимо для разумных и зрелых суждений, объективной обработки информации. Детское состояние дарит радость творчества, самовыражения, интуиции.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность.

 Можно обдумать результаты диагностики в свободное время, проанализировать, возможно, что-то скорректировать в своём поведении.

Теперь вы знаете свою доминирующую позицию, т. е. какое «Я» у вас преобладает. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с “трудным”, важно учитывать как свои особенности, так и особенности родителя. В общении могут использоваться все три позиции, в зависимости от ситуации.

СЛАЙД 13: 7. Памятка "Правила общения и поведения с "трудным" родителем" и "Типология  родителей"

 На почту я скинула вам Памятку, отображающую правила общения и поведения с "трудным" родителем и "Типы родителей"

СЛАЙД 14: 8. Ну и в заключение кинезиологическое упражнение на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля "Нос-ухо-хлопок".

Инструкция: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

СЛАЙД 15: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар практикум с мастер - классом для родителей и воспитанников младшей группы «Большое путешествие»

КонспектСеминара практикума с мастер - классомдля родителей и воспитанников группы младшего дошкольного возраста(с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ технологий) «Больш...

Семинар-практикум "Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников"

Цель семинара-практикума:Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевойкультуры. Расширение знаний о значен...

Школа молодого педагога. Лекция - практикум "Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"

Повышение  профессионального  мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....

Конспект Семинара практикума с мастер - классом для родителей и воспитанников группы младшего дошкольного возраста (с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ технологий) «Большое путешествие»

1. Создать у детей положительное эмоциональное состояние. 2. Упражнять детей в разнообразной ходьбе и беге: с высоким подниманием колен, «змейкой» между предметами, прыжках с продвижением вперед. 3....

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»...