Консультация для педагогов
консультация

Феоктистова Валентина Петровна

Игра - как средство музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_ped-v_igra.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игра – как средство музыкального воспитания

«Игра  влияет  на  формирование  всех основных  процессов,  от  самых  элементарных  до  самых  сложных»  (Д.Б. Эльконин). 

Социальный  заказ  и  новые  требования  ФГОС  ориентируют  отечественную педагогику  на  развитие  каждого  ребенка  как  субъекта  собственной  жизни, человека,  способного  к  самостоятельной  творческой  деятельности.  В сложившейся  ситуации  педагоги  все  чаще  обращаются  к  такой  форме деятельности, как игра.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная деятельность является одной из любимых детьми. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
          Игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
          В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

  Музыкальная игра имеет следующие задачи:

 развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата; координации движений и нормализацию их темпа и ритма;

  формирование  выразительных  средств:  интонации,  мимики,  жестов, движения;

  обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

  развитие музыкальных, творческих способностей;

  развитие социально-коммуникативных  навыков.

   Воздействие музыкальной игры на развитие социальной сферы        ребенка.

   Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников,  однако  современная  практика  воспитания детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только развитие  музыкальных  и  творческих  способностей,  эстетических  эмоций  и чувств,  но  и  являлись  бы  средством  формирования  социально-коммуникативных навыков дошкольников. Музыкальная игра помогает  стимулировать  интерес  и  доброжелательное отношение  к  сверстникам  и  взрослым,  способствует  эмоционально-положительным  контактам  между  детьми,  развивает  инициативные  действия, направленные на взаимодействие друг с другом.

  Содержание и тематика музыкальных игр.

   Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов программы-знакомства с  социальным  окружением,  с  природой, литературными  и  сказочными  персонажами  и  пр.  В основе игры  чаще  всего музыка  изобразительного  характера,  которая  подсказывает  ход  действия сюжетной  игры  или  игры  с  правилами.  В ходе игры даже самые  застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам  текст  подсказывает соответствующие действия. Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.

 

 Подбор музыки для детей с различным типом нервной системы.

  Медлительные  дети  нуждаются  в  стимулирующей  музыке,  которая  бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

  Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

  Дистоническим  детям,  у  которых  в  течение  дня  происходит  резкая  смена эмоционального  состояния  (от  агрессии  до  апатии),  требуется стабилизирующая  музыка  спокойного  характера  с  акцентами, повторяющимися  через  равные  интервалы,  и  с  одинаковым  уровнем громкости.

   Формы проведения музыкальных игр.

   В  методике  дошкольного  воспитания  определены  два  вида  игр:  игры  под инструментальную музыку и игры под пение.

   В  свою  очередь  игры  под  инструментальную  музыку  разделяются  на сюжетные,  где  выступают        определенные  персонажи,  развертывается   действие  и  решается  основная  задача-передать  музыкально-игровой  образ персонажа,  и  несюжетные,  (разновидность  подвижных  игр),  правила  которых связаны с музыкой, и решается задача-двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения, а так же игры театрализованные, дидактические, хороводные.

  Музыкальные подвижные игры с правилами.

   Музыкальные подвижные игры сопровождают детей в детском саду, начиная с  самых  простых  в  младшей  группе,  и  усложняются  по  мере  взросления  в старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры. Если  малышам  надо  просто  побегать,  то  старшие  дошкольники,  например, сознательно  соблюдают  правила  сами  и  следят,  чтобы  так  же  поступали товарищи по  игре.  Особую  пользу от  подвижных игр  получают  гиперактивные дети.  Очень  часто  родители  и  педагоги  задают  вопрос:  как  развивать гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших  словах, на месте пары минут не  может усидеть. Подвижная игра здесь  самый лучший выход.

           Таким  образом,  игра-наиболее  активная  творческая  деятельность, направленная  на  выражение  эмоционального  содержания  музыки, осуществляется  в  образных  движениях.  Игра  имеет  определенный  сюжет, правила  и,  облаченная  в  интересную  для  ребенка  форму,  помогает  в непринужденной обстановке взаимодействию детей между собой. Музыка  вызывает  эмоциональный  и  двигательный  отклик.  Характер  отклика зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски тем,  что  помогает  детям  внимательно  и  сознательно  слушать  музыку, формирует  социальную  активность  и  умение  взаимодействовать  в  игре  со сверстниками.

 Список использованной литературы

 1.  Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. – М.: «Гном», 2001;

2.  Анисимова Г.И. Музыкальные игры для дошкольников 5-7 лет. //«Логопед

в детском саду» №3-2010;

3.  Праслова  Г.  Музыкальная  игра  как  средство  развития  //Музыкальный

руководитель №3-2004;

4.  Выродова И.А. Социализация особых детей раннего возраста средствами

музыки //Музыкальный руководитель №5-2011;

5.  Ветлугина  Н.А.,  Дзержинская  И.Л.,  Комиссарова  Л.Н.  Методика

музыкального воспитания. – М.: «Просвещение», 1989;

6.  Груздова И.В., Лютова Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке: музыкальные

игры и занятия для детей. - Ростов на-Дону, «Феникс», 2010.

«Игра с бубном»

  Описание. Дети стоят в кругу, в центре круга-водящий с бубном.

  Вступление. Все поворачиваются в одну сторону.

  Часть 1 (с повторением). Водящий ритмично ударяет в бубен, дети движутся по кругу подскоком, свободно размахивая руками.

  Часть 2 (с повторением). Дети, стоя на месте, лицом к центру круга, хлопают в ладоши.  Водящий,  встряхивая  бубном,  скачет  внутри  круга.  С  окончанием музыки  он  протягивает  бубен  между  двумя  детьми,  около  которых остановился.

  Эти  дети  бегут  за  кругом  в  разных  направлениях  без  музыкального сопровождения.  Обежавший  круг  первым,  легко  ударяет  в  бубен.  Затем берет его в руки и становится новым водящим.

Игра «Чей кружок быстрее соберется?»

  Описание.  Дети  образуют  четыре  кружка.  В  середине  каждого  круга  стоит ребенок-ведущий  с  платочком  определенного  цвета  (красный,  синий, желтый, зеленый).

  Такты  1-4.дети  легко  и  подвижно  идут  по  кругу,  ведущие  помахивают платочком, как бы показывая его.

  Такты 5-8: Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.

  Такты 9-16: Все легко бегут по залу, ведущие помахивают платочком, как бы прощаясь.

  Такты  17-20:  дети  свободно  пляшут,  в  конце  приседают  и  закрывают  глаза. Ведущие перебегают на другие места и поднимают платочки.

  Такты 21-24: Дети бегут к своим ведущим и становятся вокруг него в кружок, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который       первым.

   Игра: «Кто скорее»

  Описание.  Дети  распределяются  на  две  равные  подгруппы  и  встают  в  две шеренги  напротив  друг  друга,  образуя  коридор.  Сзади  коридора воспитатель-ведущий,  в  руках  у  него  погремушки  по  количеству  детей, стоящих в одной шеренге.

  Такты  1-2:  Последний  ребенок  одной  из  шеренг  легким  подскоком приближается  к  воспитателю  и  с  окончанием  музыкальной  фразы останавливается.

  Такты  3-4:  Тем  же  движением  приближается  к  воспитателю  последний ребенок  другой  шеренги.  В  конце  4-ого  такта  двое  детей  поворачиваются спиной друг к другу.

  Такты5-8:  Быстро  обегают  свою  шеренгу  и  по  коридору,  выстроенному  из ребят,  вновь  бегут  к  воспитателю.  Прибежавший  первым  получает погремушку.  Дети  встают  на  место  первых  в  шеренгах,  а  все  остальные продвигаются  на  одно  место  назад.  Игра  повторяется,  соревнуются  другие дети, стоящие последними. Побеждает та команда, которая получит большее число погремушек.

   

Игры с пением.

          Игры  под  пение  включают  хороводы,  инсценировки  песен  и  тесно  связаны между  собой.  Построение  их  зависит  от  содержания.  В  действие  поочередно включаются  отдельные  дети,  небольшая  их  группа,  весь  коллектив,  меняется направление  движения,  происходят  перестроения:  в  круг,  шеренги,  пары, «стайку», колонны и т.д. Таким  образом,  музыкальные  игры  по  своим  задачам  принадлежат  к дидактическим,  а  по  характеру  -  к  подвижным.  Их  содержание  находится  в полном соответствии с музыкой.

   Игра «Сапожник»

  Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4 шага вперед  и 4 шага назад на свое место.

  Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами отходят назад.

  На  2-ой  и  3-ий  куплеты  движения  повторяются.  «Сапожник»  снова задает вопрос, а дети отвечают.

  Дети, дети, вы куда идете?

   - Ой, сапожник, мы идем на площадь!

   Дети, дети, сапоги порвете!

   - Ой, сапожник, ты их залатаешь!

   Дети, дети, кто же мне заплатит?

   -Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!

   После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник» ловит их. Пойманный становится «сапожником».

   Игра: «Прятки с платком»

Описание. Педагог кладет на стул платок и становится вместе с детьми в круг. 1-ый куплет. Запев: дети с педагогом идут по кругу,  сопровождая  движение пением:  

   Очень любим в пряталки  мы играть, очень любим прятаться и искать.

 Припев: Вы скорее приседайте, глазки быстро закрывайте.

Дети приседают на корточки, кладут руки на колени, опускают голову на руки и закрывают глаза. Педагог проходит сзади детей и незаметно накрывает кого-нибудь  из  детей  платком,  стараясь  полностью  спрятать  ребенка.  Дети открывают глаза и встают.

2-ой куплет. Запев (поет педагог):    Кто к платочку подойдет  и того, кто спрятался, назовет?

                                                              Угадавший поднимает руку.

                      Припев (поет педагог): Сашенька (любое имя), подойди.  Сашенька, назови.

     Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто спрятался под платком, и с окончанием песни называет его имя.

 

  Игры со словом.

   Игра: «Ваня – простота» (русская народная потешка, автор Л. Исаева)

Дети берутся за руки и становятся в круг. Ведущий «Ваня»- в центре круга.

 Барашеньки, крутороженьки,     (Идут пружинящим шагом)

 По лесам ходили, по дворам бродили, (Идут топающим шагом)

 В скрипочку играли,    (Имитируют игру на скрипке)

 Ваню потешали. (С  легким  поклоном поворачиваются к «Ване»)

 Ваня, Ваня-простота (Идут в центр круга поддразнивают его)

 Купил лошадь без хвоста.  (Отходят)

Сел задом наперед (Отворачиваются на прыжке)

И поехал в огород. (Пружинят  и  выполняют  скользящие хлопки) 

Ваня догоняет обидчиков.

Игра: «Дощечка» (слова О. Колпаковой, автор О. Берзина)

Положили через речку      

То-то узкую дощечку! (Дети,  взявшись  за  руки,  идут  по кругу. )

Кот пойдет-повалится,  (Повернувшись лицом  в  круг,  делают  один приставной шаг с «пружинкой»  вправо)

Кошка в воду свалится,  (Повторяют  движение  приставного шага)                                               

Петушок споткнется,  (Повторяют  движение  приставного шага)                                              

Утка сковырнется…  (Повторяют  движение  приставного шага)                                               

Только мышка перешла    

И мышат перевела!

 Ребенок-  «мышка»,  выбранный   заранее, устремляется легким бегом через  середину  круга.  Двое  детей, стоящих  напротив  «мышки», расцепляют  руки.  «Мышка»  по воображаемой    дощечке  переводит сдвоенную цепочку «мышат».                                              

Только мышка перешла    

И мышат перевела!  (Дети,  расцепив  руки,  весело подпрыгивают  на  двух  ногах, кружась на месте и хлопая в ладоши)

 Игра: «Медведь» (слова И. Токмаковой, автор К.Ряховская)

Описание.  Дети  стоят  по  кругу.  В  центре  его  сидит  ребенок  с  закрытыми глазами. Это- «медведь».

   Как под горкой снег, снег,          Дети идут в центр, сужая круг.

   И на горке снег, снег.                  Отходят назад, расширяя круг.

   И под елкой снег, снег,               Дети идут в центр, сужая круг.      

   И на елке снег, снег.                    Отходят назад, расширяя круг.

   А под снегом спит медведь.        Идут к центру осторожными  шагами.

   - Тише, тише, не шуметь.

   Последнюю  строчку  говорит  кто-то  из  детей.  «Медведь»,  не  открывая глаз, пытается узнать по голосу, кто его позвал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....